1. Радость в труде

 1               

              Елена Петровна Набиркина –  первый директор общеобразовательной средней школы №1 города Щёлкино. Открытие школы состоялось 4 ноября 1981 года, а в новом "городе" насчитывалось четыре дома, да вокруг была развороченная стройкой земля.   Приехала же Елена Петровна на прекрасную, заповедную землю в 1956 году, когда об автобусном сообщении между Мысовкой и райцентром и понятия не было. Молодой географ добиралась до места назначения  пешком или, если повезёт, –  на подводе. Шоссе не было, тротуаров не было, школы тоже не было, построили  её только на третий учебный год её работы. А пока уроки проводили по избам. Активной, высокообразованной учительнице предлагали работу в райкоме комсомола, затем в райкоме партии –  отказалась.  «Я думала, и правильно думала, что максимум пользы принесу школе,- вспоминает Елена Петровна. –  Вне  школы я себя не представляла».  Звание  сельского учителя (так и выразилась  наша собеседница) несли высоко и гордо: Трегубова Н.С., Журавлёва З.Г., Вдовина Г.М., Денисенко Г.Н., Приходько О.Д., Дукмас Л.М., Васильченко И.И., Бойченко Г. П., Юденкова Т.Л., Малышева Т.А., Трегубова И.К., Забродько Т.П., Нарыжная Д.Т., Хлебородова Т.А., Дмитренко А.П. и Дмитренко Н.Л., Дунда М.И.  Взаимопомощь, взаимовыручка  и в педколлективе, и среди детей было безусловным, естественным состоянием души. В новой школе  учителя своими силами организовали  школьный буфет, а уж внеклассная работа, походы оживляли и украшали жизнь всего села. 
              В 1957 году Елена Петровна повела учеников пятых - седьмых классов (пятнадцать человек) в пеший поход по маршруту "Казантип - Симферополь". Ещё в институте она прошла изумительную практику: летом по два месяца ходили по горам. Исходили Крым, Грузию. Практически, приобрела прекрасный опыт. Неделю она вела детей на Звёздный областной слёт. Вернулись из Симферополя с многочисленными призами, у каждого сиял на груди значок "Турист СССР". Проводить турслёты в конце учебного года стало обязательным в каждой школе района.
              Традиции, атмосфера тёплых взаимоотношений перешла и в построенную в 1981 году на Белокаменской возвышенности новую школу,  коллектив которой 4 ноября отметит новую годовщину. А на встречу с первым директором школы пришли члены краеведческого кружка  с руководителем Жанной Владимировной, учительницей истории, и члены клуба "Зимняя вишня", бывшие учителя школы, сотрудники Елены Петровны.
               Вопросов много, воспоминания буквально захлёстывают, а  я ловлю себя на мысли, что Елена Петровна напоминает картины Ильи Глазунова. Она сама - безмерно содержательная картина, а жизнь - обрамление к ней. По-моему, все присутствующие на встрече убедились, что скромность - её сущность и в очень плотных одеждах. Поясню. Во время интервью все её ответы на вопросы - ещё одно знакомство с кем-то, кто в то время жизни был рядом.
              Каким должен быть учитель, чтобы урок достигал цели? Красивым, экстравагантным, знающим предмет, любящим детей? Каждое из этих качеств - прекрасно, а ответ прозвучал так: "В 1962 году в школе появилась учительница русского языка, Магон Людмила Борисовна, человек грубоватой внешности, с покалеченной ногой. Но какие у неё были уроки! Придя к ней в класс, я в первые же минуты  потеряла всё: стены, парты, ребят. Видела только её лицо и  глаза, слышала только её голос. Это  был полёт  за голосом учителя. Мне посчастливилось присутствовать на уроке истинной словесности".
              Пожалуй, здесь уместно рассказать, что самую Леночку (в семье её звали Люсей) русскому языку учила мама, учила тайно по томикам Лермонтова и Пушкина.  В Белгород - Днестровске, где родилась и пошла в школу девочка, учили только на румынском языке, за русскую речь преследовали, книги на русском языке уничтожали, ходили с обыском, говорить и думать можно было только по-румынски. К учителю подходили с поклоном и словами "домна инвецетоаре" (госпожа учительница). У каждого  был нарукавный номер, под которым ученик записан в "кондуите" (журнале). В любой толпе обязательно находился соглядатай, который следил и записывал в кондуит все грехи: опоздание на молитву, недостаточно низкий поклон, тон разговора... Наказание - долгое стояние на коленях в углу, где был насыпан горох, скорлупа орехов или кукуруза. Это не всё. Оторвать детей от привычного общения на русском языке, с корнем вырвать память о том, что есть русские, –  на это были нацелены «домны инвецетоаре».  Дети жили в постоянном страхе, а вы знаете: даже стальная струна рвётся от перенапряжения. Шестилетние малышки взбунтовались. Они выбрали место, где, как им казалось, их никто не видит, и отчаянно проскандировали "крамольные" слова: "Баба сеяла горох, прыг - скок, прыг -  скок..." Только они вошли  в класс после звонка, как тут же появилась домна Мицулеску с домной Хаджи и прошипела приказ: "Цинець мынэле!». Девочки вытянули ручонки перед собой, а "домны инвецетоаре" изо всей силы линейкой вбивали в дрожащие ладошки правило: "думай по-румынски".
Интересное перестроение в мозгу произошло у Елены Петровны позже, когда она давно уже окончила школу (1952г.) и затем географическое отделение Крымского педагогического института имени Фрунзе (1956г.). Случилось это в 1986 году:  она сопровождала группу учителей Высшей школы в Болгарию.
               На румынской границе в вагон вошла кондуктор с внешностью домны Мицулеску и её же тоном приказала приготовить документы для проверки. Елена Петровна вдруг почувствовала, что внутренняя речь перестроилась на румынский язык. Она стала опять "думать по-румынски", хотя уже с третьего класса их  учили  на русском языке. В 1940 году произошло воссоединение Бессарабии с Россией и открыты русские школы. Это был незабываемо яркий праздник. Мама и Люся (Лена) услышали малиновый звон колоколов сначала соборных, затем всех церквей. Они не знали причины праздничного звона, а седой, как лунь, старик подошёл к ним и сказал, что сегодня счастливый день: население встречает русских, дождались самых дорогих гостей. Торжество этого дня и настрой души Елена Петровна пронесла через всю жизнь, и затем, где бы она ни работала, её окружала атмосфера радости. Жизнь научила её сострадать и выдерживать бури, и теперь она стремилась научить этому молодых, ступивших на непредсказуемую дорогу - жизнь.
О каждом учителе Елена Петровна рассказывала с теплотой, восхищалась их непохожестью, радовалась удачам. "Как-то, –  продолжает беседу хозяйка (встреча проходила в доме Набиркиных), –  учебный год начали без учителя физики. Однажды очень нерешительно входит в кабинет девушка и спрашивает: "Такой учитель физики вам нужен?" Я увидела вырисовывающийся животик, неуверенность в глазах молодой учительницы.  Ответ, буквально, вырвался: "Именно такой физик нам нужен".  В этих словах было столько радости и тепла, что Ольга Демьяновна Приходько  ценит их и сегодня выше всяких сокровищ: они окрылили душу, воспламенили желание приложить все силы, чтобы дети полюбили физику. Вот очень яркий ответ на вопрос о взаимоотношении директора и учителя. Названные фамилии учителей и через пятьдесят пять лет в памяти школьной жизни, а в 1981 году они стали ядром в новом коллективе. Пополнили его и бывшие выпускницы Мысовской школы: Горбей Н.Г. и Данильчук Л.И.   
              Елена Петровна помолчала, вздохнула и проговорила: «Трудно молодым учителям в селе. Приезжают, а быта –  никакого. Нужны продукты, посуда, место, где приготовить еду. Вот уж тут благодарным словом вспомню Татьяну Прокопьевну Забродько. Это и прекрасная учительница, и женщина с добрым, материнским сердцем. Она держала хозяйство, поэтому молоко, яйца, овощи со своего огорода у неё были. Вот кто  в первые же минуты  жизни помог  на новом месте начинающим  учителям: Денисенко Г.Н., Приходько О.Д., Бойченко Г.П.  Кормила и с собой продукты давала, а затем дала место на своём огороде, семена разных овощей. Вот так дело и пошло. Об одном сожалею: не могу сама посетить её могилку, не знаю, в каком она состоянии».
              «А педагогический коллектив создавали, как футбольную команду, –  улыбается  Елена Петровна. –  Заявлений было много, каждое рассматривали  внимательно, выбирали строго; основное требование было – профессиональная компетентность. Получился удивительно целеустремлённый, трудолюбивый, доброжелательный коллектив. В сентябре на собрании строителей я представила каждого учителя. Тогда, на уровне вибрации, возникло ощущение единой семьи. Начальник стройки В.М.Пидаев  не скрывал трудностей, первую четверть придётся учить детей в старой Мысовской школе. Пришлось вести уроки в три смены, а ученики всё прибывали и прибывали. Вот  тут появилась дата 4 ноября. Вторую четверть надо было обязательно начать в новой школе. Для этого в выходные дни и во время осенних каникул учителя работали, приближали день открытия: на первом этаже заливали пол цементным раствором, на втором и третьем зачищали и красили полы, рамы, мыли окна.
 Во второй четверти школа приняла учеников, теперь все озабочены тем, чтобы сплотить детей в единый коллектив, сдружить разные характеры. Помогло ученическое самоуправление».
Штаб самоуправления создали сразу. Первым его председателем была Лиля Габдулина, начальником отряда «Юный дзержинец» –  Рыбкин Олег, взвод к первому смотру строя и песни формировал Остах Геннадий, обсуждение рапортичек по-деловому вела Светлана Пыж. Культмассовый сектор организовывал встречи со строителями, участниками Великой Отечественной войны, поэтами Крыма,  композиторами, артистами.
              Чтобы укрепить материальную базу, активизировать оформление кабинетов, в школе проводили районные  методические семинары  учителей-предметников. А чтобы привлечь к проблемам школы производственные хозяйства района, строительные организации, Набиркина, возглавившая уже Ленинское районо, однажды на областном семинаре директоров школ, который проходил в Ялте, заявила, что в районе, носящем великое имя, должна быть школа с кабинетами, оснащёнными техническими средствами. " Да, это самый трудный район, – говорила Набиркина, – но здесь необыкновенные кадры. Я приглашаю вас  на областной семинар директоров в Щёлкинскую школу №1". Елена Петровна, улыбнувшись, вспомнила, что Председатель Ленинского исполкома В.Л.Кубрушко подошёл после выступления и полушутя сказал, что, если бы он знал, что она  "такое выдаст", задавил бы её заранее. Но зато после этого каждая планёрка в хозяйствах начиналась с выслушивания предложений директоров школ. Через год в Щёлкинской школе №1, коллектив которой возглавляла в то время  Г.Н.Денисенко, провели областной семинар директоров. Открытые уроки прошли в оформленных кабинетах: русский язык и литература (Н.В.Плаксина, Л.П.Ремезова), физика (О.Д.Приходько), иностранный язык (Л.А.Лоншакова), химия (В.Н.Базилевич), история (Р.К.Малышева), география (Л.И.Фурман), математика (Хижнякова  М.М.) Кабинет биологии В.Г.Ещенко назван лучшим в Крыму.  Л.А.Зембицкая была единственным  специалистом-логопедом в Ленинском районе, она создала  логопедический кабинет, который тоже заинтересовал гостей. Прекрасный кабинет изобразительного искусства создала Музыченко Л.И. Мы к ней ходили, как на экскурсию: он вызывал восхищение и вдохновлял на новые поиски. Библиотекарь Л.П.Определёнова так пополняла  книжный фонд, что стала добрым другом и помощником в оснащении всех кабинетов необходимой литературой.
              Педагогический коллектив Щёлкинской средней  общеобразовательной школы  №1 делегировал  учителя  биологии Ещенко В.Г. на съезд учителей, который состоялся в Киеве. В делегацию, которую возглавил заведующий облоно Савенко Ю.П., вошла и  Елена Петровна. Открыл съезд Щербицкий В.В.
              Общественная работа детей интересовала тоже. Да, кроме основной работы, у Елены Петровны было немало нагрузок в обществах "Знания" и "Памятники". Многолетняя работа Набиркиной отмечена не только  союзными и республиканскими Почётными грамотами, Отличник просвещения награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями: "Мир", "100 - летие В.И.Ленина", "100 - летие К.И.Щёлкина", Ветеран труда.
              Есть ли другие интересы, кроме школьных? Да, они были всегда, но Елена Петровна говорит о них через события в жизни. В 1962 году она, в числе комсомольской делегации, (семьдесят пять человек) попала в Чехословакию. Возглавлял делегацию Павел Федуличев. Прибыли они в Брно, а разместили их на дачках, в лесу Собешино. Свои делегации прислали Польша, Германия, Румыния, Венгрия. Через молодёжь, через выполнение спортивно - культурной программы нужно было смягчить создавшееся в то время натянутое отношение между Чехословакией и Советским Союзом. Пришлось несладко. В футбольном матче против команды СССР играла сборная из остальных стран. Наша делегация не позволяла себе вольной одежды, пива, пошлых песен, а там это нарочито афишировали, насмешливо и разнузданно орали, требовали петь "Катюшу". Во время футбольного матча силовые приёмы превращались в избиение наших игроков. В культурной программе в ответ на песню "Рулла-те-Рулла" советская делегация спела "Хотят ли русские войны". Затем Федуличев подошёл к Набиркиной и взволнованно попросил: "Лена, давай танцевальный номер! Помни: за тобой СССР!" (Скажу: в судьбе этой удивительной женщины есть такие "хобби", как балетмейстер, грузчик,  но об этом –  отдельный разговор о студенческой жизни). Парни из нашей делегации обозначили  танцевальную площадку растянутыми аккордеонами и грянули "Барыню". Словно огонь вселился в девушку. Руки, каблуки, лёгкая её фигурка выполняли всё, что диктовала музыка. Само сердце выстукивало ритм танца. Русская "Барыня" изменила-таки взаимоотношения среди молодёжи, а Елена, в детстве Люся Суслова, вспомнила тогда страшное событие 1947 года.
               Пять тысяч детей Украины везли на Второй пионерский слёт. Киев разрушен, Крещатик в развалинах, но Украина жива, дети, будущее страны, вот они, в пионерской форме, в алых галстуках (так их одели  в Киеве) приехали показать, что они талантливое поколение, готовы строить новую жизнь. А привезли лучшие коллективы художественной самодеятельности. Это была мощная политическая акция, значимость её подчёркивает и то, что, кроме руководителя Зубковой Л.М., пионеров сопровождал Председатель Измаильского исполкома Горовой. Чтобы сорвать эту важную акцию, под станцией Березино на поезд с детьми напали бандеровцы. Они простреливали вагоны, стреляли в закрытые замки. Выбросили из вагона руководителя Людмилу Михайловну, Горового вытолкали сапожищами в грудь. Горовой и Зубкова доползли да будки путевого обходчика, тот позвонил в Березино. Военный отряд прибыл очень быстро, но погибшие среди детей были. В каждом времени есть трудные и мрачные страницы. Память не убить, не обмануть, историю не изменить.
Рассказать довелось и о партийной работе: с 1971 по 1981 год Елена Петровна  возглавляла идеологический отдел Ленинского райкома партии; с 1984 по 1989 заведовала Ленинском отделом народного образования, но и тогда жизнь школы  оставалась в поле зрения: разрушить сделанное с любовью - нельзя. 
       Всё это –  ответы на серьёзные вопросы юных историков-краеведов из кружка "Патриот", которым руководит Жанна Владимировна Меликова. Как видите, Кучелкову Полину, Алексеева Павла, Дашу Филиппову, да и членов клуба "Зимняя вишня" интересовало всё в тридцатилетней истории школы. Елена Петровна углубилась в рассказе ещё на двадцать пять лет и отвечала с большим уважением к собеседникам. В то время, когда ребёнка опасно и стыдно посадить перед телевизором, тревожно ждать возвращения домой в сумеречное время, видеть эти внимательные глаза, слушать такие вопросы –  не просто радость, а великая награда. Значит, не зря использовались все возможности своего времени для подготовки будущего, то есть  настоящего "сегодня". История должна быть в надёжных руках, и вот они есть  руки, молодые, надёжные, непорочные. Пусть знают: работа –  это жизнь, а чем она будет наполнена –  в  их власти. Труд можно наполнить радостью.


Статью поместила по просьбе первых учителей и учеников школы, желающих знать историю школы.


Рецензии
"Радость в труде", прочитал с большим удовольствием. Вот поколение,которое будет примером, грядущим поколениям. Нина, если не трудно, зайдите ко мне на страничку "Проза. ру Юрий Деянов". Очень хочется увидеть ваш комментарий на отрывок из первого тома романа "Бузулук.

Юрий Деянов   20.10.2016 12:38     Заявить о нарушении
Рада видеть Вас, Юрий.
Зайду вечером и оставлю комментарий.
Успехов Вам.

Нина Плаксина   20.10.2016 12:53   Заявить о нарушении