24. Бурки

   В нашей семье самый маленький гардероб - у меня. Все вещи можно перечесть за минуту - я равнодушна к нарядам.
 В одежде главное удобство и обеспечение тепла – вот мои критерии. Я не привыкла к красивым платьям и, со временем, так и не научилась их выбирать и носить. Не знаю, мешает ли это окружающим, мне – нет.
 Чего не скажешь о сестре. Её шкаф, забитый до отказа, иногда раздражает меня.
 - Таня, зачем тебе столько? – спрашиваю, приезжая в гости.
 - Пусть будет, - отвечает она.

 В детском доме, повседневную одежду мы носили ту, которую нам выдавали в субботу, после бани. Это касалось всего – трусов, маек, колготок, кофточек.
 Одно и то же платье каждую неделю имело разных хозяек. Вчера в нём ходила ты, сегодня - подруга. Нормально.
 За верхней одеждой в начале холодного сезона нас отправляли в подвал, где был склад. Там мы получали зимние (осенние) пальто, шапки, бурки. Как правило, вещи были одинаковыми, и на одежде ставилась метка, закрепляющая на время за тобой право её носить. Однако, в следующем сезоне, она могла оказаться совсем с другого плеча.
Хорошо, если угадывали с размером. Многие фотографии утверждают обратное.

 Однажды сестрёнке выдали платье не по росту, и она целую неделю не жила, а существовала, пытаясь руками вытянуть подол. Мальчишки караулили, когда же Танюша отойдет от стены, у которой она проводила дни напролёт, чтобы смехом и улюлюканьем напомнить о длине платья.
 Моя вина - я не нашла ей другой одежды…

 - Пусть будет, - говорит сегодняшняя Таня, глядя на фотографию, где она в этом платье, и я ее понимаю.

 Отсутствие чувства собственности порождало у воспитанников небрежное отношение к любым вещам. Запрет на чужое не срабатывал. Что попалось, - надел, где довелось - бросил.
 Нужно было зорко следить за сапогами или курткой, а то их, в любой момент, мог кто-нибудь взять, а потом оставить в неизвестном тебе месте.

 Особенно часто это происходило у малышей.
 Помню, как я пыталась хранить у себя Танюшкину обувь, которую регулярно у неё утаскивали и бросали на улице, поэтому  сестре постоянно влетало за неумение ее беречь.
 Лишь в старших классах, мы потихоньку обзаводились чем-то стабильно своим, и это гарантировало хоть какую-то неприкосновенность.
 Первой такой моей собственностью стали бурки.

 В начале зимы, мы, как обычно, отправились в подвал.
 Пальто мне досталось такое же, как у всех, только немного большое.
 Подошла очередь обуви.
 Бурки выдавали одинакового чёрного цвета; в основном, поношенные, но меня это не волновало, важно было выбрать такие, чтобы не жали и не сваливались с ног.
 Я лихорадочно начала примерять и сбрасывать обувку - чем быстрее ты действуешь, тем больше шансов получить вещь поприличнее и удобнее.
 Так поступала не только я – все были грамотные.
 И вдруг, наш воспитатель вынесла бурки, необыкновенного зелёного цвета с ярким красивым узором.
 Новые! Вот это интрига! Кому-то же они предназначались!?
 Полина Петровна сообщила, что бурки прислала в посылке моя тётя и достанутся они - мне…
 Не передать, что я испытала – и радость, и чувство вины перед другими, которое, правда, очень быстро испарилось. Я не виновата, что у меня есть тётя.
 Бурки оказались немного малы.
 Я промучилась в них весь сезон, но попросить другие не посмела, потому что не смогла расстаться с такой красотой.

 Благодарность за обувь я носила в себе несколько лет и, когда у меня появилась возможность её высказать, я это сделала.
 - Какие бурки? – спросила тетя, - Я ничего не высылала.

 - Полина Петровна, спасибо! И за бурки тоже…

Сестренку нетрудно найти на фото - она пытается удлинить платье


Рецензии
Бурки нам тоже выдавали) Как сейчас помню голубые с серым...в них тепло, а главное шнурков нет)

Ирина Проскурина   30.03.2017 22:35     Заявить о нарушении
У нас были в основном - черные. Кроме вот этого случая. Спасибо за прочтение, Ирина.


Ирина Новикова 3   31.03.2017 08:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.