Физики и лирики

============== Рассказ был написан в прошлом веке ===========

Однажды мой племянник Дима,  студент физико-математического факультета, сыронизировал:
- Тёть Ань! Неужели вы начали понимать разницу между компьютером и монитором?!

Его фраза была реакцией на то, как я поправила его сестру Олю, студентку филологического факультета, в представлении которой, как и в моем представлении, компьютерное устройство отождествлялось с монитором.

Наверное,  это было недостатком моего школьного образования, или особенным строением головного мозга, или и тем и другим вместе взятым.  Но отсутствие элементарных понятий по теории (и практике) физики до сих пор является темой шуток по моему адресу всех, кому не  лень и кто не обделен чувством  юмора.

Объективности ради скажу, что я работала не на одном поколении компьютеров, в том числе и на таком, который занимал целую комнату ещё в СССР-времена. И отсутствие знаний по физике никоим образом  не влияло на мою скорость нажатия клавиш. Ситуация изменилась совсем недавно, но это совершенно иная история.

Разницу между компьютером и монитором я поняла, когда, покупая для себя  ПЭВМ,  расплачивалась по двум наименованиям  счета.  (Вопрос: отчего у меня принтер всегда был принтером, а сканер сканером?)

Мои отношения со всякого рода радио-, теле-, видео- аппаратурой весьма сложны,   она меня почему-то недолюбливает и боится, хотя её я очень и чистосердечно уважаю.
Но факт. В своей жизни я пять раз самостоятельно приобретала радиоприёмники,   при   этом  трижды мне пришлось возвращать их в магазины из-за неполноценного функционирования. Четвёртый приемник грохнулся  со  стола  на  пол  буквально  сразу  после приобретения, а пятый всю свою жизнь просто молчит, потому что ни в одном из трёх мест моего жительства, включая дом семьи  Л., нет проводной радиолинии, без которой этот навесной приемник не заговорит. Мне бы стоило   его кому-нибудь подарить, да - дизайн слишком красив, не приемник, а целая настенная картина.  Так и живёт мое приобретение без права голоса ** лет.

Но в школе по физике у меня во всех дневниках стояла  самая  законная пятёрка, как и по   другим предметам. Мой племянник и его отец этому до сих удивляются, а я оправдываюсь тем, что всегда умела решать математические задачки и всегда знала формулы, в том  числе  и по физике.   Но  почему мой  голос (и любой другой) можно по телефону услышать на другом конце страны или как человек может вместиться в телевизор, я с трудом понимаю и сейчас,  хотя Дима однажды объяснил мне это на уровне, который может воспринять пятиклассник. (Кстати, понимание пришло через банальный ОБРАЗ воды в кране).

Сестра моя, Аля, в этом  плане от меня мало чем отличается, она такой же ярко выраженный лирик, как и я. Однажды, то  есть  в  очередной раз, мы присутствовали при разговоре двух физиков, отца и сына. Диалог шел деловито-спокойно-размеренно. После Диминой фразы: "Папа, а что взяли за одну фараду?» я неосторожно порадовалась вслух:

- Аля, они у тебя такие умные... Ты что-нибудь поняла из этого разговора?

Физик-отец моментально среагировал:
- Да, она поняла: «папа» - существительное, «взяли» -  глагол...

- Остряк-самоучка, - только и нашлась что ответить Аля.

Я пыталась шутить:

- Димка! У вас тут,  пока я в городе,  много чего интересного происходит. Давай с тобой  договор заключим: ты включай магнитофон на запись, когда вы в очередной раз в шутках упражняться будете, а я потом рассказ напишу... Гонораром, так и быть, поделюсь...

Я не успела сказать ему, что обычно книжки издаются за счёт средств авторов, он уже кинул мне в ответ шпильку:

- А славой?

 Я рассмеялась.

- И не пытайся с ними соперничать в колкостях, Анка, - засмеялась и Аля. - Уничтожат.

Следуя  своему обещанию,  я  написала  несколько рассказов из нашего общего пережитого. Меня и в этом физики пытались урезонить, дескать, я ничего не сочиняю, а только конспектирую жизнь, пишу не рассказы, а мемуары, в  то  время  как  мемуаристикой  положено заниматься отставным генералам и великим артистам, а я ни к
тем, ни к другим не принадлежу.

Я яростно защищаюсь, меня  не так-то просто урезонить в этом вопросе, парирую: зачем что-то придумывать, если жизнь гораздо интереснее писательских выдумок? Зачем писать о чьей-то жизни, которую я совершенно не знаю? Почему то, что было со мной и вокруг меня, не может представлять интерес (литературный, психологический, эстетический) для моих потенциальных читателей?

Они не особенно настаивают на своей точке зрения, а мои рассказы читают не без интереса.

Но однажды, уже в городе, мы с Димой вели свой диалог, физико-филологический,  с  явным  уклоном   в сторону философии, в результате чего последняя точка разговора  осталась  за  мной,   лириком, а  не  за  ним, физиком. Разговор не был праздным, и позже я всерьёз пожалела, что в это время не включила магнитофон на запись   (не   воспользоваться   своим   собственным рацпредложением!) - могла    бы    получиться актуальнейшая  статья.

Окончание дискуссии было приблизительно таким:

-   Вот!   Вот!  Сам сказал!  -  поймала я  его. - Ты оставляешь право эталона на физические величины и не даешь этого же права в отношении эталона слова. Будто  у  слова  не  может  быть норм.  Язык должен развиваться и развивается по своим законам. Но эталон языка должен быть, его нельзя изменять, точно так же, как нельзя изменить, например,  эталон единицы измерения суток.

Возразить он не смог.

А недавно моя сестра дала мне прочитать одно из Диминых писем, в котором он описывает свои мытарства по настройке моего компьютера. И убеждает родителей в том, что, что бы ни говорили мои знакомые педагоги с кандидатско-профессорскими званиями, поведение моего компьютера в ряде случаев (и этот ряд не так мал!) не поддается логическому объяснению. Я-де - некий уникум, который необъяснимым образом отрицательно влияет на умственные возможности процессора. То есть мой персональный компьютер в ярко выраженной личностной ауре моей квартиры неадекватно тупеет в ответ на мои нормально выраженные (посредством нажатия кнопок клавиатуры)  действия.

Письмо было написано с тонким изяществом, которого я никак не ожидала от молодого человека. И у меня не осталось никаких сомнений в том, что, если Дима вдруг захочет сменить своё амплуа физика на хобби лирика, ему это вполне удастся.

……..Зачем, спрашивается, ему была нужна моя слава?


=========== ЛЯПС====================

Интересно, что мой молодой физик своим приземлённым видением не увидел будущего ноутбука. А разломив мой единый образ (компьютер+монитор+клавиатура=единое целое) на две половинки, фатально повлиял на перспективу мого творческого видения.

Собственно, об этом вся моя проза.ру, поделённая уже на три части:

1. Рассказы и повести.

2. Этимологические миниатюры.

3. Сказово-расчётные новеллы с ФИО-логическим уклоном.


Рецензии