20. Человек и общество

                1. Личность

Почему  важно знать, что такое личность?

 Философ: Дело в том, что в понятии личности сходятся вместе общественное и индивидуальное. Одно отражается в другом. Рассуждая о личности, мы легко переходим от общества к отдельному человеку, и от отдельного человека к обществу.

Одно отражается в другом? Это как?

Философ: Когда говорят, что один человек отличается от другого, обращают внимание, во-первых, на его внешность, и, во-вторых, на его внутренние (личностные) качества. Здесь, как и во многих других случаях,  подтверждается известный факт, что человек является единством двух начал – антропологического и социального. В самом деле,  многими особенностями  внешнего вида  (например, строением тела, цветом кожи и глаз, формой носа, губ и т.п.) человек обязан природе. Все эти признаки  даны ему от рождения.

Тут всё понятно. А что такое личностные качества?

Философ: В отличие от внешности, личностные качества  человека формируются в процессе воспитания, образования, общения, сотрудничества с другими людьми. Только таким образом человек может выработать свой характер,  развить своё сознание, способность мыслить, умение говорить и трудиться.  Другими словами, личностью человек становится только тогда, когда выступает активным участником общественных отношений.

Так что же такое личность?

Философ: Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свои убеждения, взгляды, принципы. Свойства личности проявляются в её действиях, поступках, отношениях с другими людьми.

                2. Воспитание. Нормы поведения

Вы говорите, что личностные качества формируются в процессе воспитания и общения с другими людьми?

Философ: Да, человек как личность всегда складывается (формируется) в конкретном историческом времени и в конкретном обществе. И поэтому люди разных стран и разных исторических эпох отличаются друг от друга. Так русский мальчик имеет много своеобразных черт,  отличающих его от японского мальчика. Но если бы ему удалось перенестись на тысячу лет назад и встретиться со своим сверстником из древнего Киева, таких отличий набралось бы еще больше.

Почему так происходит?

Философ: Каждое общество в ходе своего исторического развития вырабатывает огромное количество разнообразных законов, правил,  предписаний. Эти нормы (слово «норма» в переводе с латинского означает «правило», «образец», «стандарт») имеют самое разное происхождение. Некоторые из них приняты среди людей, исповедующих одну религию (религиозные нормы), другие – среди представителей одного народа (национальные обычаи и традиции), третьи – среди какой-то большой группы людей или всего общества в целом (нормы этикета или морали).
В процессе воспитания человек усваивает разнообразные нормы, и они  становятся для него мерилом должного (правильного) поведения, будь то поведение в семье, в кругу друзей и знакомых, в общественных местах, на работе и т.п. Конечно, происходит это не сразу. Самые первые (и самые прочные) представления человек получает в детстве, в семье. Именно тогда он усваивает основные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Маленький ребёнок понимает, что помогать маме – это хорошо, а брать без спроса чужое – плохо; говорить правду – хорошо, а обманывать, лгать – плохо. Так же в семье  ребенок получает общие представления о религиозных нормах, нормах морали, национальных обычаях и традициях своего народа.
Когда ребенок идёт в школу, он усваивает много новых правил и норм поведения. Большое влияние оказывают на него не только учителя и учебники, но также прочитанные книги, фильмы, которые он посмотрел, общение с друзьями и новыми знакомыми. Все это, как правило, принимается ребёнком без обсуждения, как говорится, «на веру» и накладывает отпечаток на его поведение.

                3. Вера

Что такое вера?

Философ: Вера (слово происходит от латинского «верус» - «истинный») – это признание без всяких доказательств истинности (правильности) какого-нибудь утверждения. Вера не требует разумных обоснований и покоится обычно на внутренней убежденности человека.
Вера играет в нашей жизни такое же важное значение как и разум. Особенно велика она в детские годы, когда ребёнок без проверки и без обсуждения усваивает множество знаний и правил поведения.  Родители, близкие, учителя, старшие товарищи имеют в его глазах такой высокий авторитет, что он принимает их утверждение «на слово».
С возрастом положение меняется. Человек накапливает собственный опыт, который даёт ему возможность критично относиться к различным утверждениям, отличать истинное от ложного.  Но это не значит, что взрослые не принимают многое «на веру». Люди верят авторитетному мнению ученых, очевидцам событий, вверят друг другу, верят газетным статьям, заявлениям политиков, пророчествам астрологов и т.п.

А когда говорят, что человек верит в Бога?

Философ: Религиозная вера основывается на признании того, что главенствующую роль в мире и жизни людей играет Бог. Человек верит, что Бог может совершить любое чудо. В трудных обстоятельствах он обращается к нему за поддержкой, просит покровительства, молит об исцелении и т.п.
Божественные истины (о которых узнают из священных текстов, из религиозных книг и проповедей) имеют в глазах верующих непререкаемый авторитет. Заслужить расположение Бога они могут только одним путем – выполняя установленные им законы. Поэтому религиозные нормы оказывают огромное влияние на поведение верующих.

                4. Этика, мораль, нравственность


Значит, все нормы поведения усваиваются «на веру»?

Философ: Нет, конечно. Многие нормы человек принимает (или не принимает) сознательно. Существует специальная наука, которая учит человека правильному поведению. Она называется «этикой»

Интересно, что это за наука?

Философ: Слово «этика» происходит от древнегреческого «этос». Сначала им обозначалось совместное жилище и правила совместного проживания. Потом слово стало употребляться в значении «привычка», «нрав», а также    «система норм поведения», которыми должен руководствоваться человек в обществе. Древнегреческий философ Аристотель образовал от слова «этос» и  ввёл в употребление прилагательное ЭТИЧЕСКИЙ. Этическими он объявил особые качества, отличающие достойного человека. К их числу Аристотель отнёс  мужество, честность, мудрость, верность, преданность, самоотверженность и некоторые другие. А науку, которая была призвана изучать эти качества, философ назвал этикой.

А что такое «мораль»?

Философ: Рождение слова «мораль» в чём-то схоже с рождением слова «этика». В латинском языке (на этом языке говорили древние римляне)  издревле существовало слово «морес» - обычаи, нравы, поведение. От «морес» образовалось слово  моральный.  Впервые его употребил римский государственный деятель и писатель Цицерон (он жил через триста лет после Аристотеля). В латинском языке слово «моральный» использовалось как равнозначное по смыслу  греческому «этический». Значительно позже появилось слово мораль. Мораль -  система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. Никакое общество не может существовать без морали. И каждый должен соблюдать ее нормы. Ведь  жизнь каждого из нас проходит в окружении людей, в тесном общении с ними. Поэтому нельзя думать только о себе! Необходимо учитывать в своем поведении интересы и чувства других. Как этого добиться? Очень просто!  В обществе давно выработались образцы поведения, образцы общения и взаимоотношения людей, которым необходимо следовать. В своей совокупности они образуют нормы морали. Мораль выражает представления людей о том, что такое хорошо и что такое плохо: о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.   Не случайно нормы морали часто называют  «правилами для совести»
Постепенно слово  мораль вошло во все европейские языки. Но у некоторых народов остались в употреблении близкие ему по смыслу слова.  Например, в русском языке это слово нравственность.

 А как же этика?

Философ: Слово это так же вошло во все европейские языки, но смысл его расширился по сравнению с тем, который давал ему Аристотель.
Этика – это наука, изучающая мораль (нравственность).
Задача этики - помочь человеку разобраться  в том, что такое мораль (нравственность).

«Нравственность» это то же самое, что «мораль», а «нравы» то же самое, что «нравственность»?

Философ: Нет. Слова «нравственность» и «нравы»  происходят от одного корня «нрав». Оно означает «характер», «привычный способ поведения». Корень одинаковый, но значение слов разное! Нравственность, мораль – это то, как мы должны поступать. А нравы – это то,  как мы обычно поступаем.  Если мы поступаем так, как должны, значит мы поступаем нравственно. Если мы благородны, добры, отзывчивы, великодушны, думаем не только о себе, но и о других, вовремя приходим на помощь, не обижаем слабых, ведём себя тактично и умно, - значит наши нравы безукоризненны.  Если мы подличаем, обманываем, хитрим, изменяем долгу, думаем только о своём благополучии, если мы грубим, издеваемся над другими, - значит, мы поступаем плохо, безнравственно. И нравы наши никуда не годятся.

А нормы морали меняются со временем?

Философ: Конечно! Понятия  о нравственном поведении, морали формируются  в конкретных исторических условиях. Например, наша современная мораль предполагает, что к детям надо относиться бережно, ласково, а уж тем более – к детям больным.  Таковы нравы сегодняшнего общества, таковы моральные нормы. Но всегда ли эти нормы были таковы? Нет! Например, в Древней Спарте (в Древней Греции) существовал специальный закон. Согласно ему все новорожденные дети подвергались осмотру, и если у ребёнка обнаруживался физический недостаток, который мешал впоследствии стать  полноценным воином, его убивали, сбрасывая в Апофеты – глубокую расщелину в горах Тайгета.


                5. Культура поведения
 
Нравственный человек это тоже, что культурный человек?

Философ: Понятия эти близки друг к другу, но не совсем совпадают. В самом общем значении  культура - это созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство. Материальная культура включает в себя предметы человеческого труда (машины, технику, промышленные предприятия, здания и т.п.). Духовная культура – это  наука, религия, искусство, литература и т.п. Существенную часть духовной культуры составляют представления людей, их идеи, традиции, законы, обычаи, нормы и правила.  Из сказанного видно, что мораль – один из видов духовной культуры. Культура немыслима без морали, так же, как мораль невозможно представить вне культуры.

И как мораль связана с культурой?

Философ: Вам, наверно, приходилось слышать о «культуре поведения»? Если нравственные нормы определяют человеческие поступки, предписывают, что именно люди должны делать (или, наоборот, не делать), то культура поведения раскрывает, каким конкретным образом осуществляются в поведении требования морали (нравственности). Например, нормы морали предписывают нам уважительно относиться к людям. Это значит, что в своём повседневном поведении мы должны быть вежливыми, тактичными, предупредительными, должны беречь чужое время и т.п.  Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает умение держать данное слово, своевременно и точно исполнять свои обязательства.
В широком плане  в понятие «культура поведения»  входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, организация  личного времени, гигиена, умение одеваться, украшать жилище. Особо выделяют культуру речи, умение  грамотно, ясно и красиво  выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.   

Кого называют воспитанным человеком?

Философ: Воспитанный человек умеет правильно вести себя в обществе, его отличают учтивость и вежливость. Противоположность воспитанного человека - человек невоспитанный (или дурно воспитанный). Неумение вести себя проявляется в нём отсутствием чувства такта. Тактом называют умение во всем соблюдать меру. Тактичный человек, например, не будет говорить о недостатках другого, или сделает это мягко, необидно. Он не будет касаться в разговоре тем, болезненных для собеседника.
 У нетактичного, невоспитанного человека  даже положительные качества превращаются в свою противоположность. Смелость принимает у него вид грубости, остроумие становится шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью. Недаром говорят, что хорошие душевные качества составляют богатство человека, но «только воспитанность служит для них оправой».
Невоспитанность невозможно скрыть от окружающих. Ведь ежедневно, ежечасно (в общественном транспорте, на улице, в школе, за столом и т.д.) мы вступаем в  отношения с окружающими нас людьми. И значит ежедневно, ежечасно проявляем свою воспитанность (или невоспитанность).
Поведение невоспитанного человека всегда вызывает осуждение со стороны окружающих и заставляет краснеть его близких и друзей. Между тем избежать этого очень легко. Достаточно знать небольшой набор правил поведения, которые называются правилами этикета.

                6. Этикет

Почему знание правил этикета удобно и полезно для каждого человека?

Философ: Потому что этикет предлагает нам наилучшие варианты поведения в конкретных, заранее известных ситуациях.  В конечном итоге все правила этикета служат одной цели – подчеркнуть наше благожелательное и уважительное отношение к окружающим людям.
Раньше этикет был очень сложным. Он включал в себя великое множество детально разработанных правил учтивости. В наше время  этикет значительно упростился. В целом он совпадает теперь с общепризнанными правилами вежливости.
Этикет «объясняет», как люди должны приветствовать  друг друга, как вести себя за столом, как обходиться  с гостями, как одеваться. Эти и некоторые другие правила отражают простые  требования удобства и непринуждённости во взаимоотношениях людей.
 
Расскажите, как надо вести себя в  гостях.

Философ: Отправляясь в гости, позаботьтесь о том, чтобы ваша одежда была опрятной и изящной.
Приходить надо точно в назначенное время. Не следует являться раньше, ведь хозяева могут быть не готовы к приёму гостей. Но и заставлять себя ждать тоже невежливо.
Поприветствовав хозяев, обязательно поздоровайтесь с теми гостями, которые  пришли до вас.
За стол нужно садиться только по приглашению хозяйки и  на то место, которое она укажет.
Не требуйте, чтобы специально для вас включили телевизор. Даже в том случае, когда показывают ваши любимые мультфильмы.
Будьте тактичными! Только плохо воспитанный человек может позволить себе критически высказываться о доме или о блюдах, которыми его угощали.

Как следует вести себя  за столом?
 
Философ: Первое, о чём следует помнить, находясь за столом, это осанка, манера держать себя.  Не хорошо, когда человек сидит, развалившись, положив локти на стол.  Сидеть надо прямо, слегка опираясь спиной на спинку стула и касаясь стола только запястьями. Плохо смотрится человек, притулившийся на краешке стула (о таком обычно говорят: «сидит, как незваный гость»). Естественно, непозволительно раскачиваться на стуле или вытягивать под столом ноги во всю длину.
Когда начинаете есть, не наклоняйтесь низко над тарелкой. Прожёвывайте пищу с закрытым ртом – не быстро, и не медленно.  Нельзя чавкать, разговаривать с полным ртом, причмокивать или дуть на горячие блюда или смахивать крошки на пол.
Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Брать надо тот кусок, который лежит ближе остальных.  На тарелку надо класть ровно столько, сколько съешь.
Старайтесь не греметь приборами, не размахивайте ими. Если уронили вилку или нож – не лезьте под стол, не пытайтесь  вытереть их салфеткой. Просто извинитесь и попросите хозяйку принести  другой прибор.
Во время еды не следует трогать лицо, поглаживать волосы. Нельзя, сидя за общим столом, приводить себя в порядок, тем более причёсываться.

Расскажите теперь о правилах приветствия. Кто кого должен приветствовать при встрече?

Философ: На этот счет у разных народов существуют разные представления. Например, в Англии  женщина приветствует мужчину первой. В России  придерживаются иных правил. У нас мужчина приветствует женщину, а  женщина отвечает на его приветствие. Если встречаются люди разного возраста, то младший приветствует старшего.
Во всех европейских странах принято обмениваться при приветствии рукопожатием. Этот обычай пришел к нам из рыцарских времён. Пожимающие руки показывали друг другу: мы не скрываем оружия, наши намерения дружественные! Чтобы продемонстрировать открытую ладонь, рыцари снимали с руки железные перчатки. По этой же причине (хотя современные люди не прячут никакого оружия) принято снимать при рукопожатии  перчатку.

А для тех, кто едет в автобусе или в метро, существуют какие-нибудь правила этикета?

Философ: Безусловно. Если вы пользуетесь общественным транспортом, помните: производить посадку следует  после того, когда вышли все желающие.
Воспитанный человек, войдя в салон, никогда не бросится занимать свободное место, а сначала посмотрит, нет ли среди вошедших женщин и людей пожилого возраста.
Верхом неприличия является приём пищи в общественном транспорте. Только невоспитанный человек может войти в салон с мороженным или стаканом воды  в руках

Допустим, мы просто идем по улице.

Философ: И в этом случае необходимо соблюдать несложные правила этикета. Что чаще всего  раздражает нас на улице? Мусор и грязь! Значит, не надо сорить. Воспитанный человек не станет бросать куда попало бумажки, автобусные билеты, обертки от мороженного. Он осмотрится, сделает десять лишних шагов и выбросит мусор в урну. 
Не следует то и дело оборачиваться на прохожих, даже если они чем-то тебя заинтересовали. Это так же неприлично, как показывать  на кого-нибудь пальцем.
Обращаясь к незнакомому человеку с вопросом, не забудь извиниться за беспокойство. А получив ответ, поблагодари за любезность.

                7. Добродетели и пороки

Философ: Теперь, когда мы получили некоторое представление об этикете, поговорим собственно об этике. И, прежде всего, разберемся, что такое добродетели и пороки

И что же такое добродетель?

Философ: Слово «добродетель» происходит от слова «добро» и обозначает «деятельное стремление к добру». Прилагательное «деятельное» в этом определении употреблено не случайно. Оно подчеркивает: добродетельный человек сознательно стремится к добру, старается сделать себя лучше.

Что необходимо, для того, чтобы стать достойным, добродетельным человеком?

Философ: Конечно, прежде всего, надо знать, что такое добродетель. Однако одних знаний недостаточно. Если вы узнаете, в чём состоит справедливость или мужество, то не станете от этого ни справедливыми, ни мужественными. И даже желания для этого недостаточно. Кто-нибудь скажет: если от меня зависит быть справедливым, то стоит мне только захотеть, и я стану справедливее всех! Но это, увы, невозможно. Что бы воспитать в себе то или иное нравственное (этическое) качество надо работать над собой. Как человек, благодаря неустанным упражнениям, учится читать и писать, точно также, совершая благоразумные поступки, он становится благоразумным, а совершая мужественные – мужественным.

Значит, для того что бы стать мужественным (честным, справедливым), надо «учиться мужеству (справедливости, честности)»?

Философ: Да это так!  Прежде всего, надо честно проанализировать свои поступки и оценить (выявить) недостатки. Потом надо поставить перед собой цель: «Буду развивать в себе мужество (справедливость, честность)!». Чтобы легче было бороться с недостатками можно взять образец – равняться на  человека, чьё поведение служит образцом мужества (честности, справедливости). И следует набраться терпения!  Как одна ласточка не делает весны, так и один хороший поступок не ведёт к добродетели. В любом случае, приложенные усилия не пропадут втуне. Этические добродетели совершенствуют человека, делают его лучше, красивее и душевнее.

Что такое порок?

Философ: Порок – это противоположность добродетели. Другими словами, пороками называют позорные, недостойные свойства характера, такие как жадность, лень, лживость, трусость, хвастовство, зазнайство и т.п.
Аристотель подчеркивал, что добродетель это  соразмерность, а порок – излишество (избыток или недостаток). Добродетельным человеком  быть трудно.  Ведь найти середину в каждом конкретном случае  - дело непростое. Философ приводит такой пример. Каждый, кто имеет под рукой циркуль, легко сможет начертить окружность с заданным центром. А вот решить противоположную задачу – найти у начерченной окружности её центр, сможет далеко не всякий. 
Поиск добродетели чем-то похож на поиск середины окружности. Добродетельный человек всегда умеет найти  надлежащую середину в поведении и чувствах, выбрать среднее между избытком и недостатком. 
Вот простой пример. Человека, который всего боится, который не может преодолеть свой страх, называют трусом. Трусость – это порок. Человека, который ничего не боится, который бездумно и по пустякам рискует своей жизнью, называют безрассудным. Безрассудство – это тоже порок. Мужественный человек испытывает страх, но он умеет его побороть в себе. Он трезво судит об опасности и никогда не станет рисоваться своей смелостью. Но когда обстоятельство потребуют от него решительных действий, он спокойно и твердо выполнит свой долг. Даже тогда, когда его жизни грозит опасность! Поэтому мужество считается добродетелью.

О каких еще добродетелях вы можете рассказать?

Философ: Давайте начнем с того, что касается вас ближе всего – с образованности. Иногда можно услышать мнение, что забота о своей образованности – личное дело каждого. Дескать, мужество, честность, справедливость – это добродетели, а образованность - нет. На самом деле все обстоит иначе! Создатель этики Аристотель без колебаний относил образованность к числу добродетелей. И действительно, трудно представить себе совершенного человека, лишённого мудрости, рассудительности или любознательности. Недаром Аристотель выделял эти качества в особый вид добродетелей и называл их добродетелями ума (или мыслительными добродетелями).
Во все времена стремление к знаниям, хорошая успеваемость в школе считались похвальными качествами. И пусть нынешняя школа сильно отличается от той, что существовала два-три века назад, главное (отношение к образованию как нравственной норме) осталось неизменным. 

Любознательность тоже добродетель ума?

Философ: Да, ведь любознательностью называют стремление к приобретению новых знаний, пытливость. Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен. Любознательный человек не пройдёт мимо работающего нового экскаватора, не пропустит незнакомое слово, не заглянув в словарь. А поскольку разум подобен мышце, которая становится сильнее благодаря частым упражнениям, регулярные мысленные упражнения развивают его умственные способности. Жизнь любознательных людей нельзя назвать скучной. В ней нет места монотонному существованию. Что-то всегда привлекает их внимание, и всегда можно с чем-нибудь поразвлечься. Вместо того чтобы скучать, любознательные люди ведут активный образ жизни.
А теперь попробуйте сами перечислить известные вам добродетели и пороки.

Честность, правдивость и лживость!

Очень хорошо! Слово «правда» живёт в русском языке с давних времен. Первые писаные сборники законов Древней Руси назывались «правдами» - «Русская правда», «Правда Ярославлева» - такие названия подчёркивали справедливость законодательных установлений этих древних судебников. Тысячи пословиц сложил народ в защиту и во славу правды: «Доброе дело – правду говорить смело», «Правда – свет разума, правда со дна моря вынесет…», «Что лживо – то гнило, ложь до улики живёт», «Лживому надо памятливому быть – ври, да помни!» Ведь как унизительно сказать неправду, а потом быть разоблачённым.
Способность говорить правду или ложь не относится к врождённым качествам, она воспитывается. Человек большой душевной силы не унижается до лжи, он всегда правдив, старается идти  прямым путём, избегает окольной дороги. И напротив, слабость характера, нестойкость, как правило, раньше всего находят своё выражение во лжи. У людей пугливых, трусливых, слабых, при опасности, неприятностях первый выход – уклониться от ответа, ускользнуть, а если смолчать нельзя, то соврать. Ложь – родная сестра страха.

Деликатность и терпимость!

Философ: Деликатность - это способность сочувствовать другим людям, внимательно  относиться к ним. Деликатный человек умеет «входить» в состояние окружающих, проникаться их заботами. Он ненавязчив, но хорошо чувствует, когда его знакомым плохо, а когда хорошо; когда ему лучше остаться в стороне, а когда вмешаться.  Поэтому деликатный человек  не ждёт, пока его позовут, но приходит на помощь тогда, когда она необходима.
Деликатность неотделима от терпимости. Терпимый человек сдержанно относится к поведению, мнениям и чувствам других людей. Даже тогда, когда сам он поступает, мыслит и чувствует не так как они. Быть терпимым, не означает быть беспринципным. Нет, если вы стали свидетелями вызывающего поведения, хамства, грубости, реагировать на это надо твердо и решительно. Но когда речь идет о мелких недостатках, слабостях, невольных просчётах окружающих, не следует сразу выходить из себя, раздражаться, а тем более грубить. Помните: если вы сами терпимы к людям, они ответят вам тем же.   

Скромность, бескорыстие и благородство!

Философ: Скромность – это умение не подчёркивать свои достоинства или заслуги. Бескорыстие – это способность совершать хорошие поступки  незаметно, не требуя в ответ ни платы, ни благодарности.  Оба эти качества являются отличительными чертами  благородного  человека, поскольку главное для него  не награда, а сознание исполненного долга.
 Стоит ли делать добро,  если никто этого не видит? Если никто  и  никогда его не оценит? Задайте себе этот вопрос и постарайтесь честно на него ответить. Если вы равнодушны к похвалам, если главное для вас - самоуважение, в вас есть задатки благородства. А если вы презираете бескорыстие, если всегда, прежде чем что-то сделать, прикидываете про себя: «а что я буду с этого иметь?» - вам есть над чем серьёзно задуматься.

Трудолюбие!

Философ: Трудолюбие - любовь, привычка к труду, усердие в работе.
Согласно словарю русских синонимов, близкими по  смыслу словами к «трудолюбию» являются:  усердность, старание, усидчивость, старательность, прилежание. Трудолюбие во все времена считалось одной из важнейших человеческих добродетелей. Множество народных пословиц и поговорок красноречиво свидетельствуют об этом. Вот лишь некоторые из них:
 «Не тот хорош, кто одеждой пригож, а тот хорош, что в работе гож».
«Без работы день годом кажется».
«В труде - красота человека»
«Землю солнце красит, а человека труд».
«Лежебока хочет есть, да не хочет с печи слезть».
«Ленивый сидя спит, лежа работает».
«Тот разбогатеет, кто от ремесла потеет».

И что, всякий труд – благороден?

 Философ: Русский писатель Лев Толстой писал: «Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы и самой нечистой, а только одного: праздной жизни». Увы, бывает так, что у молодого человека нет тяги к труду, да  ещё и какие-то виды труда он считает для себя недостойными.  Это плохое качество. Порядочному человеку бывает совестно не помогать, совестно не работать, когда рядом с ним работают. Ему совестно работать плохо.
Но давайте продолжим поиск других добродетелей и пороков. Что можете добавить к перечисленным?

Равнодушие, сострадание и гуманность!

Философ: Равнодушными называют тех, кто думает только о себе. С точки зрения общественной морали равнодушие - порочное качество. Ведь равнодушные люди обычно безучастны, безразличны к чужим страданиям и бедам.
Наоборот, сострадание, является добродетелью, притом очень ценимой. Если человек испытывает жалость, сочувствие к несчастьям другого человека, он всегда готов поддержать его, прийти на помощь. Близким по смыслу к «состраданию» является слово «гуманность».  Гуманным считаются люди отзывчивые  и внимательные к чужим бедам.

Щедрость и милосердие!

Философ: Способность делиться с другими людьми своими средствами, имуществом называется щедростью. Щедрые люди, как правило, милосердны. Ведь милосердием называют готовность помогать из сострадания несчастным и попавшим в беду людям - неимущим, больным или сиротам. 

Справедливость!

Философ: Аристотель высоко ценил справедливость и называл её самой  совершенной из всех добродетелей. Он писал, что в ней как бы сливаются воедино  все остальные добродетели.  И действительно, без справедливости не может быть добрых, гуманных отношений между людьми. Справедливый человек всегда поступает беспристрастно, в соответствии с истиной, не допускает посягательства на личность и достоинство других.

Достоинство и честь!

Философ: Важнейшими нравственными качествами являются честь и достоинство. Достойными называют тех людей, чьи поведение и образ жизни безупречны и во всех отношениях моральны. Достойный человек живёт честно, не совершает безнравственных поступков, отличается справедливостью. Такого человека уважают (чтут) в обществе, и он глубоко ценит это уважение, старается не опорочить своего доброго имени (своей чести). Для него очень важно сохранить честь и достоинство, остаться с незапятнанной совестью. Существует много пословиц и поговорок о том, как важно беречь свою честь, как тяжело её приобрести и как легко потерять:
«Береги платье снову, а честь – смолоду».
«В ком честь, в том и правда».
«Честь ум рождает».
«Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать».
«Отцом-матерью не хвались, а хвались честью».

Самоотверженность!

Философ: По-настоящему достойный человек, человек чести, останется самим собой  даже в обстоятельствах, принуждающих его к отступлению от морали. Он скорее предпочтёт лишиться материальных благ, карьеры, чем изменить  своим нравственным принципам. В трагических и героических ситуациях люди высокой нравственной культуры предпочитают смерть бесчестию, предательству, вероломству. Это нравственное качество называется самоотверженностью.
Самоотверженность - способность жертвовать своими личными интересами во имя интересов других. В нашей повседневной жизни можно найти много примеров, когда люди проявляют самоотверженность, спасая товарищей, оказывая трудную службу людям.

                8. Патриотизм

А любовь к Родине это тоже добродетель?

Философ: По-видимому, да. Хотя трудно выразить это словами.  Все мы очень ясно умом и сердцем представляем Родину. Это и привычные глазу и прочно утвердившиеся в памяти каждого из нас родные места: дом, в котором прошли наши детские годы, улица, по которой ходили и ходим, наши сёла и города, дороги с берёзами и липами, поля и леса, реки и озёра…
Это и люди наши – родные, друзья, товарищи по учёбе, соседи по дому и улице. Это и язык, которому научила нас мать, на котором думаем и говорим – самый понятный и ясный. Это и речь, которую слышим постоянно. Это и песни и мелодии, сливающиеся с картинами родной природы.
Все эти образы, впечатления, переживания, думы создают у каждого из нас  представление о родной природе, родном крае, родной стране, Родине.

Любовь к родине сливается для нас с любовью к природе?

Философ: Да, в привязанности, любви к родным местам большое место принадлежит и природе. Где бы мы не родились, где бы мы не жили  в нашей памяти  закрепляется прекрасный образец природы. Это – лес или река, море или степь, птицы и звери, поляны или горные тропы, особенный аромат воздуха. Любовь к природе родного края, уголка обязывает нас беречь и защищать эту природу. А мы нередко обижаем её, наносим ей урон.

Если любишь родину, то бережно относишься к природе?

Философ: Приходя в мир, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, земные недра, большие и малые реки, горы и бескрайние равнины, леса, цветы, щедрые плоды земли. Всё это принадлежит нам, людям. Но как мы воспользуемся этим бесценным капиталом, как донесём, сохраним его для потомков?
Ответственность за природу – долг каждого.
Это так просто: не сорить на улице, не оставлять в лесу после себя бумагу, пакеты (полиэтиленовый пакет сохраняется в земле около 100 лет). Не засорять землю и воду. И тем не менее самое простое почему-то нам не удаётся.   
Или: уходя из дома в холодную погоду, захватить хлеба или крупы для птиц, для белок, сделать кормушку из пустого  пакета молока на балконе?
Или: не рвать без надобности цветов, не ломать веток. Ведь букет всего лишь из нескольких цветочков красивее и трогательнее, чем охапка их. Кстати, столь распространённые недавно цветы, как, например, ландыши и васильки, уже являются редкими цветами, им грозит исчезновение. Зачем рвать их и выбрасывать, не доезжая до дома.
Русский писатель Пришвин утверждал, что между любовью к родной природе и патриотизмом человека существует неразрывная связь.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют любовь к своему Отечеству, преданность своему народу, готовность  к любым  жертвам и подвигам  во имя интересов своей Родины.
 Патриотизм – обширное, многогранное  чувство. В него входят и воспоминания о детстве, и любовь к родным песням и сказаниям, к памятникам истории и творениям национальных поэтов, художников, зодчих, музыкантов. Так, например, русский патриотизм немыслим без глубокой признательности Пушкину и Толстому, Глинке и Чайковскому,  Левитану и Сурикову. Любовь к Отечеству предполагает способность  знать и гордиться всем тем, что внёс твой народ в общечеловеческую сокровищницу культуры.


Рецензии
Полезная для детей информация, Константин. Была рада с ней познакомиться.Новым для меня было то,что в Англии женщины первыми приветствуют мужчин. Это весьма странно...

Марина Рощина   28.02.2020 17:50     Заявить о нарушении
Мне приятно, Марина, что моя подборка сведений любопытна не только для детей (для которых эта книга писалась), но и для родителей. Есть вещи, которые кажутся как бы сами по себе разумеющимися. Порой они даже не охвачены школьными программами. Но на самом деле с детьми надо на эти темы говорить. Вот я и попытался набросать несколько глав, раскрывающих с разных точек зрения феномен человека и человечности. Заглядывайте, может быть, еще что-нибудь интересное отыщется.

Константин Рыжов   28.02.2020 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.