Битлз. I ll Be Back. Из книги Ian MacDonald

[33] I’ll Be Back (Lennon-McCartney)

Lennon: вокал с двойным наложением, акусическая ритм-гитара, гармоника
McCartney: вокальная гармония, бас-гитара, акусическая гитара
Harrison: вокальная гармония (?),аккустическая соло-гитара
Starr: барабаны
Записано: 1 июня1964 года в студии Abbey Road 2
Продьюсер: George Martin. Инженер записи: Norman Smith
Дата выхода в Великобритании: 1 июля 1964 года (LP: A Hard Day's Night)
Дата выхода в США: 15 декабря 1964 года (LP: Beatles' 65)

Эта очаровательная песня Леннона, написанная скорее всего во время майского отпуска, заняла все отведенное для нее время на вечерней сессии в студии 1-го июня*. Одна из самых любимых песен Джона, она была основана на нисходящей гармонии чередования аккордов хита №1 «Runaway» 1961 года, в исполнение Дела Шэннона (Del Shannon), но   сделано это было достаточно неуловимо, чтобы не было явного сходства, которое почти никто не замечал, за исключением лишь других гитаристов.  Начинаясь и заканчиваясь нерешительным переходом из Ля мажор в Ля минор (триоль плюс смещение,  которое повторяется как во время моста, так и в середине трехчастной формы), «I’ll Be Back» - это меланхолическое эссе в минорно-мажорной неопределенности, отражённое в эмоциональной неуверенности текста. Являясь самой неортодоксальной вещью, которую Леннон пишет в то время, песня не имеет по-сути припева, построена как 12 – ти тактовый куплет, состоящей из двух равных секций (укороченный до 6 тактов в финальной репризе), моста, состоящего из 6-ти с половиной тактов, и средней части, состоящей из 9-ти с половиной тактов с характерным нисхождением хроматической ступени звукоряда.** Но несмотря на все это, собственно, как и с другими озадачивающими конструкциями Леннона, песня  в целом звучит абсолютно оригинально, являясь его самым глубоким эмоциональным выражением на тот момент.

Благодаря тепло резонирующему акустическому бэк-трэку, «I’ll Be Back» ведома свингующим битом, разбавленным пересекающимся ритмом полу-тактовых триолей в стиле фламенко. Маккартни строит гармонию в поддержку голоса Леннона путем сдвига мажорных и минорных терций, и заканчивает Пикардийской терцией в финале второго и третьего куплета. (Кто-то – или Маккартни или Харрисон – постоянно держит верхнюю Ми в гармонии). Вокальная часть могла бы быть и более утонченной, в некоторых местах гармония нарушается, вызывая колебания высоты звука голоса Маккартни, но в общем и целом – это самая удачная в плане выразительности и целостности композиция Битлз, которую они написали в то время. Заканчиваясь тональной двусмысленностью в конце альбома  «A Hard Day's Night»,  композиция оказалась, как весьма пессимистическим прощанием, так и  знаком будущей зрелости.
 
 
* Маккартни вспоминая, говорил, что песня была написана ими обоими, но основная идея принадлежала Леннону. (Miles. op.cit., p.163)
** Некторые характеризуют песню, как имеющюю 2 разных моста или перехода (На Anthology 1, например, во время 3-го дубля звук затихает на повторе 2 последних тактов второго моста).


Рецензии