Б. Лагода. Я так и не стал настоящим россиянином

    В канун юбилея филармонии невозможно было обойти вниманием  тех, кто всемерно способствовал формированию кокшетауской музыкальной культуры. К таковым, несомненно, принадлежит создатель и первый дирижер малого симфонического оркестра Кокшетауской, а ныне  - Акмолинской филармонии, Борис Лагода.  В 1997 году он покинул Казахстан, и лишь празднование пятидесятилетия филармонии стало замечательным поводом для возвращения в родные пенаты и волнующей встречи с  коллегами. Нам удалось побеседовать с маэстро за несколько дней до концерта.
- Борис Владимирович, какие чувства испытываете после репетиции с оркестром? Что можете сказать о своем детище?
- Оркестр в хорошем состоянии, ну а перспектива развития ведь всегда необъятна.  Хотелось бы только пожелать, чтобы оркестр играл больше не развлекательные вещи, а крупные сочинения – инструментальные концерты, симфонии. В Кокшетау любят вокальную музыку, и я приложил немало усилий к этому. Но, может быть, для нового этапа развития оркестр филармонии должен чаще приглашать и известных скрипачей, и пианистов.
- Что исполните на праздничном концерте?
- Я несколько ограничен в репертуаре. Когда договаривались,  предлагал концерт или симфонию Чайковского. Но поскольку это юбилейное мероприятие, требовались какие-то небольшие произведения. Прозвучит Торжественный коронационный марш Чайковского, сцена и ария Виолетты из «Травиаты» Верди с Шолпан Дукумбаевой. И специально для этого концерта я оркестровал «Танго любви» – «Махаббат танго» модного сейчас А. Пьяццоллы, которое хочу посвятить бывшему директору филармонии Майре Тсеновой.
- Девять лет назад Вы обосновались в Сургуте, но до тех пор Ваша жизнь и  творчество были неразрывно связаны с Казахстаном. Вы довольны тем, как все сложилось?
- Действительно, я получил воспитание и образование в Казахстане, хотя родился на Украине. Почему-то многие, приезжая в Россию, скрывают свое происхождение. Я же горжусь тем, что моя деятельность начиналась здесь, что именно здесь я удостоился звания заслуженного артиста РК. Руководил кокшетауским оркестром 9 лет, но считаю, что дирижер должен работать с коллективом не больше одного десятилетия. Потом нужна свежая кровь, другие методы. Мне кажется, я немного поднадоел оркестру.  В Сургуте мне не менее интересно, и уровень созданного мной тамошнего оркестра другой. Как и здесь, первоначально это был оркестр музыкального училища, который я перевел на профессиональные рельсы. Но рост произошел быстрее, ведь 70% коллектива составляют выпускники консерваторий Москвы, Екатеринбурга,  Нижнего Новгорода.  А остальные 30% - заочники, которых я в обязательном порядке заставляю двигаться дальше. Надо сказать, что и возможностей в богатом северном краю для этого больше. Мой оркестр – дипломант фестиваля финно-угорских народов, проходившего в Венгрии. В прошлом году мы успешно приняли участие в организованном Францией конкурсе-фестивале «Еврооркестрия» в Москве.
       Я частый гость казахской диаспоры, и даже больше казах, чем тамошние казахи, родившиеся в России, которые говорят: «Боря, ты думаешь по-казахски, а мы – по-русски». Так что своя братва там есть. Дружим семьями, кое-кто оказывает мне и спонсорскую помощь. 
- Есть ли предложения поработать где-нибудь еще?
- Их много, но я работаю один и не могу надолго оставить оркестр. Приглашают в Томск, в Магнитогорскую оперу, на Кубань. Вскоре планирую перебраться на Кубань, потому как уже пришло время уезжать с севера. Один большой минус Сургута - недостаток кислорода, и если ты прожил там свыше 10 лет, адаптироваться где-то южнее почти невозможно. А мы достаточно хорошо устроились, купили квартиру и домик на море. Каждый год ездим отдыхать на юг.
- Будут ли продолжаться творческие контакты с кокшетауским оркестром?
- У нас уже были попытки во время декады казахского искусства в Сургуте. Мы приняли казахский оркестр из Кокшетау, и  мне было сказано: «Теперь ты повезешь свой оркестр в Казахстан», но увы… Что-то сорвалось, не получилось в верхах, и обратный визит не состоялся.
- Что пожелаете кокшетауцам?
- Я так и не стал настоящим россиянином. По-прежнему люблю, вспоминаю, ценю, скучаю…  Интересуюсь политикой и искренне рад за Казахстан. Ведь посмотрите, к примеру, что творится на Украине, в других регионах бывшего Союза. А ваш народ не дрогнул и поднимается вверх. Пусть Казахстан развивается дальше, оставаясь при этом такой же стабильной и миролюбивой страной.

«Степной маяк», №50 (13899), 30.11.2006.


Рецензии