История ПролетСюра

Пролетарский сюрреализм – радикальное художественное течение в советском искусстве, возникшее как естественная реакция прогрессивного советского студенчества, пьющего портвейн «Кавказ» по 2 рубля 42 копейки за 0,7 литра, на ежедневную демонстрацию по Центральному Телевидению информационной программы «Время» в 21:00 по Мск. вр. Глядя ежедневно на обращения тов. Л.И.Брежнева к советскому народу, группа студентов исторического факультета ЛГПИ им. А.И.Герцена в составе Дмитрия Генералова, Андрея Николаева, Дмитрия Эрлиха, Анджея Руденко, Александра Позднякова, Михаила Фёдорова, Ильи Бояшова, Павла Голубева и ещё нескольких человек в какой-то исторический момент накануне нового, 1980 года решила, что дальше так продолжаться просто НЕ может. Поэтому была написана коллективная поэма «Маразм» из пяти глав и вступления. Во вступлении были исторические строки: «Въезжай в неё, мотоциклет! В растоптанную мной поэму… В тот окровавленный клозет, где бился я башкой о стену. Стена плевалась головой, Маразм по трещинам сочился, и унитазов волчий вой в эфире гулким эхом бился…» Именно эти строки стали подлинно народным текстом, передававшимся в конце 1979 – начале 1980 гг. из уст в уста в кругах прогрессивного «левого» студенчества Ленинграда. Некоторые отчаянные товарищи с филологического факультета ЛГУ даже стали приписывать себе авторство концептуальных строк. Профессор Андрей Борисович Николаев, председатель ныне какой-то серьёзной комиссии в Межпарламентской Ассоциации СНГ, на моих глазах набил морду наглому фальсификатору истории ПролетСюра, который говорил своему приятелю: «Я, бля, сочинил…» Было это на Петроградской Стороне, на Кронверкском проспекте им. А.М.Горького в разливухе, где продавали за 2 руб. 90 коп. бутылку вина «Улыбка». Набив в полные синяки рожу наглым плагиаторам, профессор Николаев купил вина, и мы с ним немедленно выпили. И я написал второй программный текст ПролетСюра, который хранится ныне в семье профессора. Следующий программный текст был написан весной 1981 года коллективно в составе: Эрлих, Николаев, Бояшов, Генералов, Руденко и Фёдоров с Поздняковым. Назывался он громко – МАНИФЕСТ ПРОЛЕТАРСКОГО СЮРРЕАЛИЗМА. Был он на деле полной чушью, бредом провинциальных мальчиков, которые работали сторожами, кочегарами, дезинсекторами и кондитерами, а в свободное от работы время изучали марксистскую версию истории человечества. Мальчики написали только одну правильную вещь, отлившуюся в веках: «Пролетарский Сюрреализм – это опосредование реальности с помощью текстов, изображений и музыки, которое рабочий класс принимает легко, ментально и генетически, а интеллигенция – только восполнив необходимый уровень алкоголя в крови.» С тех самых пор Пролетарский Сюрреализм и живёт в веках, существует в крови человечества.
С начала 1980 года стал абсолютно нерегулярно выходить рукописный журнал пролетсюра «Дети Подземелья». Журнал я лично рисовал от руки, стырив главного визуального героя из ГДР-овского пионерского журнала “FR;SI”, это было такое «привидение» из старого замка, мешок с большими глазами и идиотской улыбкой. За два года деятельности журнала выпущено было восемь номеров тиражом один, нарисованный шариковой авторучкой экземпляр. Этот экземпляр распространялся среди студентов герценовского истфака в главной аудитории 20-го корпуса на третьем этаже, а на первом этаже мы пили кофе в буфете за 26 копеек «маленький двойной». И ели эклеры за 21 копейку, когда хватало денег. У меня была одна заветная пролетерски- сюрреалистическая мечта: съесть сразу двадцать эклеров. И эта мечта осуществилась, благодаря замечательному филологу Татьяне Лариной. Она купила в буфете 20-го корпуса двадцать эклеров для меня, поскольку была влюблена в мои тексты. А я не смог, обожравшись, съесть уже 16-тый пирожный, сидел и нёс всякую чушь про мировые проблемы… А потом  мы даже целовались с почти смертельным исходом где-то на задах Московского вокзала, в душной потной парадной… Таня! Я безумно хотел бы повторить вот это наше свидание! Я хочу снова почувствовать вкус твоих незабываемых мягких, тёплых, сводящих с ума губ! Таня! Это ощущение такого счастья, которое в реальной жизни невозможно, потому что невозможно никогда!!!
Я всегда , Таня, останусь твоим Мужчиной! Во всяком случае, мне этого оч. хочется!
Впрочем, вернёмся к истории ПролетСюра, который жил и здравствовал все до-горбачёвские годы. Адя Руденко, он же Мудя Врубенко, всю эпоху «развитого социализма» писал маслом «идеальное полотно», которое не закончено до сих пор. И слава Богу! Если б он его дописал, живопись ПролетСюра завершилась бы, не начавшись. Мишка Фёдоров, прослуживший всю свою сознательную жизнь в советской милиции оперативным сотрудником на острове Кронштадт, до сих пор продолжает писать главный пролетсюрный роман про бесконечную Третью Мировую войну. Вадик Мусаев выкапывает ежедневно из ленинградских архивов сведения о предшественниках нашей Лиги и о всяких примыкающих к нам хороших людях, вроде «Начальника Камчатки» Толи Соколкова или кинорежиссёра Константина Селиверстова, чей фильм «Женитьба», по мотивам пьесы Н.В.Гоголя, скачали с парагвайского сайта более 5 750 посетителей.
В прошлом году во Всемирную Лигу ПролетСюра вступил радикальный шансонье Николай Молодожён, чьё исполнение жестоких городских романсов вызывает оторопь у любой вменяемой публики в любом вменяемом арт-пространстве. А также лучший джазовый пианист-импровизатор СПб Паша Канторов и почти гениальный поэт Женя Мякишев. Все эти люди были пролетарскими сюрреалистами всегда, просто не знали о существовании Лиги, прикрытой бдительным КГБ в 1982 году на подготовке к публикации девятого номера журнала «Дети Подземелья».
Сохранившиеся экземпляры журнала позже вывез из России Дмитрий Эрлих, и зарыл их в герметичном контейнере в своём саду где-то под Лейпцигом, в маленьком городке с непроизносимым швабским названием. Если кому-то «Дети Подземелья» интересны, можно попросить Эрлиха взять лопату…
Впрочем, «Дети Подземелья» - это не всё, что создано ПролетСюром в лихие советские времена. Главной эстетической провокацией стала история никогда не существовавшей рок-группы Crucifixion, которая якобы стала зачинателем стиля сюрри-рок и писала саундтрэки к фильмам несуществующего режиссёра Абрама Овербаха. В группу Crusifiction верили массы любителей рока, а на саундтрэк 1984 года «Лепрозорий» даже написал рецензию в легендарный самиздатский журнал «РИО» сам Артемий Троицкий. Хорошая рецензия, стоит заметить. Троицкий писал: «Драйв нешуточный, смысл малодоступный и трудноуловимый и ритм заунывно-прерывистый… Но в общем – достойная, серьёзная музыка, сопоставимая с «Pink Floyd» и «Jethro Tull»...» Таким образом пролетарски-сюрреалистический кенотаф Crucifixion стал участником реального процесса рок’н’роллизации страны на закате Советской Империи. Клавишник Crucifixion  Паша Голубев нарисовал гениальные обложки к пяти альбомам: на «Лепрозории» слепой мужчина в косоворотке нёс огромный, вырванный с мясом глаз по пыльной африканской пустыне в полное Никуда, на «Из жизни уродов и прыщей» человек с пятью ногами танцевал танго с офигительной брюнеткой в садо-мазо наряде возле Эмпайр Стэйт Билдинг, на «Чёрном стакане» 7-копеечный гранёный стакан из автомата с газировкой стоял, наполненный кровью, на площади Тянь Ань Мынь в городе Пекинске Пекинской области Китайской Автономной Социалистической Республики Приморского Края РСФСР, на «Гибели Мамонта» слон пролетал мимо театра «Коломбо» в Буэнос-Айресе с прикрученным сверху вертолётным винтом, а на «Генеалогии динозавров» граф Дракула в исполнении легендарного Белы Лугоши целовал взасос Лени Рифеншталь в декорациях дешёвого мотеля штата Аризона… Работы Паши Голубева достойны, если и не Эрмитажа, то уж точно – анналов музея «ЭрАрта». Где ты, Денис Рубин, безответственный и необязательный менеджер проекта?..
Группа Crucifixion  стала настоящим событием на скучном рок-небосклоне 1984 года… Она взорвала отечественный рок-мир злобным и агрессивным драйвом композиций, которые никто и никогда не слышал, но про них все читали в тогда ещё НЕ-виртуальном информационном пространстве. Группа Crucifixion сделала своё благородное дело… Русский рок стал окончательно гражданским и социальным. Лёшик Барабанов смог снять свой гламурный «БРАТ-2».
Пролетарский сюрреализм продолжал своё тихое существование в советском искусстве. Дмитрий Генералов продолжал писать тексты, на которые всем, кроме Тани Лариной и Володи Парфёнова, было НАСРАТЬ! Тексты получались различного качества, но в основном – достойные смыслового ряда: Хармс, Бродский, Ахматова, Цветаева, Найман, Бобышев, Гаврильчик, Рекшан и т.д. Хороший, ласковый смысловой ряд  получался…
Прошли годы. И десятилетия. И вообще, всё прошло. Кончился Советский Союз, кончился Союз Советских Писателей, наступила эпоха Свободы и Демократии, когда ценность поэтического высказывания определяет беспощадный рынок… И он определяет: никому стихоплётство НЕ нужно, но каждый может за одну тысячу евро издать красивую книжку стихов и поэм…
На этом информационном фоне оч. приятно оставаться ПОСЛЕДНИМ НЕПЕЧАТНЫМ ПОЭТОМ России. Таким я и остаюсь, продвигая ПРОЛЕТАРСКИЙ СЮРРЕАЛИЗМ в массы И оставляя кругом всяческий публичный видеоряд!...
С ув., ДГ


Рецензии