Из цикла Война. Воспоминания. Малосольные огурцы 1

  Малосольные огурцы Иван любил  более  всего на свете. А причина этой его любви затерялась где-то в конце знойного лета 1942–го года…

 …Несусветная жара стояла тогда на юге Украины. Наши войска, изможденные боями и зноем, уныло  отступали мимо утонувших в зелени садов белобоких украинских хат. Дорожная пыль, взбитая сотнями солдатских сапог, серым тяжелым облаком висела над проселочной дорогой, налипая на потные тела красноармейцев, попадая в глаза, нос и уши. Было трудно дышать, но люди продолжали идти тяжелой поступью, унося с собой на восток остатки вооружения, скромный солдатский скарб, а главное, своих раненых товарищей.  Жара спадала только к вечеру, и тогда прохлада приносила аромат украинских садов, где уже осыпалась с деревьев шелковица, слива, абрикос.

  Отступали они уже два дня, а накануне, во время  артиллерийского обстрела, в обоз попал снаряд. Взрывом  разнесло полевую кухню, ранило  повара, и теперь бойцы, и без того удрученные отступлением, были без еды и питья. Но если без еды солдат еще мог обойтись какое-то время, то  без питья, на таком зное….Пить! Эта мысль билась и вопила в голове каждого солдата...

  Бухая сапогами по убитой дороге, колонна вошла в село. Казалось, жара чуть отступила, а все потому, что от тенистых садов на идущих в неровном строю солдат упала спасительная тень. Завидев колонну, из домов и дворов потянулся народ, по преимуществу старики и женщины – те, кто по каким-то причинам не успел эвакуироваться. Одни смотрели с упреком, другие – с жалостью. Кто-то пытался заговорить с идущими красноармейцами:
- Что? Тикаете, вояки?
- Вернётесь ли, хлопцы?
Многие женщины плакали:
- Кто ж нас защищать-то  будет от фашиста- ирода?
Они знали, что уже через несколько часов в село войдут немцы и именно им, женщинам, выпадет самая тяжкая доля: терпеть унижения и издевательства завоевателей, охранять свой кров и беречь детей.  Все отберет ненасытный враг,  а поля с вызревшим зерном сожгут партизаны, чтобы  урожай не достался никому: ни своим, ни врагу!
Бойцы шли молча, изредка отвечая на вопросы крестьян:
- Это ненадолго, товарищи! Мы скоро вернёмся!..– Голоса их звучали устало, негромко, но в душе они искренне  верили, что все так и будет…

  Иван шёл, как и все бойцы, понурив голову, но  вдруг он поднял ее, словно поймав на себе чей-то взгляд, полный горечи и печали. Он увидел, что на скамейке около беленой хатки, сидят два старых человека, два божьих одуванчика: старик в выцветшей сорочке, и старушка, подпоясанная цветным ситцевым фартуком, которая смотрела на них и вытирала слёзы. И эта плачущая, совсем незнакомая ему пожилая женщина, вдруг напомнила  маму. Что-то подтолкнуло его к ней. Он выбежал из строя и остановился  перед стариками:
- Бабунь! Дайте воды напиться, а то три дня совсем не ели!
Старушка, всплеснув руками, заторопилась к погребку, приговаривая:
- Так что ж воды, колы три дня не илы! Погоди трошки, сынок!
Он остался ждать, и уже через минуту- другую услышал:
- Примай, сынку! Кушайте, хлопцы! Чи може ще и отобьётесь от германца?!
Бабуся подала ему большую миску малосольных огурцов, и он растерянно воскликнул:
- Бабунь, да куда же  столько? Куда же я их дену?
- А ты за пазуху сховай, сынок, угостишь хлопцев!
С этими словами она высыпала  ему  огурцы через широко  расстёгнутый ворот гимнастёрки. Потное тело ощутило блаженную прохладу, а в нос ударил аромат малосольных огурцов. Уже прощаясь, Иван приобнял старушку и поцеловал в щеку:
- Бабунь! Век буду помнить  ваши огурцы. Спасибо! Мы вернёмся!

  …Он догнал свой взвод. Бабушкины огурцы пошли нарасхват: не дожидаясь привала, прямо на ходу, товарищи поочередно  запускали руки  ему за пазуху и, вынув трофей, тут же отправляли его в рот. Только хруст стоял в строю, а солдаты смеялись:   
- Хороший у тебя ангел - хранитель, Ваня: послал тебе бабусю с огурцами!

   Вскоре позади остались украинские села. Война продолжалась еще долгих три  года. После ранения Иван вернулся в родную Сибирь. Женился. Родились у него две  дочери, и часто в покосную пору, когда  жена угощала всех холодными малосольными огурцами, он каждый   раз радостно восклицал:
- Ох! И люблю же я малосольные огурчики! Сразу вспоминаю…– и тут он обычно надолго замолкал.
   Из его рассказов все знали, что вспоминал он - то жаркое  лето, их отступление и  бабусю с её  спасительными огурцами.               


Рецензии
очень интересный рассказ! мне понравился! вдохновения и удачи!

Тамара Тайгинская   11.11.2012 16:28     Заявить о нарушении