Язычница Ольга Денисова

На своем сайте О.Денисова пишет о том, что она не Толкин, но ее тексты лучше многих других, опубликованных. Это - истинная правда. Если бы Русь имела в истории не века «православного» мракобесия, а какой-нибудь «Сычевский университет» (описанный в «Вечном колоколе»), и он бы был не хуже Оксфордов-Кембриджев, тогда, да. Тогда бы мы думали своей головой, и у нас была бы свой национальная интеллектуальная элита, которая была бы в состоянии переосмыслить древний эпос и развить его в современных условиях. Пока же, даже фэнтези свою сделать не можем, почти все – подражательные подделки или стебовой трэш. Впрочем, есть и некоторые исключения. Речь не об авторах, а об отдельных книгах.


Денисову, можно, пожалуй, сравнить с другой питерской сочинительницей, работающей в фэнтезийном жанре – Марией Семеновой. Налицо и литературный талант, и смелые попытки сделать национальную фантастику, и отдельные, очень удачные опыты, и – увы – неумение держать планку. У Семеновой был восхитительный, захватывающий «Волкодав» (1995), неплохие повести о временах славян и викингов, и слабые попытки «продолжений» ее главного бестселлера, а также еще всякая «фигня». Не удержалась.
Знакомство с произведениями Ольги Денисовой началось у меня с «Вечного колокола». Однажды меня охватила жажда чего-то «языческого» и я отправился путешествовать по интернетной русколани.  Нашел ссылку на «Колокол», скачал.


 Тут вспомнил, что читал уже когда-то денисовский памфлет против христианства и он удержался у меня в голове вместе с «Христианской чумой» Анатолия Иванова (Имеется в виду религовед-диссидент, а не советский писатель. Хотя и «другой» Ан. Иванов на посту редактора «МГ» что-то делал в национально-патриотическом направлении). Стал читать роман – так понравилось! Действительно, интересная «альтернативка» - если бы Новгороде до 16 века сохранилась вера в своих богов! (Если бы вместо Владимира, изнасиловавшего Русь чужеземной верой, родилась девочка…). Захватывающая альтернатива, да.


Но, христианская чума ползет на Новгород и ближайшие земли. Чужебесию изуверской секты пытается противостоять волхв-шаман Млад, профессор Сычевского университета…  Да, смелости автору не занимать. Как могут сохраниться шаманы с бубнами в условиях цивилизации, в городах? Впрочем, смелость города берёт. В данном случае рискованное допущение оказалось художественно оправданным. Борьба волхва с врагами вышла живой и интересной. Мне даже самому захотелось преподавать в такой вот Сычевке. (В настоящей Сычевке, которая под Ржевом и Вязьмой, я неоднократно бывал. Приятный городок, маленький и заштатный, известен разве что, как место, откуда немцы в войну вывезли часть так называемого «смоленского архива». Потом материалы о зверствах партии и НКВД оказались в Америке, послужив документальной основой для теории «тоталитаризма»).


 Но  в романе Сычевка – иная, как и Рязань находится на другом месте, теремки в этом универе симпатичные. Да и преподаватели должны быть немного волхвами, вести учеников к сущности вещей, а не просто повторять заученное. Из попыток перенести на нашу почву опыт зарубежного образования подчас выходило мало хорошего. Сейчас вообще «вузы» наскРозь поражены дуростью и коррупцией, а «вышка» готовит надсмотрщиков для полного закабаления России. Впрочем,  и в альтернативном мире не все благополучно – христиане не унимаются, на их стороне и сильные маги, и ландскнехты, и эманация слепой веры населения порабощенной уже Европы. Предательство верхов и слабость низов также подрывают позиции Новгорода. Вообще, это ведь так тяжело – удержать свой уровень и свою веру.  Нужно постоянно нести тяжесть ответственности и держаться всеми силами. (Сравни, например, моральную философию стоицизма и примитивную веру, страх «рабов божьих»).


Страсти в романе бушуют нешуточные, и на Земле, и в небе. Сюжет закручен. Женские пристрастия (образ Даны) к смелому «чудушке» обозначены отчетливо. Пересказывать повествование нет смысла, но написано хорошо, поверьте. Правда, я бы согласился с одной заметкой на ИМХОнете, что вторая часть слабее первой, а третья второй. Если описание схватки за душу крещеного мальчика Миши читаешь с восторгом, то финальное сражение с участием богов на волховском льду читательского внимания полностью уже не занимает (ИМХО, разумеется). Эмоционально трудно писать о постоянном отступлении, победа вроде одержана, но ОНИ не уймутся  со своим «третьим Римом» и главный поп наденет на руку дорогущие часы, славя власть «партии жуликов и воров». (Аналогичным образом ОНИ  поступали почти всегда). Но я писал  не об истории, а о литературе. Чувствуется, что автор сильно устала к концу романа, но все же довела его до конца. ( У Семеновой «Волкодав» композиционно расползся – сюжетные концы торчат, а попытки их связать делают ситуацию еще хуже).



Но другие вещи Денисовой я бы, честно говоря, не рекомендовал бы для чтения не только ради развлечения, разве что «Последнюю дорогу». (Просмотрел тексты, а «Берендея» прочел). Повесть про медведя-оборотня меня вначале разозлила, потом подумал, что все по-доброму кончается. И я не того пола-возраста, чтобы мне нравился «самый красивый медведь». Хотя, как представишь в физиологических подробностях, каким образом  бер становится человеком и наоборот – это бррр..


Автор, несомненно,  может совершенствоваться, но куда она пойдет дальше – к жанровой развлекательности или к углублению идейного содержания? С последним у нас беда.
Национально ориентированная литература вытеснена в область маргинальную, трэшевую, «занимательную». Мейстримом (и премиями, издательскими возможностями пр.) владеют люди не нашего Рода. «Низкий жанр» диктует свои законы, нужно постоянно «желтить» свои тексты, иначе не получишь продаж среди невзыскательного  читателя. (Семенова вот «дожелтилась»). При таком подходе об «умном» много не напишешь – и останешься в области маргинальной развлекухи. Иначе и быть не может, когда национальная элита истреблена и вытеснена, а к русскому телу приставлена чужая голова.



А ведь было (и могло быть!) иначе. Пушкин – это наше Солнце. Радостное языческое Солнце. Недаром от его произведений попов так «колбасит». Они постоянно пытаются что-то запрещать и распространяют свою «антигреховную» вонь. Недавно вот «Балду» переписали в церковном духе. Но – «солнце нашей поэзии закатилось». Такие литературные гении как Гоголь и Достоевский бились уже в христианских путах, уродовали свой талант. В следующем веке вообще таланты наши уже были с краю или просто уничтожались.


 ( В этой связи  непонятно, почему Денисова так уверенно склоняется к патриотизму,  а не к национализму. «Национализм» воспринимается у нас как ругательство, а зря. Ведь национализм подразумевает жизнь своих родов, а патриотизм требует подчас защиты чужого государства. Защищать свое – это не значит принижать чужое;  национализм – это не «ксенофобия», «фашизм» и т.д., как нас уверяют ОНИ.  И национализм, и вера в родных богов у нас просто оболганы. Знамо дело, небескорыстно. Нужно разбираться и отстаивать свое. И сражаться с врагом нужно с мужеством героя «Колокола», но этого мало, если враг имеет зловещее интеллектуальное превосходство).


Конечно, на поле одной фантазии врага не одолеть. Хотя в популярных жанрах схватка идет нешуточная (Вспомним, к примеру,  Ефремова и бр.Стругацких).  Но и в развлекательной литературе иногда надо быть серьезнее (а не считать, что «мы академиев не кончали, давай побольше мочилова и секса»). Бойтесь скуки, примитива, а не серьезности.



Меня, к примеру, давно интересует вопрос, как помогали нам наши Боги в годы Великой Отечественной войны. Попы так вовремя воспользовались ситуацией (хотя зарубежные православные иерархи благославляли гитлера, а на оккупированных территориях христиане вели себя часто как коллабрационисты). Да, Сталин воспользовался помощью РПЦ, да, широко известна история, что икону Казанской обносили вокруг Москвы – или возили на самолете). Но помогал ли нашим бойцам ближневосточный бог или память Рода. Возможно, именно эта родовая память заставляла русского воина терпеть нетерпимое и выносить невыносимая, вырвать победу на краю смерти – и окончательно надорвать жилу? Так участвовали ли в ВОВ Сварог, Перун и Лада?



Языческую тематику в военном аспекте хотел поднять ещё небезызвестный Ник Перумов. Но вроде не получилось. Он неплохо начинал, но исписался, перешел к унылому садизму взаимоистребления экзотических рас в неблагодатных мирах. И изначально это у него было, и потом потогонная система сочинения трэша свое дело сделала: и издательство, и фанаты требовали известного «качества» текстов. И – всё.


Про войну 1941-45 гг. написано немало «альтернативок». Обычно в это военно-исторической фантастике (в подавляющем большинстве совершенно дрянной) сознание современного супермена или «знайки» переносится в тело бойца Красной Армии и тот начинает расправляться с фрицами методами спецназа или предлагает «вождю народов» супероружие. Дешёвка, хотя бывает увлекательно. Но столкновение с таким врагом требовало огромной мобилизации духовных сил. Неужели Род не защищал своих пра-пра-…внуков. Вот бы это художественно раскрыть. Боевое фентэзи – жанр подходящий. Но здесь нужна бескорыстная заинтересованность и свобода от конъюнктуры. Самому написать? Нет литературных способностей и графоманством заниматься не хочется.


Может быть, Ольга Денисова что-то подобное напишет?


Рецензии
"К русскому телу приставлена чужая голова" - Возможно Вы правы. С уважением Олег.

Олег Борисенко   29.05.2015 22:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.