Осада. Часть 1
Велики просторы кочевников, да только деревьев не хватает: всё кустарник с репейником и редкой травою, перемешанной известняком, суглинняком, песком и колючкою. А там где холмы с оврагами, с редкими родниками - там колючий кустарник стеной да с живой растительностью. Это и есть Южное Приуралье не пригодное для оседлой жизни, не закрепляются здесь оседлые стены крепостей Западной Цивилизации с деревянными избами и жженым кирпичом, перемазанной глиной. А если и строят крепости на 30 -100 человек, то это только беглые разбойники, нетрадиционной половой ориентации (не монахи ведь и не монастырские) , перешедшие на царёву службу, одаренные государственной милостью - службу с римской грамотою на 25 лет, означающей выслугу и прощение их грехов, да пожалование казённых денег по списку на старость им - из тех кто выживет. Да и пропитание у них охотничье - что сыскал в поле, то и твоё, а ежели обижать будут кочевники за разбой, то шли гонца к соседней крепости по цепочке, жди ОКАЗИЮ (оказию) и постреливай из пищали индейцев с луками и стрелами. А как медные пушки с картечью появились, то Сибирь осваивай ермаковскими сапогами семимильными, где проплыл - то оно твоё, что увидел - тоже, как Колумб или Америго Виспучи и пиши исТорию, что мол не было здесь ничего, а кто был откочевали в пустыню или убегли в в Тартарары - к себе значится в рассеянскую Тартарарию - Моголию и обзывай бас-урман в летописи то некогда собственными же именами-тартарами, моголами, монголами. Чтобы немцы и шведы, литовцы, франки и католики, инглы и греки знали докудова простираются земли хрестианские, православные, вали на нехристей, что они устраивали набеги на северные территории, чтобы пушниной поживиться, а то своей козлины и овчины не хватает, чтобы мёд попить в жаркое лето вместо кобыльего кумыса, солёную рыбку потрескать и уху сварить вместо курдючьего жира поесть, копну сена на санях вдоль реки в зимнюю в декабре вывезти, бревно приволочь для разогрева, вместо того, чтобы откочевать в теплые края на стойбище пока скотина вся не передохла. Чтобы девку в полон взять и научить стряпать по кочевьи десятки блюд из конского и бычьего мяса и степных кореньев, учить в седле держаться на полном скаку, отару помогая в низину загонять к стойбищу, да и арканом ловить отбившегося от стада бычка или овцу. А полонянка то белая, не смуглая, с нею с утра до вечера прохлаждаться, глядишь через одно-два поколения всё племя становится разноцветным и белым, да только не бывать этому, потому что аксакалы - белобородые деды таких молодцов высмеивают и нагайкой из летних шатров выпроваживают. Нет молодому кочевнику больше унижения, чем смех старца, так что до кнута дело не доходит. Чтобы междоусобные войны игом называть, да и название придумать надо похлеще "Золотоордынским", чтобы собственным же Ордам - войскам злато присваивать, а свою собственную столетнюю междоусобицу апосля официальной кончины Золотой орды, после Ивана Грозного тёмным - значится Смутным временем обзывать. Но вот проходит пятьсот лет и строчат по новому новейшие Ис-Тории Амаль Ральфы, что степные народы грабежом промышляют столетиями, а не торговлей скотом как это делал Авраам со своим народом с народом египетским до и после прихода в землю египетскую. Что всю жизнь свою искал Авраам кочевья в сторону Севера во времена засушливые, поближе к горным рекам значится. Хотел Левашов Сергей написать летопись собственного народа непреукрашенную, неКарамзинскую, неПушкинскую, неДалевскую, в Штатах изучал летописи, знакомился с оригиналами, только вот в седле не сидел и не пас отары в степи, не успел - замочили. Моголы допишут.
Стучат топоры, валятся редкие деревья, углубляется канава от реки Яик (с тюркского Джьяй Ик = Место Низменное ) к самой южной крепости, которой Ориен-бургом (желтым городом по немецки, или как? ) назовут. Везде бы так крепости на судоходных реках понастроить, смотришь за десяток лет всю землю частоколом покрыть можно. Да вот не получается. Соль то съедобная не везде выступает на поверхность как в Илецке, как в Астрахани, Мангышлаке, при Аральске. А без соли ни щи сварить (щи и каша - пиша наша), ни пойманную рыбу завялить, ни торговлю организовать с кочевниками, привыкшими соль без указа Ленина грести лопатами бесплатно. Нет ещё транссибирской и центральноазиатской железной дороги, чтобы соль развозить на сотни вёрст. А кочеводу соль на лошадке тащить не выгодно, кони и коровы, бараны и овцы, собаки тоже без неё не могут. Пасут свой скот кочевники, перебегая от одного летнего ручья до другого, от одной речушки до другой, вблизи которой скотина лизала языком почву с выступающей на поверхность солью. А белой то соли не видать, всё с примесью, то коричневая она, то жёлтая и как её чистую для приготовления пищи получить без почвы? Много ли стаду соли надо, если остановятся здесь на несколько дней отдыха, а затем опять тронуться в медленный путь до следующей такой же стоянки? А через неделю по этим же вытоптанным полям и перелескам движется очередное стадо родственного племени от Киргизии до Астрахани , так чтобы трава успела подрасти и повыветрится запах предыдущей отары. А лошадям всё запах не нравится, если от травы несёт мочой и калом, не откусывают и прибавляют в шаге. Непорядок, задержаться надо, а то и вовсе перестанут есть, похудеют, торговать будет нечем в Астрахани, так что пасти надо севернее и путь держать до Сакмары, а если и там трава не успела подрасти, то пасти в сторону Казани. Конец осени, декабрь, минус двадцать пять, снег только выпал или вообще его нет, казахи за сотни верст от Илецка гонят отары к железной дороге, чтобы за неделю шкуру снять с баранов и набить проветриваемые мясом дощатые вагоны, усыпанные солью. Нет давно пешего пути из Индии в Европу? Ошибаетесь, вот он покрыт железнодорожными шпалами. Таких путей даже два, один действующий путь, другой заброшенный после развала СССР. А другим племенам торговать в этом году нечего - продали двухлеток и трёхлеток в прошлом году, значится, пасут они однолеток в сторону Алтая и обратно до Киргизии.
Еженедельно в мае и в июне, к пятницам, подходят стада к подступам Астрахани, где Идель разбивается на речушки, образуя дельту, - пресной воды вдоволь. В городе оптом не торгуют, только за городом, где не стихийно образуются рынки-базары и собрания, курултаи-совещания, где получить надо разрешение на продажу скотины от специальных чиновников, которых в Центральной Азии до сих пор «базарчи» на фарси называют. Он и выдаёт специальные знаки на продажу в виде отчеканенных серебряных и золотых колец, надеваемых на пальцы старейшин. А чтобы получить кольцо на право продажи, надо выполнять обязанности: отдать на один сезон одного молодого всадника с тремя лошадьми, купить ему оружие. Поход намечается для переписи населения в начале июня, пока трава не выгорела. По окончании похода каждому выжившему специальные колечки будут раздаривать на освобождение от налогов на пяток лет, а кому не нравится - тот пусть кочует копытами не в сторону астраханского моря, а в сторону Казани. Здесь же на курултае женятся и выходят замуж, роднятся роды, уходят невесты к новым семьям. Побазарили несколько дней, накупили-обменялись на то, что необходимо в хозяйстве, и отходит кочевье в свою сторону по замкнутому кругу, писать и читать исТории некогда, судится тоже, да и в коротком Коране всё прописано, написано. Считать головы рогатой скотины надо только быстро уметь до пяти сотен, сколько слева от тебя и справа, спереди и сзади, да считать складывая десятками, а не пересчитывая еденицы. Увидел группу - семь как в домино не считая, значит, а вот там столько же, значит четырнадцать. Растекается стадо, надо бы на тот край собаку - волка послать из прирученных и изъятых из волчьего логова щенят. Покажет собака свою открытую пасть и непослушные овцы в центр стада шарахаются. А русичи до сих пор поочерёдно редкие общинные стада вокруг деревень всё матом пасут, покрикивают. Один-два дня пасут, а из глоток уже ничего извлечь невозможно-ссохлись от мата. Пасут без старого пятиконечного козла- вожака, указывающим дорогу, за которым овцы гурьбой траву щиплют, гонят от себя скотину, пугают, не то чтобы подойти - погладить. Сегодня на выгоне одни коровы и бычки, а завтра другие, неведомо им что коровы и овцы образуют свои устойчивые сообщества и щиплют траву голова к голове, возле понравившихся друг другу, значит, а бычки не отступают ни на шаг от своих коров и тёлок. Иной раз глядищь на пастуха и куда он стадо заворачивает и точно коровы умнее, выбирая свой маршрут движения, заворачивая стадо по их усмотрению. И бежит пастушья семья с рожками и гусельками вслед за стадом, несущимся голопом пару верст в другую сторону. .... Побыл в седле кочевник полдня, так что колени затекли, не слушаются, слез, как свалился с лошади сразу на коврик, произнёс слова из Корана, которым научил аксакал, подозвал к себе двух собак на виду у развалившегося от усталости на отдых стада, пообедали с собаками и опять айда (пошли в переводе с тюркского) до вечера в седле на новой лошади стадо в пешем треугольнике удерживать, двигаясь в сторону захода солнца . А кочевник свою песню часами в раздумьях тихо подпевает, по собачьи подвывает, перемешивая с кубызом, гортанный звук которого за километр овчинным ушам слыхать, чтобы им от стада не отбиться и не остаться без водопоя в неизвестной местности. И так столетиями. А кто и с кем и за что воюет, кто из рыжебородых городских купцов командует сотнями и тысячами - это дело десятое, не нравится - кочуй в сторону Северного моря или Тихого Океана.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №212100600447