Ш. Дукумбаева. Исповедь кокшетауской примадонны

     После недавнего традиционного «сольника» Дукумбаевой вместе с привычным восхищением осталось и чувство какой-то неловкости: полупустой зал комитета геологии – разве такого приема достойна наша Королева бельканто? Высокий профессионализм, полная самоотдача, настоящая одержимость делом своей жизни – вот лишь некоторые ценные качества Заслуженной артистки РК  Шолпан Дукумбаевой. А как личность Дукумбаева привлекает прямотой и откровенностью – как раз теми свойствами своей натуры, которые обычно затрудняют творческим людям восхождение к вершинам Парнаса. Не пора ли напомнить о Вас, уважаемая Шолпан Базаровна, нашей публике?
- Я не обращаю внимания на такие вещи: это всё мишура. Ну, не пришли ко мне на концерт даже те, кому давали пригласительные билеты – что ж теперь? Зато телевидение «удостоило» своего внимания. Им дают две-три минуты эфира, и вот ради этого они приходят, активно передвигаются по залу, хотя так не положено делать на съемках классических концертов, потом с шумом складывают свое оборудование и удаляются. Такие моменты меня просто убивают: никакого уважения ни ко мне, ни к публике. Но в целом концертом я довольна.
- Вы согласны с утверждением «Талант – это труд»?
- Безусловно. И я на всю жизнь сохранила благодарность тем людям, которые сумели воспитать во мне и терпение, и преданную любовь к своей профессии, и понимание безграничности искусства музыки.
-  Где вы учились?
- Сначала - в культпросветучилище, на дирижерско-хоровом отделении. Тогда еще не было музыкального училища, а когда оно открылось, я переводиться не стала. Учиться было интересно. В то время у нас был широко известен хор Л. Сыропятовой, она привила мне любовь к украинской песне. Моими главными наставниками были супруги Недоспасовы. Я солировала в хоре, дирижировала, но мне очень хотелось петь по-настоящему, учиться классическому вокалу – тому, чего не могли мне дать мои бесценные учителя-дирижеры. После училища поехала поступать в Алма-Атинскую консерваторию, и … с треском провалилась! – Шолпан Базаровна хохочет, вспоминая эпизоды своей биографии, говорит громко и темпераментно, подчас смеясь над собой и своими невзгодами. Вернувшись на родину, юная Шолпан по распределению отправилась поднимать культуру на селе: местом ее работы стал ДК в Рузаевке.
- Низкий поклон З. Санчило, которая в то время была начальником управления культуры. Это она, спустя два месяца буквально вырвала меня оттуда. Неравнодушный, сердечный  человек, умница – если бы не она, не знаю, что бы со мной было!
     Работая в кокчетавском ОНМЦ, Шолпан продолжала мечтать о консерватории, брала уроки у Недоспасовых. И через год поехала поступать повторно. На этот раз удачно! Попала в класс Алмы Шаймерденовны Кожахметовой, ученицы Н. Шариповой. На третьем курсе стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов имени Куляш Байсеитовой. С отличием окончив консерваторию, поступила в аспирантуру в класс профессора Надии Абдрахмановны Шариповой. Педагоги отмечали перспективность Шолпан, видели в ней будущую оперную звезду. Но кокшетаускую девушку так тянуло домой! 
- И я совершила глупость: не вернулась на учебу. Меня забросали телеграммами, но я так и не поехала в Алма-Ату. Через некоторое время еще раз приняла участие в том же конкурсе. Бывший сокурсник Алибек из Гурьева, который слушал за дверью, спросил кого-то: «Итальянка, что ли, поет?»  А это пела я! Однако мне опять дали звание дипломанта: я дважды герой! – смеется певица.
- Вы всегда активно концертировали, причем – и за пределами нашей области. Что запомнилось?
- Ой,  так много всего было… Вскоре после окончания консерватории был объявлен конкурс на исполнение заглавных партий в постановке оперы «Биржан и Сара». Было сорок претендентов! И роль Сары выиграла я! Это было счастье! Я два месяца стажировалась, спектакль прошел прекрасно… Между прочим, ни в одной областной филармонии по Казахстану нет певицы, которая бы пела в оперном театре. А я пела и в Алматы, и в Астане. И при этом, сколько я пахала здесь! За двадцать лет я заработала артроз этими выездными концертами в холодных сельских клубах! Много раз я делала глупости. Вот, например, в 1992 году у меня была возможность остаться в США, куда мы ездили по приглашению города-побратима Уокешо. Был большой концерт в Милуоки, мы побывали в Чикаго, в Нью-Йорке. Незабываемые впечатления! Но, наверное, не судьба.
- Кажется, в этом сезоне планировалась повторная постановка «Травиаты» с Вашим участием?
- Да, теперь вместо хора музыкального колледжа будет петь Петропавловский камерный хор В. Кардашева. Этот совместный проект отложили на осень.
- Как Вы, Заслуженная артистка РК, оцениваете современный уровень нашей кокшетауской музыкальной культуры и ее перспективы?
- Уровень значительно вырос, появилось много выпускников музыкальных вузов. И было бы еще лучше, если бы как-то решалась проблема жилья для молодых специалистов и вопрос зарплаты. Ведь на наши копейки можно лишь оплатить коммунальные услуги: а разве нам не надо кушать, одеваться, детей воспитывать? Пиши всё, я не боюсь! Невозможно объяснить людям, далеким от искусства, тонкости и детали, без лишних слов понятные музыкантам. Самодеятельность – это, конечно, хорошо. Шьют шикарные костюмы, красоту наводят, поют под фонограмму – смех! Танцы, танцы! Но это не показатель уровня. Город должен гордиться своими профессионалами от искусства. Сейчас хотелось бы большего понимания со стороны руководства. Мы не простые музыканты, и по-простецки с нами обращаться нельзя.


«Курс», №19 (363) 11.05.2006.


Рецензии
Прими Рена мои поздравления, очень профессиональное ин.тервью с точки зрения журналистики. Ты большая МОЛОДЕЦ! Как и Шолпан, конечно.
Не даром училась, много трудилась, одним Талантом тут не обойтись!

Маргарита Вышенская   11.11.2012 08:24     Заявить о нарушении
О, какая гостья у меня! Спасибо Вам огромное, Маргарита Владимировна! Буду с контрвизитом, как немного освобожусь!

С теплом,

Рена Жуманова   13.11.2012 18:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.