2010 г 4 апрель. Россия не в состоянии прокормить

     +2 с утра. Солнечно. Но ветер холодный. Сегодня пасха. Поздравил Гену и Нину, которая пожаловалась, что ей предложили уволиться, что весьма нежелательно, так как нужно выплачивать взятый Алексеем кредит для Сергея, это 90 тысяч.

— Он почти на коленях стоял, умолял перейти к нему. А сейчас моя должность понадобилась его родственнице-казашке. Если не уходить, начнёт меня подставлять, приказы писать. Предлагает такие должности, что я окажусь в подчинении у своих подчинённых. Нужно будет контролировать садики, а я уже не девочка, чтобы бегать.

Посоветовал не писать заявление. Пусть увольняет. Это обычная история, когда выживают с тёплого местечка и устраивают своих родственников. И им наплевать, как справятся с работой их протеже. На Нине всё держится. Она уйдёт – всё захиреет, но не развалится, потому что инерция притяжения сильнее.

С вечера вдруг исчезла холодная вода. Пришлось набрать два ведра горячей воды и остудить. В 14 часов пошёл на рыночек 7-го квартала, чтобы купить ситечко для мойки, но предлагали не то, что нужно, с крупными ячейками. Купил какие были, Вика отругала.

Заодно отправился на прогулку к водохранилищу. Всюду мокрый снег, лужи. Не пройти
не замочив ног. Навстречу шли два рыбака. Значит, лёд ещё стоит. Но большие синие промоины увидел, как и рыбаков на льду. Много людей. Некоторые уже загорают на склоне косогора. Три парня с велосипедами, взятыми напрокат, сидят на скамейке и весело разговаривают. Сто рублей в час обходится им прокат. Не своими деньгами расплачиваются, можно и посидеть.

И я вышел на лёд. Рядом промоины, трещины. Лёд держит хорошо, но нет удовольствия ходить по нему. А вдруг именно подо мной и провалится? Кого тогда ругать? С берега льёт множество ручьёв, но уровень водохранилища не поднимается, хотя на отмели виден потемневший от воды снег. 

В Латвии скандал. Женщина-президент тратит по 800 евро в день на пирожное и прочие свои удовольствия, в то время, как всё население призывают затягивать пояса. Что ж, порядочные люди редко приходят к власти. И это многие не понимают. Устраивают революции, чтобы спихнуть надоевшую власть, но новая ничем не лучше.

6 апрель. +5. Лёгкая облачность. Вчера снова пошёл к водохранилищу, на этот раз в ботинках, а не в туфлях. Воды ещё больше, +15, снег тает, почти исчез с отмели, где я прохожу на острова, но пройти не смог, много влаги.

Снова вышел на лёд, который хорошо держит, но много полыни, рыбаков меньше, чем было до этого. Два рыбака осторожно ступая, выходят на берег. Такое впечатление, что уровень воды ещё больше упал, хотя должно быть наоборот.

У Вики болит ступня возле пальцев, словно микротрещина на пальце, но не знает, как умудрилась её получить.

Влада легко встала и даже сама прошла три метра, потом потеряла равновесие и упала, пока я выносил мокрый памперс. Вика не скоро придёт. Надо поднимать одному. Подставил ей табуретку и стул, чтобы опиралась руками, а сам зашёл сзади. С трудом, но встала. Съела немного винограда, выпила чай, и запросилась спать. Она стала много спать и мало есть, что радует. Наконец-то вчера догадались, как её помыть в ванне. Посадили на решётку.


10 апрель под Смоленском разбился Ту-154, принадлежащий польскому президенту. Его жена, министры, и он сам вместе с 97 пассажирами все разбились. Лётчику предлагали уйти на запасной аэродром из-за тумана, но он решил садиться. В Польше недельный траур, у нас будет 12 апреля.

В Киргизии переворот. Сбросили Бакиева, который пять лет назад точно также пришёл к власти, раздал хорошие должности родственникам, и поднял цены на газ и электричество в три раза. Сейчас идут переговоры с ним, торгуются о неприкосновенности. Хотя его нужно судить, потому что все деньги разворованы. Народ в роли марионетки. Новая власть точно так же будет воровать. Правительство России выделило несколько десятков миллионов долларов. Такую же помощь окажет США. Не трудно понять, где окажутся деньги.

11 апрель. +15. Солнечно по весеннему, но тропа вдоль опушки к водохранилищу сырая, сохранился снег. И на самом водохранилище стоит лёд, и рыбаки сидят на сильно подтаявших льдинах, где бродят даже с колясками, ездят велосипедисты.

Было решил избавиться от ненужных программ, но компьютер завис. Диспетчер задач почему-то отключен. Неужели Игорь постарался? Позвонил ему. Он сказал, что это вирусы съели. Пообещал установить новую систему.

Власта сильно расстроила мать и меня. Упрекнула, что мы не помогли ей разводиться. Словно мы помогали им сходиться. И как можно помочь? Это дело личное. Предъявила претензии, что мы не помогаем Кате и Нике с разменом квартиры. А внучки будут стоять в сторонке и ждать, когда им на блюдечке преподнесут ключи от новой квартиры. Словно нам мало хлопот с Владой. Поставили детей на ноги, а про внучек забыли. От обиды Вика не может заснуть.

Владе всё хуже. Уже не ходит по комнате, едва стоит. Настроение у нас подавленное. А тут ещё Власта с упрёками. Все хотят получать.

12 апрель. С утра +1. Решил пройти рентген, а потом уже к терапевту. Но пришёл в 8-30, за 15 минут до закрытия, а народа очень много, не менее полусотни. Повернулся и ушёл. Нужно приходить пораньше. Власта второй день не звонит, обиделась.

13 апрель. +5. Днём +10. Пошёл к водохранилищу. Снега почти не осталось. Но лёд держится, пропитался водой, поэтому кажется серым, лишь поодаль всё ещё белый, и тропинки белёсые. С каждым днём всё больше людей на набережной. Два человека маячат вдали на льду. Идут к берегу. Бесстрашные. На набережную уже начали завозить стулья, палатки, готовятся к лету. Всё так же кто-то жжет траву. Что за атавизм?

Влада с трудом дошла до ванной, где её помыли в сидячем положении. Спала хорошо.

15 апр. 10 г. +2. Солнечно. Вчера в Китае сильное землетрясение, более 7 баллов, 90% зданий разрушено. Более тысячи погибло. Много раненых.

Поехал на улицу Ленина и наткнулся на закрытую дверь. Приёмщица в фотостудии сказала, что они теперь собираются по четвергам. Подосадовал на себя, поленился позвонить. Точнее, не хотел беспокоить своим звонком. В табачном киоске уже не предлагают наркотические смеси, но продают пачки сигарет с ценой по 200-300 рублей. Обычный табак не может стоить так дорого. Возможно, там марихуана. Спросить не у кого.

С удовольствием прочитал «Волчий паспорт» Евтушенко. Слишком много у него завистников. И все стараются укусить,  тем более что при советской власти это поощрялось, и после критика шла по инерции.

16 апр. 10 г. Теплей, чем вчера.

Снова поехал в Старый город. На одной из остановок рядом села Нина Букина, которая ехала в регпалату. Спросила, общаюсь ли со Скрипкиным? Нет. Не знал, что в это время он пришёл к нам домой и не застал меня. В клубе Смирнов и Мисюк, у которого вчера был день рождения. Надежда Викулова в закуточке листает книжицу. Услышал, что Рассадин в больнице. Спросил, есть ли надежда, что руководство в Новом городе изменится?

— Я в это не вникаю, — сказал Мисюк. — Стараюсь с ними не иметь дела, но гадости нам подкидывают, пишут письма о наших книжках. Я же ответил, что они издаются на средства автора. 25 апреля у Кишкурно у нас будет творческий вечер, презентация журнала. Приходи.

— Обязательно.

На столе бутылка водки и закуска. Владимир что-то выискивает у книжного стеллажа, потом выходят на улицу курить, и в это время пришёл Стрелец, который мне сказал:
 — Давно не виделись.
— Ну, как, нашёл работу?
— Да я и не искал. Было некогда.

Смирнов тоже не нашёл работу, мол, предлагают махать кайлом. А я думал: какая сила тебя выгнала с прежней работы? Вероятно, пил во время рабочего дня.

На мои расспросы, ответили, что с обеспечением ничего не изменилось, по-прежнему нет денег. В дверях показался худой парень, очень похожий на Игоря Мельникова, но с нормальным лицом. Коротко поговорил с Мисюком, пожаловался на здоровье. Виктор пояснил мне, что это брат-близнец Игоря, который получил родовую травму.

Виктору не терпелось приступить к обмыванию именинника. Сели за стол. В маленькие рюмки налили по половине – это по 30 граммов. Пили, пили, а бутылка всё полная.

Появилась Артикулова, потом Скотневский, который мне кивнул, остальным пожал руку, я сидел у стены, было западло ко мне подойти. Он выставил на стол бутылку шампанского. Виктор потянулся к ней, чтобы открыть, но Борис протянул руку:

— Я сам открою. — Налил себе в стакан и тут же выпил.

Стрелец:
— Ты бы хоть тост сказал.

Борис снова наполнил стакан и произнес многословный тост, прославляющий незаменимого Мисюка, на котором всё держится. Тот держал большой бокал с чаем, которым и чокался. Скоро Борис допил свою бутылку и налил в стакан водку. Мисюк пожаловался:

— До чего дожил? 51 год. Вокруг меня одни таджики. Недавно во двор медленно въехала чёрная иномарка. Я в них не разбираюсь. Таджики переполошились. Старший подошёл к окну, постучал. Окно чуть приоткрылось. Там — чехи. Обкуренные. Говорит, мальчишка-таджик оцарапал им крыло граблями. Отдавайте нам мальчика. Таджики вызвали милицию. Участковый осмотрел царапину: Да она у вас старая! Ничего не знаем. Таджики виноваты. Участковый не захотел связываться, мол, сами договаривайтесь. Таджики принесли им пять тысяч, и чехи уехали.

Скотневский начал рассказывать свою историю:

— Это было когда я ещё не был депутатом. Иду по улице и пью пиво. Тогда ещё не было указа, запрещающего пить. Навстречу два молодых милиционера. Ваши документы. Нету у меня. Пройдёмте с нами. На каком основании? Я ничего не нарушаю, никого не трогаю. Мне осталось дойти до поликлиники 30 метров. Я же знаю, что они могут там сделать. Они нивкакую. Идём с нами. Я сейчас закричу. Кричи сколько хочешь. Ну, я и крикнул: Мужики, Скотневского забирают! Выбежали три амбала. Милиционеры вызвали старшего, который меня знал. Не обижайся на них. Ребята молодые, с Нового города. Ты же выпил. Отпустили. На следующий день я было хотел найти этих ребят, а потом махнул рукой. Неохота связываться.

Заговорили о курильщиках. Вещал один Борис:

— А я ему говорю: Засунь себе в жопу и кури.

Ему нравится произносить шокирующие слова. Ещё раза два повторил.

Я сказал:

— В Таиланде так и делают, — намекая на фильм «Эммануэль», где тайка пускала кольца дыма влагалищем, что почти одно и то же.

Он коротко посмотрел на меня, но не стал расспрашивать подробности, спешил закончить свою мысль, привык быть в центре внимания. Все только его и слушали.
С опозданием появился Фонфора в неизменном чёрном костюме. Строгий, неулыбчивый. Отдал ребятам два прошитых листа. Досталось Скотневскому и Виктору, которые начали читать. Мисюк вышел покурить, и я спросил его, как ему понравилась выделенная линия.

— Отказался от неё. 450 рублей. Жена целыми днями пропадает в Интернете. Мне подсказали, и я купил флэшку Мегафона. Там два канала. Мне вполне хватает. Три рубля в день. Удобно.

Отпечатанная рукопись перешла к Надежде, и я заглянул сбоку. Обращение президента Медведева к народу за помощью, мол, я знаю, каково приходится народу, и далее терпеть это невозможно. Призываю вас к митингам и забастовкам. Если меня убьют, выберите хорошего президента и отстаивайте свои права. И всё в таком духе на трёх листах. Фонфора сказал, что они скачали из Интернета и рукопись ходит среди инженеров по заводу. Борис свернул листы и сунул себе за пазуху, второй экземпляр взяла Дина. Я спросил Фонфору:

— Первоапрельская шутка?
Он ответил:
— Шестого апреля.

— Значит, шесть первоапрелевских. Фальшивка. Президента подставляют. Ему незачем обращаться с таким письмом. В его власти сделать всё, что он пожелает.

Фонфора не стал разубеждать. О чём-то говорил. Я услышал:

— В тоталитарном режиме говорят правду, а в демократическом держат за марионеток.
— Да ты фантаст! — воскликнул я, ожидая его реакции на мои слова. Но он предпочёл не заметить. По привычке глядел вниз, на стол.

Надя услышала мои слова и к нему:
— Ты любишь фантастику? Дика? Лема?
— Дика я не знаю.

Я всё же спросил его:
 — Какую же правду нам говорили в советское время?
— Они не врали. Предпочитали умалчивать.
— Нам же всё время врали!
— Что тебе врали?
— Да всё!

Переубедить его было невозможно. Он уже превратился в гуру, который всё знает, обо всём имеет собственное мнение. Словно не было разоблачающих книг, статей. В наш спор никто не вмешивался. Я уже потом подумал, что они почти не жили в советское время, то есть их молодость, юность, самая хорошая пора пришлась на то время, по которому они сейчас ностальгируют, всё нынешнее для них ужасно. Я снова не вписываюсь в их формат.

Упомянул новую книгу Евтушенко, но они все настроены против него,  мол, самый обласканный поэт при советской власти
Борис поднялся и начал прощаться. Подал и мне руку:

— Приходи почаще.

Это же он говорил и в прошлый раз. Приятно слышать. Хоть какое-то да внимание.

Я не стал уходить. В кои века пообщаюсь. Рядом ваучер с минералкой. Налил себе в стакан и с наслаждением выпил. Потом ещё два раза подливал. Совершенно забыл, что мне нельзя пить воду с газом, который даёт неприятные последствия, их и ощутил в эту же ночь, а днём купил «Цифран» за 265 рублей.

Пришёл Скрипкин, чтобы напечатал письмо в институт, который наградил его грамотой, но указал неправильные имя, отчество, иначе бы ему сейчас дали звание Ветерана труда, а это 600 рублей каждый месяц.

Поговорили о Харьковенко, который притесняет Власту, не даёт ей заработать, не выводит в субботу, все блага Кеде, которая стала его любовницей. Из-за того, что его жена работает в БОТиЗе, он выставил себе профмастерство в 50%, из-за чего до этого ссорился со Скрипкиным, который хотел справедливого распределения между всеми рабочими, а он всё себе забрал. Когда мастер подал Кеду на сокращение, потому что она постоянно болела, отсутствовала из-за сына-инвалида, Лена матом начала крыть Николая, не слушая никаких доводов.

Вика вспомнила Овсянникову, которая позвонила начальнику цеха и пожаловалась на Власту, мол, она в охране воровала, а теперь сюда пришла воровать. Скрипкин сказал, что на больных умом не нужно обижаться, ей тоже несладко приходится, сын болеет аллергией. Характер сволочной, всех задевает.

(По телевизору в этот же день рассказали про хирурга-террориста, который в 1978 году взрывал бомбы, и тоже жаловался на всех, в том числе и на советскую власть). С такими людьми трудно построить коммунизм, вместе работать, и особенно жить по-соседству.

Контролёров сократили настолько, что когда увеличили выпуск автомобилей, работать стало некому. За качеством перестали следить. Никого это не волнует. Зато процветает БОТиЗ, ищет, к кому бы придраться, чтобы уволить.

С первого апреля заработала программа обмена старых автомобилей на новые. Люди спешат избавиться от рухляди и разбирают «семёрки», которых сразу стало не хватать, не успевают за спросом.

Я посоветовал Скрипкину зайти в нашу библиотеку и взять Марка Солонина «Фальшивая война». Что он и сделал. Вечером перезвонил и поблагодарил за интересную книгу.

17 апрель. +7. Лёгкая облачность. Но отопление пока не выключают.
Встал с рассветом. 6 часов. Но в уме держится память, что если бы перевели стрелки, то было бы 7 часов. Пока ещё не привык к новому времени, которое не ощущается своим. Возможно, и не надо было переходить, хотя удобней смотреть телевизионные передачи, раньше заканчиваются.

На кухне включил телевизор. Что за чудеса? Всё время показывает НТВ какую бы кнопку не нажал. Всё возвращается на НТВ. И на ручном режиме тоже. Неужели электроника полетела? Придётся нести в мастерскую. И пульт почему-то не работает. Проверил на другом телевизоре, в надежде, что так передают со станции. Но нет. Всё нормально. Снова включил Соньку. Всё работает. Заметил запавшую кнопку с цифрой 4. так вот почему он каждый раз включался на НТВ. Видимо, Вика косо нажала на кнопку и она залипла. Выправил.

Вика вернулась с работы. Сделала Владе укол, всё поменяла, застирала. Влада капризничает. Еле держится на ногах, ей тяжело. Много спит и часто просит еды. Забывает, что недавно ела. Через месяц, думаю, не сможет держаться на ногах.
Вика поехала на дачу. Всё нормально. Земля сырая, под забором ещё лежит снег. Открыла виноград. 

19 апр. 10 г. +9. Лёгкая дымка.

Третий день как заработал вулкан в Исландии, подняв на огромную высоту клубы дыма, пепла, камней. Сразу прекратилось авиасообщение над Европой. Абразив выводит из строя турбины, и никто не желает рисковать. По телевидению показали стаю гусей вылетевших из чёрных клубов, живописно стоящих в небе тёмными шарами. Можно лишь представить, но не понять состояние птиц, попавших в пепельный кисель. Десятки тысяч пассажиров томятся в аэропортах, спят на полу, терпят неудобства.

Миллиардер Прохоров заявил, что Россия не в состоянии прокормить население, нужно ужесточить дисциплину, дать предпринимателям волю увольнять неугодных (сейчас они защищены законом), сократить число праздников, увеличить рабочий день, год выхода на пенсию, сократить отпуск. Ему сразу же припомнили Куршавель, где он оттягивался с русскими путанами, что не понравилось французам, и они натравили на него полицейских.

Дисциплину поднимать нужно, слишком много бардака на рабочих местах. Но как это будет осуществляться? Затягивание поясов может привести к взрыву народного гнева. Жаль, не увижу, чем всё это закончится. При запуске ВАЗа тоже была дисциплина. Потом гайки переставали держать, все расслабились, а сейчас всё идёт вразнос.
Когда писал роман, всплыло слово «неофит», которым я до этого никогда не пользовался, но сейчас вставил в предложение. На следующий день по телевидению ведущий начал объяснять значение этого слова. Снова случайность.

Сегодня ведущий начал объяснять, что из груды монет всегда найдётся такая монета, которая всегда будет переворачиваться «решкой». Почему? И так ли это? Можно ли верить? Сомневаюсь. Телевидение рассказывает, что участились случаи убийства родителей детьми, которые выросли в обществе потребления, слепой любви, и не желают, чтобы им хоть в чём-то отказывали. Это перекосы нашего общества, которое само не знает, куда двигаться, потому что нет центрирующей идеи.

Вечером смотрели сериал. Во время рекламы я, как всегда, рыскал по каналам, и в этот раз включил ВАЗовский канал, где показывали телеинтервью с Верой Петровной по поводу перехода в новое товарищество. Я стоял рядом, и поразился, как противно выгляжу со стороны. И снова случайность. Совпал момент рекламы и показа интервью.

При покупке новых кроссовок за 470 рублей, уронил очки и дужка раскололась. Видимо, пластмасса старая, купленная за десять лет до свержения советской власти. Пришлось отдать ещё 360 рублей, чтобы иметь запасные очки на -2,5.  С такими диоптриями приехал в Тольятти, с ними и закончу. Часто удивляюсь, зачем я, чуть ли не каждые пять лет увеличивал диоптрии, хотя и старые устраивали, но я не видел лица, идущих вдали, не узнавал, поэтому и заказывал новые очки.

20 апр. 10 г. +9. Лёгкая облачность. Отопление ещё не отключили.
 
Кроме меня никто не может высаживать Владу на судно, поэтому Вика готова одна копать землю на даче, лишь бы не возиться с говном. Влада то ли вредничает, то ли не осознаёт, валит под себя. Вика кричит на неё, а потом переживает, понимая, что та не виновата.

Путин в очередной раз выступил перед депутатами, отчитался. Не собираются поднимать подоходный прогрессирующий налог для богачей, мол, мы ещё не научились собирать налоги, стоило снизить до 13%, и собираемость увеличилась. Думаю, он лукавит, не хочет обижать олигархов. Это отговорка. Или же просто боится, что его уберут, если он будет настаивать на своём.

Зюганов сказал, что в послевоенные десять лет советская власть сделала больше, чем Путинская власть, от разрухи до космоса. Сопоставление не совсем корректное, но правда есть, могли бы сделать больше. Но больше всех понравился Жириновский, который напал на Лужкова и московскую мафию, обзывал подлецами, мерзавцами, мол, самые жирнее куски отдал иностранцам. К этому, с насмешкой и придрался Путин, мол, где это видано, что Лужков отдаст самые жирные куски? Об остальной критике промолчал, словно и не слышал.

21 апреля отключили отопление. Температура на улице поднялась до +22. Некоторые ходили в маечках, блузках и рядом с ними идут в тёплых куртках.

Власта загорелась купить подержанную «десятку» у Янаевой, которая якобы в хорошем состоянии, несмотря на 10 лет эксплуатации. Я понимаю Власту, хочется, но надо понимать, что она не в состоянии оплачивать все расходы на автомобиль, а мы не можем ей помочь.

Мне думается, что я не в силах вынести это горе, хочется уйти, умереть, чтобы не видеть и не испытывать всё это. Я слаб, не привык к таким трудностям. Я изнежен спокойной жизнью, и не желаю переносить страдания. Но Вике без меня будет намного трудней. Это будет предательством.

Недавно с экрана мужчина лет сорока самодовольно хвастался:

— Я не могу сдержаться от искушения. Это сильнее меня.

Видимо, он имел в виду алкоголь. Многие могут подписаться под его словами, но зачем же гордиться? Это слабость, которую нужно скрывать, чтобы бороться с ней. Но сейчас такие времена, когда пороки становятся престижными, поднимают тебя к элите. Идёт явное вырождение общества, но об этом Путин не произнес ни слова.

23 апрель 10. +14 с утра. Всё зеленеет. Даже берёзы распустили почки, а мы не знаем, когда сможем посадить картофель.

Пришла Вика с работы и заметила, что на коробке возле замков вылез гвоздь, который я забил. Я внимательно присмотрелся. Дверь опустилась и задевает петли замка. Нужно приподнять. Нашёл шайбы и снял дверь с петель. И в это время засигналил домофон. Не стал выяснять, кто там, открыл. Большие петли не садились, задевали коробку. Нашёл чуть поменьше, надел. Осталось только дверь навесить на штыри. Тяжёлая, неудобная.

К моему удивлению в дверь быстро прошла Катя, и Андрей остановился передо мной. Раздражённый, злой, небритый. Сильно похудевший.

— Обследуйте её. И мне нужна справка, что она адекватна. Там и наркотики.

Я подумал, что он говорит о Владе, которая, по его мнению, уклоняется от оплаты квартиры и воспитанию дочки.
Оказывается, он недоволен Катей, и хочет, чтобы мы озаботились её воспитанием.

— Я тебе давно говорил, чтобы ты её воспитывал.
— Воспитывают в нормальной семье.
— Пойди и посмотри на свою жену, может ли она воспитывать? Ты одну на нас повесил, теперь вторую хочешь?
— Всё ясно. Идём. — Это он Кате с заплаканными глазами.

Она покачала головой. Но он настоял, и она пошла. Вика сразу начала звонить Власте, и та согласилась взять над ней опеку. Я отказался, потому что Катя неуправляема, она ни с кем не желает считаться, свобода у неё на первом месте, а это не всегда похвально. Нужно знать меру. Девчонку жаль, но я хочу спокойной жизни, а нервотрёпки, беспокойства, что Катя в очередной раз в школу не пошла, и непонятно, где сейчас гуляет.

Позже Андрей выговорил Веронике за то, что не хочет содержать Катю, мол, у него временные затруднения, нет денег, а вы хорошо живёте, большой телевизор купили.

— Это мне поклонник подарил на день рождения — сказала она.

Под вечер пошёл на прогулку. Сегодня намного прохладней, чем вчера, пришлось надеть куртку, а вчера был в короткой рубашке. Льдины по-прежнему стоят на водохранилище, но уже не серые, а чёрные. Уровень заметно поднялся, вода почти всё затопила. Льдины при этом налезали друг на друга, крошились, выпирая белоснежную крошку над чёрной поверхностью. Почему чёрной? С зеленью. То ли от водорослей.

Вчера вода пузырилась от перепада температур, а сегодня спокойная.
Народу всё прибавляется. Старшеклассники играют на песке в американский футбол. Многие загорают.

Перед сном вдруг представилось возможное, параллельное развитие моей жизни. Бифуркационной точкой было моё решение жениться на Вике. Если бы я этого не сделал, то остался бы с матерью до старости, влачил бы жалкое существование в Грузии, и не знал, что мог бы изменить жизнь к лучшему. Нет, вряд ли. Я бы выбрался в Россию, но жизнь была бы совершенно иной. Жаль, мы не можем просмотреть все варианты и выбрать лучший.

В который раз убеждаюсь, что не надо спорить, возмущаться. Промолчи. Всё само собой придёт в норму, а ты сбережешь нервы. Вике всё время кажется, что над нею посмеиваются, вспыхивает, старается доказать своё. Я, часто, вступаю с нею в спор, потом уступаю, поняв, что её не переспоришь, а лучше — бросить своё зерно, которое она позже выдаёт за своё. Услышанную мной новость на другой день мне же и пересказывает. Не терпит замечаний. Любых. Наша СВЧ уже отслужила 15 лет, в некоторых местах поржавела, пора менять, но работает. И денег свободных нет.

25 апрель. Утром позвонил Мисюк и напомнил о презентации журнала. В 13-30 вышел из дома в новых джинсах и голубой рубашке. Точно так же я был одет летом 2007 года, когда пришёл на презентацию журнала, в котором напечатали первую часть моего романа. Скуден мой гардероб. Но приятно быть в обнове. Держался раскованней. Так и не удаётся мне похудеть, несмотря на скудный рацион.

По сути, я был нужен для того, чтобы стулья не пустовали. Уже на входе встретил тёзку, Бориса и Мисюка. С улыбкой поздоровался с ними, и они показали на литгостинную, мол, проходи, не стал спорить, может быть, им нужно посекретничать без меня, прошёл. Зал почти полон. Сбоку Виктор Стрелец. Прошёл к нему. Он поднялся. Радушно предложил мне мягкое кресло, с которого я ничего не увижу. Прошёл на первый ряд, рассчитывая, что ВИП уже расселись.

Смирнов изъяснялся свободно, но не оратор. Речь скучна, сбивчива, говорит прямо в микрофон, отчего низкие тона бьют в уши. Слышно и без микрофона, но все берут пример с некоторых личностей. Скотневский изъясняется свободней, есть что сказать, но манера! Горбится, смотрит в пол, или на листок, приближая его к глазам.
Мисюк изъясняется по делу, всё чётко, если бы не его левая рука, которая постоянно трёт висок, тем самым, привлекая к себе внимание слушателей. Это всё идёт от смущения и неопытности к выступлениям. В перерыве я сказал ему об этом, что нужно держать руку хотя бы в кармане. Он отшутился:

— Или за спиной держать.

Не знаю, обиделся ли? Мог. Никому не нравится, когда им делают замечания. Но я от чистого сердца, желая, чтобы зрительное впечатление было бы лучшим. Если все будут молчать, то они и не узнают о своих недостатках.

В первом отделении награждали почётными грамотами лауреатов молодежного литературного конкурса. Юные поэтессы хвастали, что у них уже есть одна почётная грамота, полученная в 13-летнем возрасте. И правда, вышла 11-летняя, если не моложе, и скороговоркой пробубнила своё стихотворение. Борис галантно поцеловал ей руку. Одна пигалица прочитала:

«Когда ты умрёшь, будет прекрасный закат…».

И всё в таком духе. То есть можно понять, что она ждёт-недождётся, когда же, наконец сдохнет её дружок.

Другая прочитала о чём-то, сравнивая это с опиумом. Наркоманка? Да нет, она просто представления об этом не имеет, но думает, что это красиво. Удостоились поцелуя Бориса в руку. У парней стихи более высокого качества.   

В перерыве все поэты и поэтессы ушли домой, и я попытался подойти к Борису, чтобы сказать, что руку целуют только замужним. Об этом мало кто знает. Даже в кино артисты целуют руку девушкам, пытаясь казаться прожжёнными ловеласами, а на самом деле они безграмотные и невоспитанные мужланы. Но не смог к нему даже приблизиться. Его ограждали все, желающие с ним пообщаться, одна старая дева даже протянула ему своё стихотворное посвящение. Он прочитал несколько строк, сложил и засунул во внутренний карман костюма, поблагодарив дарительницу. Тут я влез со свои замечанием. Он ответил:

— Я же поцеловал руку девочки.

Словно от этого менялась суть. Я попросил:
— Только без обид.
— Я же понимаю. Знаю тебя.

Он намекал на мой текст. Ну, дай Бог. Хоть кто-то да понимает.

Я подсел к чете Стрельцов. При его жене сделал ему комплимент о его творчестве. Любому приятно. Спросил об Алексееве, работает ли он по-прежнему сценаристом? Нет. В связи с кризисом. На что же они живут, снимают квартиру?

— Сам удивлён его новой ипостаси, привязанности к жене.
— Особенно если учитывать, что он раньше часто их менял.
— Нет. Наркотиками не балуется.

Но на первый взгляд Алексей выглядит паршиво. Плешивый, худой. Но держится высокомерно. Нога на ногу. Во рту жвачка, взгляд надменный. Понял ли он что-нибудь в жизни?

С Артикуловой поговорил о лауреатках. Фонфора был не прочь поговорить, но я отошёл в сторону. Помня его приверженность к советской власти, нет желания с ним общаться. Глуп или что другое? Как можно оправдывать тоталитарную систему? У меня слёзы сейчас наворачиваются, когда вижу фильмы о войне, живо представляя, сколько людей погибло по вине, по глупости бездарной горстке людей. И ныне продолжается то же самое.

Во втором отделении награждали грамотами меценатов, спонсоров, Стрельца. Мужик, председатель ЛИТО из Новокуйбышевска съязвил:

— Надо бы и нам ввести эту практику: награждать своих благодетелей.

Сидела Тамара Владимировна Киршина и другая дама из муниципалитета. Обе поздоровались со мной первыми. Я едва их припомнил. Но поговорил с ними о финансировании, они сослались на кризис. Сказала, что была против того, чтобы роман печатался с разрывами. Я поблагодарил и отвернулся.

Перехватил Кишкурно и спросил о Воронцове и Рассадине, есть ли надежда на смену руководства? Вряд ли. Пригласила на 6 мая. Будет презентация книги Воронцова. А мне 5 мая нужно менять книги. Прийти 6-го? Позволят ли обстоятельства?

Ребята устроили фуршет за столом. Меня никто не звал даже ради приличия, и я вышел из гостиной. Два раза видел Дину. Она первая поздоровалась, но не остановилась, хотя бы ради приличия. Так поступают с теми, кто безразличен. Два раза перехватывал взгляд молодого прозаика. Он всегда молча отсиживается. На скромность не похоже. Нечего сказать, не в своей тарелке. Он и не пытался подойти ко мне.

На улице прохладно, несмотря на солнце. В Москве выпал снег. Идёт циклон с севера. Во дворе салатово зазеленели тополя.

27 апрель 10. +1 с утра. Небо в тучах. А я было намылился сажать картофель. Баклажаны, перцы, томаты переросли.

Власта всё же купила «десятку» у Янаевой за сто тысяч рублей. На оформление авто страшная очередь. Вчера не смогла пройти. У нас любят создавать очереди, всегда можно нагреть руки. На первое мая обещает отвезти меня и Вика на дачу, а сами будут смотреть за Владой, которая ещё держится на ногах, если есть опора. Встаёт с моей помощью, хватаясь руками за мою шею, а я с трудом поднимаю за спину.

Анастасия Заворотнюк разводится с третьим мужем фигуристом Чернышёвым из-за финансовых затруднений. В Ялте им принадлежит спортивный комплекс, шикарные квартиры. Немудрено забыть о любви, когда на кону большие деньги. Они всех портят. Не могу понять, какая сила притягивает Филиппа Киркорова и Максима Галкина к старой примадонне? Они вполне состоятельны и без неё. Неужели снова деньги?

Попробовал прочитать Эжен Сю «Агасфер». Невозможно скучно и никому не нужно. Поезд ушёл. Всякому фрукту своё время. Аксенов тоже неинтересен, но читаю из любопытства, чтобы узнать, насколько может деградировать хороший писатель?

Поражаюсь нашим поэтам, для которых стихи стали ремеслом, подсобным хобби. Поэзия требует особого состояния души, которое больше свойственно молодежи. Все хотят казаться лучше, чем есть. Им не хватает внимания, любви. Межиров прав, что после 30-ти не надо писать стихи.

В 7-15 посыпал снег крупными хлопьями. Но на тёплой земле тает.

Позвонила Власта и предупредила, что сможет отвезти меня на дачу. Поэтому я всё приготовил к выносу. Залез на чердак и принес 15 килограммов гуано. Над нашим подъездом голубей не видно, как и помёта, то ли я всё почистил. Хорошие мешки запрятаны, поэтому заполнил лишь то, что было под рукой.

В 17 часов приехала Власта на уже оформленной машине сине-зелёного цвета. Я погрузил всё в багажник, и мы поехали на дачу. Власта довольная покупкой. Сказала: «Рождённый ездить — ходить не может».

Юля сидела сзади. До сих пор не прочитала книгу о Роккуэле Кенте, которую я подарил. В связи с разговором, я заметил, что человек не всегда должен делать то, что хочет, не надо привыкать к комфорту. Моё замечание у обеих вызвало отторжение.

— Странно ты рассуждаешь. Человек не должен стремиться к плохому.
— Комфортная жизнь расхолаживает. Потом будет трудно жить. Первая же трудность сломает его.

Но меня не понимали. Не хотели понимать. Трудно переубеждать. Жизнь сама им покажет, кто был прав. Хорошо если этот разговор останется в памяти.

Температура +4. В тонком свитере и осенней куртке продрог. На даче полный порядок, всё чисто. Тюльпаны взошли дружно. Хуже — чеснок. Вика сожгла все палки и остатки малины, которые бы пригодились для костра, чтобы подогреть воды, как обычно мы это делаем. Но, погружённая в свои мысли, спешила навести порядок, то есть избавиться от всего, что мешает. И вместе с водой выплеснула и ребёнка.

продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/18/681


Рецензии