Печаль, которая всегда в твоём сердце

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

М. Лермонтов.    



Предлагаемые записки – это вариации моих размышлений  по поводу творческого процесса, как способа самовыражения и как средства самопознания, следовательно, мне думается, в какой-то мере – самоуправления и,.. наверное, самолечения.

***               
«Утоли моя печали», так красиво называется одна из икон, изображающих образ Богородицы, которую я увидел в одном из московских православных храмов. Название иконы, мне показалось необыкновенно красивым, в названии её звучала какая-то космическая поэтичность.

Утолить печали –это что: избавиться от них?.. Можно утолить жажду, голод; врачевание утоляет (успокаивает) боль. А печаль? Как утолить печаль?.. Печаль, наверное, может  утолить только ВРЕМЯ… К кому же обращена эта просьба-мольба? К Богу, а,  может быть, к самому себе?..

***
Печаль…
«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает печаль». (ЭККЛИСИАСТ).
« Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизну свою». (Н. НЕКРАСОВ).

***
Со школьного возраста, сначала, наверное, подсознательно, обратил внимание, что все известные произведения искусства, оставляющие след  в душах читателей, зрителей, слушателей, откровенно грустны или в них живет затаенная грусть…
Неужели, чтобы достичь наибольшего воздействия на умы и души, например, в литературном (поэтическом или драматическом) творчестве, сочинителю-творцу, нужны, «как минимум» трагедии?! … «Быть иль не быть?!» - и не меньше…


Не является ли, вообще, творчество некой материализацией грусти, безысходности мастеров: гимном скорби и печали?..  И это как-то соотносится с
проповедью Екклисиаста?..

Из памяти всплывают, знакомые. наверное, каждому поэтические строки –
 
Пушкинские:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она…
 
Есенинские:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом  на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
………………………………....
Мчится конь – простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Улетает лентой в даль…

Или у Лермонтова:
Тучки небесные – вечные странники…

Пастернаковские:
Снег идет, снег идет…

И даже у известного советского поэта-песенника Матусовского:
…Где-то одинокая бродит гармонь.

А в живописи.
Левитан: такие  прекрасные пейзажи изумительной по красоте природы Средней полосы России;  картины живописца наполнены светлой печалью.
 
Леонардо да Винчи – Джоконда…
Пронизанные солнечным светом картины Серова, Кипренского: и в них звучит
прекрасный, нежный, но грустный душевный мотив мастеров.

Светлое синтонное творчество Моцарта – красивейшая по мелодическому строю «40-я симфония», … а тональность?..

Примеров можно привести множество из разных видов искусства, литературы, музыки. Я понимаю, что все оценки, впечатления очень субъективны и все же: всюду, где есть истинное, глубокое творчество, рядышком дышит затаенная грусть творца. И тогда начинаешь тоньше понимать слова М. Бурно из его  книги «О характерах»,  что высокое сложное творчество – выражение сложной, страдающей индивидуальности. «Подлинное творчество есть лечение от страдания».

Природа в любом виде творчества, в любом (почти) жанре искусства играет важнейшую роль. Наверное, каждый знает или испытал на себе, какое благотворное успокаивающее влияние оказывает Природа на разбитые души больного или просто расстроенного человека.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ,  могил
В свои этюды.
(Пастернак).
 
Строки из стихов Б. Пастернака, моего любимого поэта, далее используемые в этих записках помогли мне полнее, как мне кажется, выражать (иллюстрировать) свои мысли, некоторые мировоззренческие  концепции.

***
Почему же Природа, оказывающая такое животворное влияние на «расстроенные души», изображаемая в красках,  музыкальных звуках мастеров навевает  на нас светлую печаль и нежную грусть?..

Может быть творческие личности: поэты, художники, композиторы воспринимают природу не просто, как ландшафт: леса, луга, реки, а как образчик (вечный идеальный  пример) человеческого бытия: Весна –рождение; Лето – душевно-телесная чувственная прелесть расцвета.
Осень – величавая торжественность увядания: как же надо человеку достойно пройти свой жизненный путь, чтобы в конце его, как Природа заслужить «торжественное и пышное увяданье».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

«Унылая пора!» -Пушкин ставит восклицательный знак: унылая,..  но очаровательная - парадокс!? Нет. Творчество!

***
И еще одна мысль будоражит душу - не является ли человеческая жизнь в социуме: различные способы выживания и самовыражения набором отвлечений (психологической защитой)  от мысли, что жизнь имеет свой предел… Уже рождаясь, человек обречен на смерть. Этот  удел, обреченность всех живущих, как бы, роднит их судьбы.
Если бы какая-то часть живущих могла обрести бессмертие, жизнь других стала бы невыносимой.
Может быть, от этой подсознательно, постоянно живущей в голове мысли о бренности жизни, нормальным состоянием человеческого духа является затаенная печаль?..

Великий Рафаэль – «Сикстинская Мадонна», классический христианский сюжет: Мария с младенцем Иисусом на руках. Сколько затаенной печали, светлой грусти, а, значит, реальной жизни в этой картине. Это не Дюррер, не Боттичелли, на полотнах которых человек, его плоть растворены в духовной идее живописцев.
У Рафаэля – жизнь плоти. Молодая женщина–мать с первенцем на руках. Почему же столько грусти в глазах Марии. Почему в глазах её ребенка и детская непосредственность и осмысленная тревожность?..
Пока теплые руки матери прижимают к себе обнаженное теплое тело ребёнка, он ещё защищён и заботливостью этих рук и теплом материнского сердца. Но в глазах матери и младенца  уже видится завтрашний день. А завтра предстоит жизнь – очень длинный и трудный путь через предательство, каменья и тернии и с неотвратимым концом… Тогда зачем всё?!.. Надеяться на Воскресенье, на другую – ещё одну жизнь…

***

Творчество осуществляется через личное переживание автора.
Человеческое бытие во всех своих проявлениях: социальном, психологическом и биологическом и т.д. – это реакция на постоянно получаемую информацию. Информация создает модель ситуативную модель состояния (переживания).
Человеческая судьба – это, отчасти, человеческий характер, а характер определяется свойственной только конкретной личности реакцией на информацию. Ситуация – это то же, в какой-то степени, информация.

Сложный психический (или биологический) процесс – творчество, например, в виде сочинительства – это то же, по большей части, реакция на информацию.
Любая информация может вызывать негативную или позитивную реакцию (переживание).
Позитивная реакция (переживание или прогноз) – проста. Негативная – это предположение всевозможной гаммы негативных прогнозов, переживаний, касающихся каждой конкретной личности, т.е. собственной боли этой личности.
Перефразируя известную фразу Л. Толстого из «Анны Карениной», можно сказать: - Все счастливые люди похожи друг на друга. Все несчастные – очень разные: каждый несчастлив по-своему.
И в таком случае, наверное, тревожная мнительность впечатлительного человека может являться питательной средой для творчества.  И тогда даже определенный социальный дискомфорт через личные переживания (а только через личные переживания и возможно творчество) становится его собственным переживанием, его болью, требующих выхода в творчестве.

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку.
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

***

Тоска – родная сестра вдохновения.  Это было замечено философами и психологами и врачами с незапамятных времен.
Некоторые состояния душевных расстройств, например, навязчивость – порой схожи с состоянием творческого напряжения, В. Маяковский писал:

Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча – в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.

Что же такое творчество? Радость творчества: процесс интеллектуальный. психический (биологический), божественный?

Кто-то из великих написал: - Боль надо вложить в искусство, чтобы освободиться от неё. Значит творческая личность – это человек постоянно облегчающий свои страдания (вспомним М. Бурно), тем что выкладывает свою грусть и боль в творчество, чтобы освободиться от этой боли. Ведь даже плод самого светлого и сильного чувства любви – свое дитя женщина рожает в болезненных мучениях.

А счастье и радость величины не постоянные. Они в любой жизни как всполохи.
Стремишься, стремишься к какой-то цели. Раз! – На секунду осветится всё!.. и уже только воспоминания. И в творчестве: тоска, уныние, неудовлетваренность, работа, работа – для чего?! Чтобы однажды на несколько секунд:

- Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!..

Но даже ради кратких мгновений душевной озаренности, мгновений, в которые понятен и осмыслен твой путь на земле:

-Душа обязана трудиться  и день и ночь…

Творчество – это всегда труд души, самых человеческих её свойств. Проникнутый  в нас свет от творчества заставляет нас уже не мириться с каким бы то ни было беспорядком, расстройством в нашей душе:

Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.

***

В предметах, в состоянии природы, в красоте ищет человек защиты. Защищает себя этой красотой.
Только у детей все способы психологической защиты всегда рядом: мама, игрушки, неуемные фантазии… Взрослому человеку приходится  в течении всей жизни вырабатывать различные способы этой защиты, или в крайнем случае (что то же не редкость) искать спасения  в реакциях  химического суррогата радости: алкоголь, наркотики…

Иногда в народе говорят: - Поплачь – станет легче…
Поплакаться… как часто используется этот успокоительный способ в детстве. Пожаловался маме, поплакал и… все прошло. Во взрослой жизни другие этические условности: не всегда поплачешься… Как же тогда вытащить из души пустоту и грусть? Поделиться, исповедаться, очиститься, заняться творчеством (любым!).

И разве не тот же биологический механизм срабатывает во время молитвы, исповеди… Поплакаться Богу в лице Святой иконы, священнику… Тогда молитва (исповедь) – это очищение, возможность размыть тревогу, душевную боль. Расстройства души, печаль,  боль уменьшаются, потому что здесь так же, как в творчестве, происходит встреча с самим собой. С позиций религии: душа встречается с телом или Святой Дух посещает тело, или это встреча со своим Ангелом… Но с позиций реалистической  науки – это размывание «конфликта ранимого самолюбия с чувством собственной неполноценности» (М. Бурно).
 - Утоли моя печали… Поведай их себе ли, Богу, чтобы встретиться с этими печалями, чтобы печаль твоя стала существовать ещё и отдельно от тебя: стать уже не только твоим личным, глубинным переживанием, но и, как бы сюжетом для сопереживания, сочувствия, соучастия. ( «А  боль отступит всегда, если ей прямо заглянуть в глаза.»).  Печаль утолит печаль…
А в творчестве:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.   

 



 
 

 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.