О судьбе литературы и в целом искусства

Беседовал с литератором. Говорю ему: литература умирает. Мне в ответ: нет, Юра, ты просто плохо разбираешься в предмете; в 19 веке большая часть России была крестьяне, тогда тоже получается никто ничего не читал; сейчас есть много талантливых современных поэтов, писателей, и литература никак не умирает, она все так же движется, как двигалась дальше; просто ты не интересуешься ею.

Я вот не знаю, куда вылить ругательства. На литератора не могу, потому что он уже ушел, да и бесполезно; у него есть врожденно-рефлекторная способность выскользнуть из любого спора сухим, без воды и слизи. Придется пропоноситься сюда. Здравствуй, туалет.

Литература, безусловно, умирает.

Много есть тому причин. Например, разложение религиозных доктрин, и постепенное оформление научного сознания у человека. Если раньше литература, как и искусство в целом, помогало человеку понять и принять этот чудовищный хаос, именуемый действительностью, то теперь эта функция немного завяла и отпала, так как теперь из-за развития науки и техники появилось огромное множество других способов познания мира, построенных на логике, принципе причины и следствия, - бесконечно стремящихся к объективности и исключающих субъективную догму и, в более тяжелых случаях, личностный бред. Если непонятно, о чем я говорю, то: одно дело, когда тургеневские девушки черпали из "Войны и мира" действительно знания о войне и мире, другое, когда современные дети смотрят по youtube, как в Чечне по-настоящему убивают человека, перерезая ему горло, огромным ножом, очень похожим на кухонный. Не до книжек тут окажется.

Количество религиозных людей, как и людей, на постоянной основе помогающих себе переваривать действительность через художественную литературу и другое искусство, будет с каждым годом катастрофически уменьшаться. В этом смысле проглядывается необычайная прозорливость быдло-массы, которая в итоге окажется не так глупа, как кажется. Общество намного быстрее соображает и оперативнее реагирует на мир, чем отдельный, накачанный образованием, индивид. Пафосная интеллигенция, сокрушающаяся о том, что никто не читает Достоевского, страдающая библиофилией, - вот кто настоящий дегенерат. Не среднестатистическая малолетняя пользовательница vkontakte, которая уже приучена потреблять и передавать информацию сжато и неопосредовано, через фото и непостановочное видео, и систему коротких сообщений. Эта пользовательница видит мир таким, какой он есть, а не через призму кем-то установленных шаблонов.

Искусство очень похоже на религию. Писатель, художник, музыкант - это что-то сродни богу, конечно, в рамках своего произведения. Проблема в том, что бог - это догма и диктатура, а вся история человека - это низвержение догмы и диктатуры. Будь это политическое устройство (куда девались все монархии?), будь это искусство (демонический гений Кафки уничтожил все правила прозы, что запустило смертельную болезнь в искусстве как организме). Уже сейчас глубоко верующий человек вызывает недоумение, он - пережиток прошлого, он принимает за правило то, что придумано непонятно кем и непонятно зачем. Это расстройство логики. Точно такое же, когда первобытный человек приносил дары морю, искренне веря в то, что его духи за это не утопят его жалкую лодку. Люди и общества развиваются по-разному. Племена в Африке пребывают в мифолого-языческой колыбели, арабские страны - в средневековой религиозности. Только западно-европейская цивилизация еле-еле добралась до научного объективизма.   

Вот поэтому я говорю, что литература умирает.

История литературы и искусства в целом - это история открытий в них. Был открыт текст, сюжет, поэма, поэзия, романтизм, реализм, модернисты и постмодернисты все отвергли и перевернули, правил не стало, открытия закончились. Человек об искусстве уже знает все, ему уже неинтересно играть образами, словами, тонами и полутонами. Если раньше весь мир сидел в ожидании новой картины гениального художника, то теперь он сидит на сайте NASA, безустанно следя за движением марсоходов.

Но есть одно важное замечание. Все это время я говорил о настоящей литературе, настоящем искусстве.
Никуда не денутся ремесленники. Жанровая литература, жанровое изо будут жить и процветать. У них останутся только две функции - развлекательная и подстегивающая воображение. Соответственно, это откроет и уже открывает доступ к проявлению творческого начала у всех, кому не лень. Соответственно, уже не будут греметь на весь мир личности одного имени, как, например, Леонардо да Винчи. Да что говорить, уже не гремят. Майкл Джексон был последним королем современной поп-музыки. Больше не будет королей и королев. Все будут сидеть на специализированных сайтах, на которых будет изощраться в своем полутворчестве бесчисленное количество ремесленников, магнетизируя свою аудиторию почти так же, как это делали гении прошлого.

И это ни хорошо и не плохо. Это просто так есть и будет. 


Рецензии