История мировой культуры 2

Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.

2. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

2.1.  Проблема возникновения культуры
Характерными признаками, отличающими человека от животных, являются крупный, сложно устроенный мозг, вертикальное прямохождение, подвижная кисть, способная к совершению сложных операций с противопоставленным всем остальным пальцем, а также умение изготавливать и необходимость постоянно использовать орудия труда.
Существует ряд теорий, предлагающих объяснение, что послужило основными факторами формирования этих признаков. Ч. Дарвин полагал, что это половой отбор: женщины выбирали мужчин с определёнными признаками, что позволяло последним оставлять более многочисленное потомство. Другие теории выдвигали в качестве главного образующего фактора какой - либо морфологический признак (прямохождение, развитие руки, мозга). Они страдали односторонностью, так как не учитывали социальную природу человека. Наиболее всесторонней теорией, удачно соединяющей биологические и социальные факторы, является трудовая теория Ф. Энгельса (1820 – 1895), изложенная в главе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» к книге «Диалектика природы»  (1876 г.). В дальнейшем она была развита учёными нашей страны.
Ф. Энгельс полагал, что вынужденное изменение образа жизни заставило наших предков перейти к прямохождению. Освободившиеся руки смогли использоваться для оперирования предметами, что развивало всё большую гибкость, которая стала передаваться по наследству. Необходимость приспособления к среде привела к изготовлению первых орудий труда. Трудовая деятельность способствовала более тесному сплочению общества, благодаря чему у людей появилась потребность в более активном обмене информацией. Труд и членораздельная речь дали толчок развитию мозга и органов чувств: «Развитие мозга и подчинённых ему чувств, всё более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию».  Переход к мясной пище обеспечил организм большим количеством питательных веществ, привёл к ускорению развития, овладению огнём и приручению животных. Ф.Энгельс писал: «Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племён родились нации и государства».

2.2.  Культура палеолита (древнекаменного века)
Изготовление орудий труда стало одним из важнейших шагов в истории наших предков. Древнейшие каменные орудия были найдены в районе о. Рудольфа на севере Кении. Их возраст – 2,6 млн. лет. Изготовили их предлюди из семейства австралопитековых, передвигавшиеся на двух ногах и употреблявшие мясную пищу. Южноафриканский антрополог Раймонд Дарт исследовал бедренные кости и рога копытных со следами ударов, найденные вместе с останками австралопитеков. После его работы трудно отрицать использование ими  костей в качестве ударных орудий. Найденные каменные и костяные орудия получили название олдувайской культуры. Олдувайская культура – результат целенаправленной деятельности древнейших предлюдей, то, с чего началось развитие палеолита. Ориентируясь на возраст древнейших находок, современные учёные полагают, что наиболее вероятной датой ан-тропогенеза является 2,5 – 3 млн. лет назад. Именно в эту эпоху происходит переход к прямохождению, возможно, сопровождающийся изменениями в мозге.
   После рассмотрения подсемейства австралопитековых  закономерен переход к рассмотрению представителей  подсемейства гоминин (людей). Наиболее подробно современные находки позволяют описать культуру си-нантропов, открытых в 1927 г. в пещере Джоукоудянь возле Пекина. Синантропы были существами среднего роста с резко выраженным надбровным валиком. У них отсутствовал подбородочный выступ. На внутренней полости черепной коробки синантропов отмечено вздутие в задней части височной доли и в пограничной височно - теменно - затылочной области, что может быть признаком существования членораздельной речи. Синантропы изготавливали разнообразные орудия и охотились на крупных животных (олени, газели, носороги). Они жили в пещерах и хижинах из ветвей, накрытых шкурами. Им был известен огонь.
Первые следы идеологических представлений учёные находят у неандертальцев, древних людей, начало формирования которых относится к периоду 200 тыс. лет назад. Они делятся на два типа: погребения и следы зарождения религиозных и эстетических представлений. Большинство погребений неандертальцев найдено в Европе, Передней и Средней Азии. Умершие захоронены в жилых пещерах в вырытых возле стен ямах. Они лежат головой на запад, что указывает на возможное существование представлений о связи души с движением заходящего солнца. Дополнительным доказательством наличия у неандертальцев анимистических верований служат орудия труда, положенные в могилу, чтобы они могли служить покойному в потустороннем мире.
В 1953 – 1960 гг. в Ираке экспедиция под руководством Р. Солецки обнаружила захоронения 9 мужчин – неандертальцев. Кости скелета одного из них имели сильное повреждение левой глазницы, следы срастания костей левой стопы, суставы которой были повреждены артритом. Правая рука отсутствовала выше локтя, а стёртые зубы показывали, что ими пользовались для возмещения этого недостатка. Этот человек прожил 40 лет, что было бы невозможно, если бы сородичи не окружили его заботой и поддержкой. Взятые в другом захоронении пробы почвы помогли установить, что умерший лежал на ложе из древесных веток, по которому были разложены букеты лекарственных трав.
В ряде пещер ученые обнаружили захоронения медвежьих черепов и лап, помещённые в каменные ящики. В период глобального похолодания климата медведь, основной соперник человека в борьбе за пещеры, занял исключительное место в мировоззрении древних людей. Не исключено, что медвежьи символы связаны с зарождением тотемизма, веры в происхождение членов рода от предка – животного или растения, а также анимизма – веры в существование духов и душ, одушевления сил природы, приписывания им сверхъестественной силы и способности действовать независимо. Ряд исследователей связывает «медвежьи пещеры» с начальной формой зарождения искусства, получившей название «натуральное творчество». Второй ступенью стал этап «натурального макета», представлявшего собой грубо исполненную фи-гуру зверя, на которую набрасывалась шкура. Подобные «макеты» в пещерах Базуа, Пеш - Мерль, Монтеспан носят следы ударов острыми предметами, что может служить доказательством существования магических представлений. Магия древних заключалась в попытках воздействовать на окружающий мир с помощью определённых обрядов. Следы ударов на «макетах», вероятно, должны были помочь древним охотникам завладеть душой зверя и убить его.
Охота и собирательство – основные занятия неандертальцев, позволяют сказать, что им был присущ присваивающий характер хозяйствования.
Современный человек сформировался в позднем палеолите около 40 тыс. лет назад. Существует  две основных гипотезы его возникновения.
Ф. Вайденрайх полагает, что современные расы происходят от разных рас неандертальцев. Подтверждением этого служит проявление расовых отличий на черепах неандертальцев, а также непрерывность перехода от раннепалеолитической культуры к позднепалеолитической культуре на стоянках.  Я. Рогинский считает, что современный человек возник в Передней Азии и Средиземноморье в результате смешения разных типов неандертальцев. Доказательством гипотезы можно считать разнообразие морфологического строения черепов неандертальцев, найденных в районе предполагаемого места формирования.
Человек современного типа, чьи следы обнаружены в верхнем палеолите, имел высокую черепную коробку и подбородочный выступ, что свидетельствует о развитой речи. Он был отличным охотником и умел изготавливать орудия на все случаи жизни: каменные ножи, копья и дротики с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки, гарпуны, скребки. Укрытием для него служили пещеры и землянки, а также жилища из костей и жердей, которые накрывались шкурами.
К позднему палеолиту учёные относят возникновение общинно - родового строя. Опираясь на данные этнологии, они приходят к выводу, что первичной причиной осознания  древними людьми себя как коллектива родичей послужило осознание своего родства как потомков од-ной матери. На особое место женщины в обществе указывают находки многочисленных женских фигурок с массивными формами. Они могут быть связаны либо с культом матери, либо с культом плодородия. Одним из признаков рода был обычай экзогамии, поиска брачного партнёра вне общины. Ранние формы браков могли быть разными:
- племя могло делиться на два и три брачных класса, представители которых искали себе партнёра только за пределами своего класса;
- цумадои – муж и жена встречались, не покидая свои группы;
- парный брак с поселением в группе одного из супругов в зависимости от обстоятельств.
Управление в первобытной общине строилось на основе народовластия. Его осуществляли наиболее опытные и старшие люди. Иногда мужской частью племени руководил мужчина, а женской – женщина. Существовала коллективная собственность на вещи и добычу.
В верхнем палеолите зарождается искусство, тесно связанное с религиоз-ными потребностями. В глубоких пещерах древние художники покрывали огромные поверхности изображениями животных, которых они желали убить на охоте. Они были уверены в существовании связи между  живым объектом и его нарисованным двойником: воздействие на двойника должно ощущаться и самим объектом. В тайном месте, куда запрещалось приходить непосвящённым, проводились обряды, направленные на привлечение желанной добычи в места поселения племени, обеспечение удачной охоты. Художники  глубокой древности (30 тыс. лет назад) сначала намечали контур зверя, а затем заполняли его чёрной или красной краской (пещера Ласко). Позже они научились передавать светотень, объём, движение. Наиболее знамениты своими изображениями пещеры Альтамира, Нио, Фон - де - Гом.
В нашей стране есть лишь одна пещера, где сохранились рисунки древних людей, равные изображениям из пещер Европы. Это Капова пещера в Башкирии на р. Белой. Рисунки на её поверхности сделаны красной краской. Экспедиции под руководством О.Н. Бадера обнаружили около десятка изображений мамонтов, двух носорогов, двух лошадей, двух бизонов и геометрические рисунки.

В позднем палеолите изображения животных потеряли свою живость, стали схематичными, а потом и вовсе исчезли, уступив место переплетениям линий, рядам точек.


2.3.  Культура мезолита (среднекаменного века)
Мезолит охватывает период примерно 10 – 7 тыс. лет назад для Европы и 12 – 9 тыс. лет назад для Ближнего Востока.  С отходом ледников на север и исчезновением животных ледникового периода (мамонт, бизон, шерстистый носорог), их место заняли животные современного вида – медведи, быки, олени, волки и другие. Кроме них, объектами охоты стали мелкие грызуны и птицы. Изменение источника добычи привело к широкому использованию лука, бумеранга (найден даже на Урале), а также к переходу от коллективной охоты к индивидуальной. Распространились составные орудия: ножевидные пластины, вставленные в деревянные или костяные ручки, копья стрелы, дротики с помещёнными в прорези наконечниками. Рыбу ловили гарпуном, леской, плетёной ловушкой, сетями.  Была приручена собака (торфяниковый шпиц).
В 9 – 7-м тыс. до н. э. на территории Ближнего и Среднего Востока стали сеять ячмень и пшеницу. Для защиты урожая от грызунов была приручена кошка.
В качестве жилищ людьми использовались пещеры, скальные навесы, шалаши, лёгкие хижины. Для передвижения начали пользоваться санями, лодками, лыжами. В обиходе появилась глиняная посуда.
Наскальная живопись мезолита представлена многофигурными композициями из жизни охотников. Изображения, выполненные в условной манере, выполнялись чёрной, белой и красной красками.
2.4.  Культура неолита (новокаменного века)
Период неолита охватывает промежуток примерно 8 – 3-го тыс. до н.э.. 
На рубеже мезолита и неолита в ряде районов Старого и Нового Света произошёл переход к производящему  способу производства, основанному на земледелии и скотоводстве. На Ближнем Востоке появился жатвенный нож, постепенно вытесненный мотыгами и серпами с кремнёвыми вкладышами. В повседневный быт вошли зернотёрки и ступки с пестами. Появились целые мастерские по изготовлению каменных орудий труда.
В Передней Азии выращивали пшеницу, ячмень, в Юго - Восточной Азии – бобы, горох, сливу, бетель, перец, огурцы, в Южной Америке – кукурузу, фасоль и хлопок. Жители Палестины приручили козу, собаку и кошку, Индии – козу, овцу и быка, жители Южной Америки – ламу.
Переход к оседлому образу жизни способствовал возведению более крепких и основательных домов. В палестинских поселениях обнаружены дома из сырцового кирпича площадью до 40 м;. Полы в них окрашены в красный или розовый цвет, стены наполовину красные, наполовину розовые. Жители джейтунских поселений (Туркмения, Иран) возводили квадратные жилища, к которым примыкали двор и хозяйственные постройки. Внутри был очаг. Полы окрашивались в красный или чёрный цвет. Древние трипольцы (Молдавия, Украина) строили двухэтажные дома с чердаками. В стене напротив двери делалось круглое окно.
Стабильное обеспечение продуктами приводило к росту населения. Территория трипольского посёлка у с. Майданецкое составляет 200 га. В центре него находилась площадь, от которой радиальными лучами отходили улицы, пересекавшиеся другими, расположенными концентрическими кругами. Поселение у с. Петрены занимало 30 га и вмещало ок. 4 тыс. человек. Размеры Чатал - Хююка (Турция), центра земледельческих поселений Конийской равнины, составляли 13 га. Он вмещал от 2 до 6 человек.
В неолитический период были изобретены обжиг глиняной посуды, прядение из крапивы, льна и шерсти. В Чатал- Хююке обнаружены образцы древней косметики: румяна, зеркала из обсидиана, охра для раскрашивания тела, косметические шпатели.
Пока результаты земледелия и скотоводства оставались нестабильными, сохранялось коллективное распределение. Однако с появлением излишков, получавшихся регулярно, зарождается частная собственность и дарообмен.
Браки продолжали оставаться парными и легко расторжимыми. В зависимости от того, чья сила преобладала в том или ином виде хозяйствования, допускалась полигиния (многожёнство у земледельцев) и полиандрия (многомужество у охотников). Требование рода возместить стоимость переходящей рабочей силы привела к возникновению выкупа невесты. У ряда народов существовали материнские семьи, состоявшие из матери и её детей. Мужчины, уходившие из неё в другой род, отдавали плоды своего труда не жёнам, а замужним сёстрам, а сами ели то, что приносили братья их жён. Главным воспитателем детей считался дядя по матери. Ему наследовали не собственные дети, а племянники. Таким образом, смиряясь с физическим переходом человека в другую группу, род не лишался плодов его деятельности.
В неолите продолжало существовать народовластие. Важные вопросы решали либо все взрослые члены племени, либо только взрослые мужчины. С развитием производящего хозяйства началось имущественное расслоение. Собственность сосредоточивалась, в основном, в руках вождей и их родственников.

2.5. Культура эпохи бронзы и железа (3 – 1-е тыс. до н.э.)
Самые ранние сведения об использовании людьми металлов относятся к 7 – 6 - му тыс. до н.э. Первым известным человеку металлом стала медь. Из-за своей мягкости и редкости она не смогла вытеснить каменные орудия. Более крепким оказался сплав меди с оловом или цинком – бронза. Позже всего было освоено железо.
Поскольку металлургия доступна не каждому, она первая начала выделяться в особую форму деятельности. Затем обособились гончары, ткачи и кожевники. Произошёл переход от мотыжного к пашенному земледелию. Это изменило соотношение мужского и женского труда. Женщины были отстранены от ведущих отраслей хозяйственной деятельности. Их сфера приложения сил была ограничена хозяйством. Они стали рассматриваться как существа второго сорта, пригодные только для продолжения рода и непристижных работ. Счёт родства стал вестись по мужской линии.
Увеличился обмен продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Сначала товар менялся на товар, затем был выработан эквивалент обмена (раковины, шкурки, скот и др.). Появились профессиональные торговцы. Возникла частная собственность. Рос имущественный разрыв между племенной верхушкой и рядовыми общинниками. Зародилось рабство. Раньше труд пленных не оправдывал их содержание, и их либо убивали, либо принимали в род как младших членов. Теперь хозяев стала привлекать возможность при небольших затратах на содержание полностью присваивать плоды их работы. Обедневшие сородичи, попав в тяжёлую ситуацию, вынуждены были просить в долг зерно или скот, стоимость которого они отрабатывали или возмещали плодами своего труда. Невозможность отдать долг приводила к долговому рабству.
Богатства соседей возбуждали жадность: родоплеменной верхушке они обещали дальнейший рост имущества и могущества, а беднякам – возможность поправить своё положение. Ф. Энгельс писал: «Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, равно как и подчинённых ему военачальников; установленное обычаем избрание их преемников из одних и тех же семейств мало по малу, в особенности со времени утверждения отцовского права, переходит в наследственную власть, которую сначала терпят, затем требуют, и, наконец, узурпируют».
Следует отметить, что возникновение государства могло и не иметь тесной связи с ведением войн. Однако при всех вариантах развития событий обязательными условиями процесса являются возникновение частной собственности, расслоение общества, выделение правящей верхушки, сосредоточившей в руках значительные богатства.
Вопросы для самопроверки
1. Какие версии возникновения культуры у первобытного человека вам
известны? Какие факторы, на ваш взгляд, стали решающими?
2. Какие археологические находки позволяют нам узнать о существовании культуры у первобытных людей?
3. У какого вида первобытных людей впервые обнаружены следы идеологических верований?
4. Что такое общинно-родовой строй?
5. Почему изображения животных, выполненные палеолитическими художниками, скрыты в глубоких пещерах? Назовите известные вам пе-щеры.
6. Почему произошёл переход к индивидуальной охоте в мезолите, и какие культурные изменения вызвало это событие?
7. Когда произошёл переход к производящему способу производства, и в чём он выразился?
8. Какие общественные и культурные изменения вызвал переход к обработке металлов?
9. Какие факторы способствовали возникновению государства?


 


Рецензии