Кинопрокат в Сибири во времена ждановщины

С.Г. Сизов, Омск

К вопросу об организации кинопроката в Сибири во времена "ждановщины"

В период борьбы с "низкопоклонством перед Западом" и "космополитизмом" во второй половине 1940-х годов партийное руководство не обошло своим вниманием и кино. После постановлений ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", "О репертуаре драматических театров и мерах его улучшения" было принято еще одно известное постановление - "О кинофильме "Большая жизнь"" (4 сентября 1946 г.). В этом документе были вскрыты "серьезные изъяны" в работе Министерства кинематографии и "идейно-художественные ошибки" в картинах ведущих советских кинорежиссеров. Пос¬ле принятия данного постановления ЦК идеологическое давление и партийный конт¬роль в области выпуска новых картин и организации кинопроката были значительно усилены. С. Эйзенштейн был вынужден переделывать вторую серию "Ивана Грозного", В. Пудовкин - картину "Адмирал Нахимов". Официальная пресса (а иной тогда факти¬чески не было) расхваливала на все лады фильм "Клятва", в котором демонстрирова¬лось, как замечательно Сталин выполнил клятву, якобы данную Ленину, построить со¬циализм в СССР.

1947-й г. принес новый виток борьбы с "низкопоклонством": началась травля профессоров Клюевой и Роскина, обвиненных в раскрытии американцам секрета лече¬ния рака. И вот в разгар этой кампании появляется интересный документ, который про¬ливает свет на некоторые аспекты организации кинопроката того времени в Сибири. В сентябре 1947 г, на стол первого секретаря Алтайского крайкома ВКП(б) ложится док¬ладная записка "О неудовлетворительной постановке проката художественных и доку¬ментальных фильмов в Алтайском крае". Автором этого документа был секретарь край¬кома ВЖСМ А. Голубков, решивший, видимо, обратить на себя внимание начальства активным участием в очередной сталинско-хдановской кампании.

В докладной записке кинообслуживание населения "в свете Закрытого письма ЦК ВКП(б) о деле Клюевой и Роскина" объявляется "неудовлетворительным". Главная причина этого, по мнению Голубкова, - "порочный метод организации проката филь¬мов", поскольку руководство составлением репертуара кинотеатров, клубных устано¬вок и передвижек находится вне контроля партийных организаций, местных советов, комсомола, В результате, в крае получили распространение "идеологически вредные фильмы", которым организуется "шумная реклама", а лучшие советские фильмы ''почти не появляются". (Можно ли представить себе такое в Барнауле в 1947 г.? - С. С.) Комсо¬мольский вожак предлагал срочные меры по изменению ситуации (ЦХАФАК. Ф. П -1. Он. 76. Д. 174. Л. 106-112).

Рвение А. Голубкова, по всей вероятности, не совсем понравилось его "старшим товарищам" в крайкоме партии. С одной стороны, вроде бы молодец, проявил бдитель¬ность, но тогда выходит, что партийное руководство края эту самую бдительность по¬теряло. Не слишком лк много берет на себя комсомольский секретарь? И в ответ на "разоблачения" А. Голубкова появляется докладная записка инструктора отдела пропа¬ганды и агитации крайкома ВКП(б) Величкиной, которая полностью опровергает его выводы (Там же. Л. 113 -119). Этот документ, в частности, содержит любопытную табли¬цу, где сравнивается количество "экранодней" советских и заграничных фильмов с 1 января по 1 августа 1947 г.:

№ Отечественные фильмы   Колич-во экранодней 

Клятва                506
Ленин в 1918 г.             259
Ленин в Октябре             153
Юность Максима 176
Выборгская сторона     157
В людях 172

№ Заграничные фильмы    Колич-во экранодней

1. Лисички                48
2. Эдиссон                41
3. Весенний вальс         17
4. Маленький погонщик слонов  43
5. Сестра его дворецкого 79
6. Девушка моей мечты 99
 
Таким образом, за первые семь месяцев 1947 г. количество экранодней советских фильмов составило 1423, а зарубежных - 327, т. е. заграничных фильмов демонстрирова¬лось примерно в 4 раза меньше. Небезынтересно и то обстоятельство, что, согласно докладной записке Величкиной, информация о фильмах иностранного производства давалась по радио и в газете "в очень редких случаях", а о советских фильмах - в обяза¬тельном порядке. А в дополнение к этому расклеивались художественные плакаты, вы¬вешивались специальные щиты и т. п.

Итак, информация бдительного А. Голубкова не подтвердилась. Тоталитарная власть не могла допустить, чтобы кинематограф остался без партийного контроля. Но власть все же не решалась пойти на полный запрет показа зарубежных фильмов (в том числе и по финансовым соображениям: трофейные фильмы приносили немалую при¬быль). И это вызывало обоснованную тревогу некоторых аппаратчиков, поскольку даже отобранные заграничные фильмы взрывали пропагандистские клише.
---------------------
Опубликовано:
Сизов С.Г. К вопросу об организации кинопроката в Сибири во времена «ждановщины» // Музей и общество на пороге ХХI века. Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 120-летию Омского гос. историко-краеведческого музея. – Омск: Изд-во Омского гос. историко-краеведческого музея, 1998. – С. 137 – 138.


Рецензии