Сети диавола
1
Святой крест да не оставит нас! Да будет он всегда с нами!
Сети диавола, распростертые по миру, уже опутали весь мир, всякого неосторожного человека уловляя на совершенную погибель. Сетей этих бесчисленное множество. С великим плачем вопросил святой Антоний Господа: “Господи! кто может миновать сети эти? Господи! кто может получить спасение*?”
Всмотримся внимательно, чтобы увидеть все сети диавола. Они — вне и внутри самого человека. Одна сеть близко, очень близко подходит к другой.
В других же местах сети вообще в несколько рядов. А в иных местах сети и того еще гуще, так что спасение кажется совсем уже невозможным. Глядит святой Антоний на все эти переплетения сетей, рыдает горько. “Господи! кто может избавиться от них?”
2
Много расставлено сетей для ума в различных книгах. Они обольщают ум человеческий светом, но содержат в себе учение тьмы. Они написаны ярко и доходчиво, но прикрыты тонко и искусно источником поверженного разума, поврежденного грехопадением. Собственный ум мой носит печати падения, покрыт мраком и заражен коварным ядом.
Ах! Сколько же для сердца сетей! Есть сети грубые, а есть сети тонкие. Какие из них менее опасны, а какие из них более? Все очень просто: кто ускользает от сетей грубых, тот попадает в сети тонкие. Все сети тщательно прикрыты. Прикрыты всячески и с отличным искусством. Падение прикрывается всеми видами торжества.
Обман, например, носит личину духовного и небесного. Любовь порочная, прикрыта любовью святой; сладость ложная, выдается за сладость духовную.
Для одного бедного и беспомощного тела столько много сетей! Ведь тело — это уже само сеть! Посредством нашего тела, снисходя его унизительным наклонностям и пожеланиям, мы приближаемся к состоянию скотов бессловесных. Какая глубокая в этом пропасть!? В эту глубокую, страшную пропасть мы низвергаемся, когда предаемся грубым наслаждениям плоти. Но и менее грубые наслаждения плоти не менее пагубны. Мы пытаемся жить в каком-то непрестанном развлечении, в омрачении наслаждений телесных. Через двери — наши чувства, душа легко уводится в плен. Развилась бесконечно жизнь вещественная, а жизнь духовная почти совсем исчезла, или же еле теплится. Наслаждения и телесные попечения отнимают все наше время.
От умножения беззакония иссякнет любы многих. Сети диавола умножились до бесконечности. Но: смиренномудрие минует все, и сети прикоснуться не возмогут!
Аминь.
________
* Патерик Скитский. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.
Свидетельство о публикации №212100600440