Таинство недосказанного

Как-то Михалков-Кончаловский, рассуждая о том, как надо показывать эротику на экране, сказал, что кадр с расслабленно откинувщейся кистью руки может эротичнее воздействовать на зрителя, чем натуралистичное изображение полового акта.

Думаю, он был совершенно прав: в фильме «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана молодые герои (замечательные актеры Збруев и Неелова) в загсе в ожидании церемонии регистрации находят какую-то пустую комнатушку, прячутся там, и мы их не видим до начала церемонии, на которую они, кстати говоря, несколько опаздывают. И когда они стоят наконец перед регистраторшей, невеста говорит тихонько жениху: «трусики убери», и зритель видит торчащие из его кармана кружевные трусики, которые он, поняв, о чем речь, торопливо прячет поглубже. На самом деле, это одна из самых эротичных виденных мной на экране сцен.

В чем тут фокус? А фокуса никакого нет: просто зрителю дана возможность самому дорисовать, что там произошло за дверью комнатушки.

Мне представляется, что здесь действует более широкое правило. Вы наверняка помните некоторое разочарование, которое порой испытывали после выхода на экран фильма, созданного по какой-нибудь любимой книге: «а я себе Печорина (Пьера Безухова, Ходжу Насреддина
 и т. д.) по-другому представлял»…

Книги, и даже радиопостановки – призывают читателя или слушателя к творчеству: он сам создает облик героя, рисует в своем воображении картины природы и обстановку, в которой происходит действие. А телевидение и кино преподносят нам все в готовом виде, выключая нас из творческого процесса и детренируя тем самым воображение и способности к творчеству.
 
К сожалению, приходится признать, что читают сейчас несравненно меньше, чем тридцать- сорок лет назад. Любовь к чтению тогда начинала прививаться еще в дошкольном возрасте: согласно статистике, 85 процентов родителей читали своим детям книжки: сказки, стихи, рассказы – вслух. Сейчас читают семь процентов.

Радиопостановки практически исчезли, - их сменили, не заменив, кино и телевидение. Старшее поколение помнит еще, например, чудесную радиопередачу для детей «Клуб знаменитых капитанов» с ее героями и песнями, или «Хозяйку медной горы» из бажовских сказок с Данилой-мастером, создающим каменный цветок. Все эти герои рисовались нашим воображением на великолепном радиоматериале.

Мы взрослели, и сами уже зачитывались сначала книгами Гайдара, Жюля Верна, Войнич, а потом – Чехова, Толстого, рисуя в воображении образы героев и стремясь за диалогами представить их внутренний мир.

Нельзя преуменьшать роль книги в формировании самосознания ребенка: неспроста в своей «Балладе о борьбе» Высоцкий поет о «книжных мальчиках», которые превращаются в настоящих мужчин потому, что читали в детстве «нужные книги»!

 Кстати, и писатель вырастает из читателя, в большей или меньшей степени воспитанного на чтении настоящей литературы. Так стоит ли удивляться, что сейчас мало пишется и соответственно читается по-настоящему хороших книг?


Рецензии
Я считаю, что меня воспитал в детские годы "великолепный радиоматериал" московского радио. Помните эти радио из черного толя (толи?), которое само выключалось лишь в 24 часа и снова включалось в 6 утра? Эта черная тарелка
содержала в себе целый мир, который мы учились уважать. Правда, на поверку оказалось, что он этого не заслуживал, но это другая тема...

Жарикова Эмма Семёновна   16.04.2017 08:59     Заявить о нарушении
Эмма, спасибо Вам за сопереживание.

Владимир Микин 2   17.12.2017 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.