Эта странная форма жизни

  Ночной Лиссабон бел прекрасен. Ярко осветлённые улицы старинного города притягивали своим комфортом, изысканными витринами, запахом вкусных местных блюд и вин, который несся из забитых посетителями ресторанов и кафе; прекрасными песнями фаду, что в переводе означает «судьба», известной португальской певицы Амалии Родригуеш. Повсюду чувствовалось праздничное настроение.

 Несмотря на позднее время, толпились неугомонные туристы; местные жители также не спешили оставлять насиженные места в кафешках, довольствуясь свежим пивом и устрицами.

  А вот весёлая  жизнерадостная стайка студентов... Расселись прямо на тротуаре на одной из живописных площадей. Под звуки гитары напевали студентские песенки, перебрасывались шутками, весело смеялись.

  Как хорошо быть молодым!

  Она остановилась возле этой весёлой компании. Такие жизнерадостные,беззаботные, счаст-
ливые. От них рекой лилось счастье, вливалось в души прохожих, заставляя их останавливаться и также ощущать себя молодым, весёлым и счастливым.

  Чувствуя, как всё в душе поднимается, как счастье и радость вливается в её сердце, она мысленно сказала себе и всем окружающим: « Жизнь прекрасна! ». И с чудесным настроением зашагала по выложенному интересным арабским узором тротуару.

  Но внезапно одновременно увидела и услышала нечто странное среди всего этого прекрасного: на обочине в тени стояла тоненькая фигурка молодого парня, который, протягивая руку, просил милостыню на португальском языке со славянским акцентом.

  Подойдя ближе, она посмотрела на изнеможденное бледное лицо парнишки. Глаза его были опущены вниз. Женщина подошла ближе. Парень, не глядя на неё, попросил несколько сенти-
мов на хлеб.

  -Можете говорить по-русски или украински,- сказала она.

  Парень удивлённо и даже с каким-то страхом глянул на неё, быстро отвёл взгляд, ещё больше втянул голову в плечи, стараясь уйти прочь. Но женщина его остановила:

 -Почему ты просишь деньги? У тебя нет работы?
 -Я работал на строительстве два года у одного патрона. Месяц тому назад он закончил строительство и меня уволил. И однажды, когда я возвращался домой после очередных неудачных поисков работы, у меня украли папку с документами, телефоном и какими-то деньгами. А без документов, как вы знаете,  никто на работу не возьмёт. Денег у меня не осталось, потому что я почти ничего не откладывал, а отправлял домой. У меня дома никого нет, только мать. Она очень больна. Сколько ей осталось,я не знаю. И теперь не могу с ней связаться. Она переживает. И это её убьёт. Я уже подал просьбу на новые документы, но не знаю, на сколько времени это затянется. Больше всего волнуюсь за маму. Ведь ей нужны лекарства, а я ничем не могу помочь.
 -А где же ты живёшь ? - спросила она.
 -Я снимал место в комнате. Но вынужден был оставить за неимением денег. Живу на улице...Та ничего,- махнул он рукой, пробуя улыбнуться,- я выберусь. Главное - получить новые документы и потом найти работу. Хуже всего - мать...

  Она достала из сумки кошелёк достала купюру в двадцать евро и протянула парню:
 -Вот держи. Будет тебе на ужин.
 -Да что вы... не надо столько,- краснея, промымрил парень.- Это у меня временно. Я выберусь.

 Она резким движением, не терпящим возражения, положила ему в руку деньги:
 -Я знаю, что временно. В этом нисколько не сомневаюсь. Конечно этих денег мало, но в данный момент у меня больше нет.

 Парень взял деньги, поблагодарил сдавленным голосом, и женщина заметила, как по его впалой щеке скатилась блестящая слеза.

 -А как же тебя зовут? - спросила она.

 -Коля...Николай,- глотая слёзы, промымрил парень.

 -Вот что, Коленька. У меня есть мобилка, ты можешь поговорить со своей матерью. Но уже поздно, и она, наверно, спит. Мы сможем встретиться завтра.

 - Нет, моя мама не спит. Она не спит ночами. Я постоянно звонил ей в это время, а то й позже.

 Вынув мобилку, она попросила номер телефона его матери, набрала указанный номер и , услышав гудки вызова, дала его Николаю.

 Парень дрожащими руками схватил телефон.

 - Мама, Мамочка! Это я! Как ты? - Почти закричал он ,волнуясь.

  Но вдруг, слушая ответ в трубке, он широко открыл глаза от ужаса. Губы перекосились, лицо стало каменным.

  Медленно опустив руку с мобилкой, он открыл рот, стараясь выдавить слово. Наконец сдавленным голосом  произнёс:
  - Мать умерла. Неделю как похоронили... Соседка сказала...

  Закрыв лицо ладонями, парень беззвучно зарыдал, дав волю горьким слезам. И вместе с ними выходили наружу годами спрятанное горе, горькое одиночество на чужбине и потеря самого дорогого человека - матери, с которой даже не смог попрощаться , провести в последний путь...

  А среди уличного шума громко зазвучала песня-фаду  Амалии Родригуеш « Эта странная форма жизни »


Рецензии
Вечная тема чужбины. Хорошо написано!
У матери - своей Родины, быть не любимым сыном тяжко, но куда хуже быть пасынком. Кто же вы куда вас гонит? Что ищите в стране чужой?
Каков смысл вашей жизни? Вот какие вопросы встают после прочтения этой новеллы.
-098************************************************************************
**************+*

Михаил Анохин   17.10.2012 18:08     Заявить о нарушении
Благодарю.

Людмила Муравьёва   18.10.2012 13:51   Заявить о нарушении