В. Сорокин. Я верность баяну пронес сквозь года

ДОСЬЕ  СМ
Сорокин Владислав Петрович
Родился в 1944 году в городе Магнитогорске Челябинской области
Окончил Магнитогорское музыкальное училище по классу
Е. А. Кудинова и Уфимский институт искусств (класс  Р.Ю. Шайхутдинова)
С 1976 года – солист Кокчетавской областной филармонии, преподаватель  Кокчетавского музыкального училища по классу баяна, ныне -  заведующий отделением русских народных инструментов Кокшетауского музыкального колледжа имени Биржана
Создатель квартета баянистов при областной филармонии, 1985 год
Организатор Ассоциации баянистов и аккордеонистов Урала, 1986 год
Лауреат международного конкурса на приз города  Монтезе (Италия) в номинациях «сольное» и «ансамблевое» исполнительство, 2004 и 2005 годы
Заслуженный деятель культуры РК
      
    Писать о Сорокине и легко, и сложно. Легко, потому что разве  только ленивый не писал о нашем «мэтре»  и  «корифее» баянного искусства за несколько десятилетий его деятельности.  Сложно говорить о нем по той же причине, да еще и потому, что он - старший коллега, чья творческая судьба проходит перед глазами в череде повседневности. «Лицом к лицу – лица не увидать», как сказал поэт. А еще говорят: «Нет пророка в своем Отечестве», потому и покритиковать стиль деятельности человека неординарного, выпадающего за рамки всего  обычного и усредненного, желающие всегда найдутся.    
    «Изучаете феномен Сорокина?» - подтрунивает Болат Аминов, представитель среднего поколения кокшетауских баянистов. И громкое  определение «феномен» по отношению к Владиславу Петровичу отнюдь не кажется выспренным и преувеличенным. Ведь все, что связано с историей баянного исполнительства в Кокшетау, так или иначе, восходит к одному имени: Сорокин. Воистину фанатичный энтузиазм, с которым Владислав Петрович отдает всего себя своему божеству – баяну, не имеет аналогов среди музыкантов нашего города. За это его и ценят крупнейшие баянисты не только Казахстана и России, но и дальнего зарубежья. За это, видя в нем родственную душу, любят его всем сердцем друзья-коллеги, разбросанные по всему миру. И именно это позволяет нашему уважаемому Петровичу приглашать в Кокшетау звезд баянного искусства мирового масштаба, подобных Склярову и Зубицкому. Кто бы еще по собственной инициативе и совершенно бескорыстно стал организатором концертов, заведомо не ориентированных на массового слушателя? И кто способен в каникулярное время с восьми утра и до шести вечера самозабвенно заниматься в душных классах, совершенствуя свое мастерство?
- Я – человек старой формации, можно сказать, «сталинской» закалки. Считаю, чтобы что-то получить, надо постоянно работать над собой, двигаться вперед, а не ждать пассивно свершения какого-то чуда. Музыка – это не только радость, это где-то и каторга. Что-то не получилось? Проглоти обиду и работай! Это Скляров может выучить программу, а потом месяцами не касаться баяна, ибо он – гений! А я день не позанимаюсь, и уже чувствуется. Спасибо моей семье: в том, что мне удалось состояться, как музыканту, вижу заслугу и супруги Веры Артемьевны, 35 лет проработавшей преподавателем ДМШ, и детей. Они избавили меня от необходимости принимать участие в решении хозяйственных вопросов, создали определенный комфорт, я всегда был свободен от бытовых проблем и мог полностью посвятить себя музыке. Дети мои получили прекрасное образование: дочь Татьяна, окончив Алматинскую консерваторию, преподает фортепиано в музыкальном колледже, сын Валентин, выпускник факультета иностранных языков университета имени Шокана Уалиханова, живет в Чикаго, работает в крупной строительной фирме.
        Сорокин – фигура неоднозначная. Нелицеприятную правду выплеснет в лицо, не задумываясь о последствиях, всегда  идет к своей цели прямо, кратчайшим путем, учеников «строит» с диктаторской жесткостью – об этих свойствах его  натуры знают все, и почти все ему их  с готовностью прощают.  Потому что «обратная сторона луны» перекрывает своим светом все недостатки.
- Да, я такой, а раньше был еще хуже, – соглашается  Владислав Петрович. – Сейчас чересчур давить на студентов нельзя: ведь могут развернуться и уйти насовсем. Но ты хотя бы ходи на уроки, сделай милость. Приходи и учи здесь. Я справедливый,  просто так человека никогда не обижу. А стал таким, потому что жизнь меня никогда не щадила, никто мне не помогал. Всего добивался самостоятельно, никаких связей у меня сроду не было.
- Но ведь на конкурс в Италию вас пригласил сам Владимир Зубицкий?
- Да, пригласил, и это была его личная инициатива. Знакомы мы давно, еще с 1975 года. На отборах в Уфе он, молодой киевский баянист, тогда произвел настоящий фурор. Позже мы встретились в 1979 году на конкурсе в Ворошиловграде. Он был в жюри, а  я просто приехал послушать. Зубицкий, уже состоявшийся исполнитель, в то время учился на факультете оркестрового дирижирования. Человек огромного потенциала! И он обрадовался мне, как ребенок, начал расспрашивать, где я работаю, чем занимаюсь. Потом мы переписывались, но в период моего переезда в Россию связь потерялась. Тем временем Зубицкий обосновался в Италии. А когда я вернулся сюда, он, будучи в Астане, сам пожелал приехать в Кокшетау, поскольку связывал наш город с моим именем.  В свой первый приезд Владимир Данилович  послушал моего ученика, Адама Кисабиева, и сказал: «Да, парень неплохой». Но никто из нас ни словом не обмолвился о приглашении. Я, может быть, внешне необуздан, эмоционален, но где-то глубоко внутри – все-таки человек такта.  А в день моего юбилея я получил от Зубицкого поздравление и приглашение на конкурс.  Хотя таких друзей, как я, у него очень много. Стало быть, что-то во мне, как в музыканте,  привлекло его внимание.
- Почему после международного успеха в Монтезе Вы не повезли Адама на республиканский конкурс?
- Мы готовились, но Адам перенапрягся при подготовке к итальянскому конкурсу, серьезно заболел, так что еще одно труднейшее испытание было бы для него губительно. Ведь республиканский конкурс – это не шутка, нужно играть как минимум шесть произведений разных жанров, а в Монтезе – только три классических пьесы. Думаю, Адам полностью подтвердил свой статус лауреата международного конкурса, поступив в Воронежскую консерваторию, в класс профессора Александра Склярова, президента Европейской  ассоциации аккордеонистов, баяниста с мировым именем.
- Одно время шли разговоры о возрождении вашего квартета баянистов, в восьмидесятые годы завоевавшего признание ценителей баяна по всему Союзу…
-  Дважды войти в одну реку, как известно, нельзя.  Нет инструментов, и нет уже тех энтузиастов, что могли, пустив все семейные проблемы побоку, целиком посвятить себя нашему делу. Геберт – в Германии, Неретин – в России, Хабибуллин – увы, потерян для музыки… Когда создавался наш квартет, мы полгода репетировали бесплатно, готовили программу для худсовета. Сейчас таких бессребреников днем с огнем не сыщешь. Хотя мне и больно говорить об этом, я не могу примириться  с меркантильностью своих молодых коллег. В наше время деньги не ставились во главу угла. Мы собирались, работали над программой, желая доказать и себе, и другим свою профессиональную состоятельность. Тогда активно концертировало уральское трио баянистов, а квартет был чем-то новым. Яша Геберт сам делал шикарные аранжировки. Порой назревало недовольство друг другом, у нас были разногласия, но это естественно в творческом процессе, и мы не останавливались.  И получили по заслугам! Блестящий гастрольный тур по республике, успех в алматинском ЦКЗ, благодарность министра культуры, который сразу же пообещал приобрести для нас баяны, и свое обещание выполнил!
- А что с вашим новым ансамблем,  ставшим лауреатом конкурса в Италии в 2005 году?
-  Это был своего рода компромисс между желаемым и возможным. Тогда  нам хотелось принять участие в международном конкурсе баянистов-аккордеонистов, выступить в номинации «ансамблевое исполнительство». Идею «подбросил» все тот же Зубицкий. Собрались отличные музыканты, получилось здорово, но на этом всё прекратилось. В настоящий момент  я намерен продолжить свою  сольную гастрольную деятельность. Аким области как-то упрекнул: что ж вы, мол, все по Европам гастролируете, поиграйте и для наших слушателей! А я никогда не отказывался выступать и в районных школах, и в городе. В 1993 году дал ряд сольных концертов по городам Урала: в Челябинске, Кургане, Свердловске, Нижнем Тагиле. Играть для российского слушателя, для знатоков баяна, перед преподавателями кафедры народных инструментов – это особое испытание. В ближайшем будущем отправлюсь по районам, хотя  это и непросто в моем возрасте. Обидно бывает, что люди не понимают, какой это адский труд, хотят бесплатных концертов, или предлагают унизительно мизерную оплату. Я и так всю жизнь играл за «спасибо», молчал, был паинькой. Для сравнения, прославленный джазовый аккордеонист Арт Ван Дамм, к примеру, берет за концерт 25 тысяч евро, Александр Скляров – три тысячи. А у нас и сто долларов приводят людей в ужас.
- По общему признанию, Вы  - мастер своего дела. Какой смысл вкладываете в это понятие?
- Должен быть результат, это, по-моему, однозначно. Если человек только цветисто рассуждает, но не воспитал ни одного лауреата, он не может претендовать на это высокое звание. Хороший специалист и Мастер – разные  вещи. Мои регалии – это лишь следствие, а что за ними? Многолетний кропотливый труд. Мне всегда претили мышиная возня, погоня за наградами, хождение по высоким кабинетам – ведь есть и такой способ добиться успеха. Не буду называть имен, но когда еще в 1993 году моя кандидатура была представлена к званию заслуженного деятеля, один такой ходок вовремя подсуетился, и его папку с документами положили сверху, а мою – запихнули куда-то вглубь. И всё! Но рано или поздно справедливость берет верх, и труд вознаграждается. Поэтому мне смешны жалобы и разговоры о деньгах тех, кто особо не перетрудился и, тем не менее, претендует на что-то.
- Кажется, творческая усталость вам пока не грозит?
- Что Вы, у меня еще столько планов! Года через два хочу организовать в Кокшетау международный фестиваль баянной музыки – не народной, подчеркиваю, а  именно баянной. Через Склярова надеюсь  осуществить приглашение французского аккордеониста Ричарда Гальяно. А то, что приедут и Зубицкий, и Скляров, и наши казахстанские мастера Дамир Султанов с Алексеем Ефременко – это уж стопроцентно. Но нужно готовить базу для такого серьезного мероприятия, так что отдыхать мне пока некогда.

«Степной маяк»,  №41 (13890), 05.10.2006


Рецензии
Прекрасная статья! Она во мне столько всколыхнула, Славочка! сОРОКИН!!! мЫ СТОЛЬКО С НИМ ГАСТРОЛИРОВАЛИ!!!! СЛАВИК! Вспомни комиссара -Женю Талицыну! Как на тебя выйти? Автору статьи моя любовь

Евгения Талицына   14.06.2013 16:54     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Наш уважаемый Петрович вышел на пенсию, Евгения.
Если хотите, могу скинуть его координаты. Интересно, где и как Вы с ним пересекались?

С теплом,

Рена Жуманова   15.06.2013 00:07   Заявить о нарушении
Рене спасибо. Буду просто рада за координаты. Мы со Славиком работали долго в филармонии в музлектории. Воспоминаний масса и фотки молодого есть. Я вам буду признательна. Своего нет компа , но я есть в одноклассниках, прозе ру - почитайте , буду рада оценке честной С уважением я

Евгения Талицына   01.07.2013 18:40   Заявить о нарушении