Психологическая тайна иконостаса

  Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма, в христианский церквях разное отношение к иконостасу, в католической церкви его нет, как и почитания икон. В Греческой православной церкви иконостас всего несколько метров. В Русской православной церкви с 15 века стали делать иконостас, полностью отделяющий алтарь. Такой иконостас получил название «Русский иконостас». Алтарь символический образ рая, поэтому в Русской православной церкви он полностью закрытый.  Павел Флоренский говорил: «Иконостас, закрывая алтарь, открывает нам высшее понимание».  Состоит иконостас из пяти рядов икон:
1. Местный ряд с Царскими вратами, они раскрываются в особое время. На створках Царских врат изображают четырёх евангелистов. Тетраморфы – символические образы. Святой Марк – лев, Луки – бык, Матфей – ангел, Иоанн – орёл. Образ Благовещения архангел Михаил благовещает Деве Марии о рождении Христа. В этом ряду находится храмовая икона. 
2. Второй ряд иконостаса. Деисус – молельня, обычно это самые крупные иконы.
3. Третий – праздничный ряд. В иконных красках изображены события Евангелия.
4. и   5. ряды, обычно, называют парно: «Пророческий и праотеческие ряды».   
Обратите внимание в гадании на картах «5» означает препятствие, по созвучию слов или этому есть более глубокое объяснение. 
Дополнительные ряды иконостаса. В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:
6. Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
7. Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.
Кроме рядов иконостаса над ним располагается икона Бога – Отца, Бога – Сына и Бога Духа Святого, а в самом верху всё венчает крест.  Таким образом, получается 7±2 объекта.
Психологические особенности восприятия людей были известны в православии ещё в 15 веке, просто, из этого не сделали психологические знания. Никто в золоте алтаря не рассмотрел психологических закономерностей.
  Одно из важнейших открытий немецкого психолога  -экспериментатора Германа Эббингауза (1850 – 1909),  состояло в том, что объём кратковременной памяти не очень велик (обычно 7), то что удаётся запомнить после первого прочтения.  Джордж Миллер провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).  Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов.  Работы Джорджа Миллера легли в основу создания в 1956 году когнитивной (познания) психологии.
  Фото автора.  Фрагмент иконостаса Покровского собора (больше известного, как Храм Василия Блаженного) на Красной площади.


Рецензии