Алиби Абдинуров. Культурный взрыв - не за горами

        Натурам приземленным, трезво мыслящим не понять, как в суровые  и смутные девяностые можно было поступить не на экономический или юридический факультеты, а … в консерваторию, например. Однако сердцем продиктованный жизненный план зачастую оказывается правильнее выбора по трезвому холодному расчету. Именно так ступил когда-то на профессиональную стезю молодой композитор Алиби Абдинуров, произведения которого недавно стали  пополнять репертуар Акмолинской филармонии. 
         Будучи сокурсниками по Алматинской консерватории, пересекались мы с Алиби в процессе учебы мало. Ведь любой вуз, по образному выражению известного писателя, – это большой мешок Санта-Клауса. Заканчивается праздник, вас бесцеремонно «вытряхивают», и вы оказываетесь разбросанными по городам и весям. Но Алиби твердо решил продолжить образование в стенах alma mater, окончил аспирантуру, а уже после -  приобрел дополнительную (по профилю) специальность.  Несмотря на молодой возраст, он – постоянный участник многих международных фестивалей композиторского творчества (в Баку, Ташкенте, Алматы) и призер серьезных профессиональных конкурсов. Среди завоеваний Абдинурова-младшего – диплом первой степени  фестиваля «Шабыт» (2001), несколько наград в разных номинациях на недавнем конкурсе композиторов «Астана-Байтерек».
         Братья Абдинуровы – известное в профессиональных кругах имя. Старший, Серикжан – завкафедрой композиции столичной КазНАМ. А недавно в академии начал работать и Алиби, который движется верной, проторенной братом дорожкой и уже преподает основы композиции, хорового письма, современную гармонию и инструментоведение.
- После окончания консерватории и аспирантуры я почувствовал, что мне просто необходимо чем-то заниматься дальше. Ведь до этого момента был лишь постоянный поступательный процесс, неуклонное движение вперед. И вдруг ... остановка. А что же дальше? Я даже подумывал об овладении специальностью экономиста или  юриста, но близкие люди подсказали, что начинать с нуля новый путь – не лучший выбор, нужно продолжать углубляться в музыку. В детстве я как-то загорелся дирижерской профессией, но это было кратким увлечением. А когда понадобилось выбрать что-то конкретное, сказалось влияние брата, который был моим первым учителем в музыке. Да и вообще, дирижирование и композиторское творчество – близкие сферы.
- Многие композиторы с академическим образованием, следуя велению времени и растущим материальным запросам, начинают активно писать эстрадную музыку, саунд-треки к рекламным роликам, так сказать, «работать на конъюнктуру». ..
- К эстрадной музыке отношусь положительно. Мы, профессиональные композиторы должны уметь писать любую музыку (для симфонического, народного оркестра, для кино и т.д.). Мои эстрадные песни, например, исполняют Толкын Забирова, Гаухар Каспакова, Багдат Самединова, группы "Рахат Лукум", "Сердцеедки", "Томирис" и другие.
Вообще, мне особенно близки жанры, связанные со словом и сценические произведения.
- Как началось сотрудничество с кокшетаускими музыкантами?
- Большую роль здесь сыграло знакомство с директором акмолинской филармонии Людмилой Багаповой. На открытии нынешнего концертного сезона прозвучало сочинение Серика Абдинурова "Сактар" и мое "Шашу".
На недавнем концерте казахского оркестра были исполнены еще две мои вещи. Хочу продолжить творческий контакт с таким хорошим коллективом, и следующая ступень – песня, к которой Ольга Манжула пишет слова. Дай Бог, чтобы все прошло успешно. Забегая вперед, скажу, что это дуэт сопрано и эстрадного певца. Я как-то увидел клип с участием Валерия Леонтьева и солистки оперного театра. Если честно, я позаимствовал у них эту идею. Содержание моей песни конкретно ни с чем не связано, она может быть  о Родине,  о любви, о чем угодно.
- Что в ближайших и долгосрочных планах? Нет мысли продолжить образование за рубежом?
- Ближайшая цель - обосноваться в Астане. «Долгосрочный приоритет»  - работать на благо родной культуры и искусства. Учиться официально еще где-то, думаю, не стоит. А вот  самообразование - другое дело. Уже пора реализовывать полученные знания. Что касается программы "Болашак", то  до 35 лет у меня еще есть время. Если подвернется что-то интересное - я подумаю.
- Каким Вы, молодой композитор, видите будущее академической музыки Казахстана?
- Думаю, мы еще не пришли к своему "золотому" веку, Ренессансу нашей культуры. У нас были большие подъемы, высокие результаты, но подлинный апогей еще впереди. Наша задача - приблизить этот момент, подвести нацию к "культурному взрыву".
- Вопрос, волнующий «казаховедов»: когда, наконец, будут издаваться на современных носителях не только народные, но и академические произведения казахстанских композиторов? Честно говоря, уже достало заниматься кустарной перезаписью с пластинок и кассет на домашнем компьютере. Тем более что все это  держится исключительно на личном энтузиазме педагога...
- Да, Вы озвучили насущную проблему, разрешить которую может и должно министерство культуры. В рамках программы «Культурное наследие» вышел CD с записью лучших симфонических сочинений казахстанских композиторов. А наши оперы, балеты и многое другое пока по-прежнему пылятся в библиотеках, архивах, фонотеках…
- Пять слов, наиболее точно характеризующих Вашу личность?
- Музыкант. Патриот. Мусульманин. Ортодокс. Холостяк, который любит вкусно поесть.
- Какие-нибудь штрихи к немногословному автопортрету…
- Ну, что еще? По гороскопу – Водолей, родился в год Лошади. Люблю чтение художественной литературы, а в последнее время - петь.
- Чего пожелаете кокшетауцам в наступившем году?
- Желаю вам осознать, что вы действительно счастливые люди, так как живете на прекрасной, святой земле КОКШЕТАУ!

«Степной маяк», 10.01.2008.


Рецензии