Див и богатырь

                Див и богатырь

                (татарская сказка)

 

      Тихо над селом. Только нет-нет, да и заржёт лошадь или промычит корова. Гуси сели в хлеву и, наклонив головы, спали. Вечер был спокойным.

     Высоко над селом поднялась луна. Далеко за домами она опустила свои лучи. Стало светло, как днём. На крыльцо вышел джигит. Видит, луна светит, коровы в хлеву спят. Пошёл по селу погулять да сестру давно потерявшуюся поискать.

     Остановился на озере. Лунные зайчики по воде скачут. На поверхности реки еле слышно, как шумят мелкие барашки. Загляделся на воду, восхищаясь красотой природы. Вдруг видит – девица ему из воды рукой машет: «Иди, джигит, ко мне».

     Удивился он. Поднял голову, посмотрел, откуда девица машет. Может, показалось ему. Смотрит на воду, опять лик девицы увидел. Она его рукой манит, к себе зовёт.

    Не испугался джигит. Посмотрел вокруг. Он один. Взял дубину и по воде стукнул. Но лик девицы не исчез. Поёжился тогда джигит. Ещё раз стукнул по воде. Не исчезает. Ещё настойчивее стала девица звать его к себе. На середину озера выплыли несколько девушек и начали песни петь:

«Молодец, молодец, оглянись, наконец,

Посмотри на меня, обними меня».

   Посмотрел джигит на девицу и пошёл к ней по воде. Закружила девица его и унесла в глубокие воды. Очутился он на дне озера. Огляделся, зал богатый. Стены золотом светят. На полу лежит много камней разноцветных. Девица ему рукой машет. В зал зовёт.

   Увидел он в зале трон. Сел на него. Перед ним русалки танцуют. Песни поют. Сидит он, смотрит на молодую красавицу, что его к себе позвала.

– Что ты смотришь на меня, джигит? – мелодичным голосом спрашивает его девица.

– Кто ты?

– Я – Гилляра, сестра твоя. Много лет назад заколдовал меня Див. И теперь я здесь живу, в царстве его. Он приказал мне танцевать и зазывать молодцев к нему. Скоро Див прибудет.

    Не успел ответить джигит девице. Раздался сильный гром над озером. На драконе въехал Див в зал. Голова его, как змея чёрная, извивается на тонкой шее. Кольчуга закрыла его слабые плечи. Меч перед собой держит.

– Это кто посмел в мои владения войти?

Девица преклонилась перед ним и проговорила еле слышно:

– Это молодец с земли. Он ходил возле озера. И я его к себе позвала.

– Зачем прибыл к нам?

– У меня сестра пропала. Много лет ищу её. Не могу найти. А вышел я к озеру, вижу, девица мне рукой машет. Вот и подумал, может быть, она знает, где моя сестра.

– Не знаю я, Див, где его сестра.

    Див покачал головой, ничего не ответил. Приказал заковать джигита в цепи. Налетели на него слуги. Заковали в цепи. Сидит он в дальнем замке, прикованный к стене. Рядом никого нет. Только русалки водяные иногда проплывут перед ним.

   Много времени прошло. Сидит джигит на цепи в замке. Вдруг волны заволновались в озере. Потемнели. Пришёл Див к нему.

– Говори, зачем прибыл к нам?!

– Сестру ищу. Не нашёл ещё.

– Нет у меня твоей сестры.

    А сам Гилляру отправил далеко на глубину озера. Погрузил её в свои тины. Плачет девушка горькими слезами. Но никто не слышит её.

    Улетел Див. Остался джигит один в замке. Не может цепи с себя снять. Видит девицу, что с Гиллярой танцевала.

– Помоги мне.

– Хорошо. Гилляру Див спрятал на глубине озера, в тину опустил. Тяжело ей там. Тина засасывает её. Только плечи и голова видны.

    Развернул богатырь плечи и натянул цепи, да так, что лопнули они. Побежал он на озеро. Смотрит, сидит Гилляра в тине. Головой поникла. Волосы её чёрные над тиной развеваются. Опустился он на колени, вытащил из тины Гилляру. На руках понёс по озеру. Вышел на берег. Положил на землю. Открыла Гилляра глаза небесной красоты. Поднялась на ноги и обвила за шею брата.

– Спасибо тебе, брат. Но надо торопиться. Может Див вернуться и заметить пропажу.

    Но когда Див вернулся в свой замок, ничего не заметил. Не схватился Див богатыря. Отдыхал после долгого пути. А когда в третий раз захотел спросить его, зачем прибыл джигит в его царство, не было уже ни богатыря, ни девушки.

    Ещё долго на озере бурлила вода. Тёмными волнами покрывала деревья и кусты. Но было поздно.

    Богатырь и Гилляра были дома.

 

12.04.2011 г.

 В сказке показано, что татары являются по мифическим героям и обычаям финно-угорским народом.

4120 знаков с пробелами

Для детей 5-13 лет


Рецензии