Исихазм в России

   Исихазм появился у нас сразу по крещении Киевской Руси. Русь была митрополией Византии, все митрополиты были греки, монахи, причем подвижники и высокого посвящения, потому что митрополия наша была перспективной и проблемной. Митрополиты привозили множество помощников, активно строили монастыри (во всех городах), которые становились центрами грамотности и духовного просвещения народа. Но и своего монашеского делания они не забывали и поддерживали высокую внутреннюю культуру в своей среде. Многие новопосвящённые монахи уезжали в Византию и проводили по многу лет в монастырях. Например, основатель Киево-Печёрской лавры преп. Антоний перед тем, как стать первым русским отшельником, много лет подвизался на Афоне. Можно сказать, что первыми исихастами на Руси были святители Киево-Печерские.
   После завоевания Руси монголами книжная премудрость резко упала, потому что большинство монастырей в городах были разрушены и разграблены. Но монашеская традиция, в том числе и исихазма, сохранилась в устном предании. Монахи разбрелись по всей Руси великой и стали образовывать монастыри во многих глухих уголках. Что и стало основой последующего возрождения. Потому что не сохрани они высокой духовности, не восстала бы Русь из руин и из пепла. Только духовность и великая вера могут воздвигнуть порабощённый народ и сделать его великим. Исихастами, несомненно были Сергий Радонежский, и Александр Свирский и вся великая плеяда подвижников того времени. В более поздние времена можно назвать таких великих святых, как Нил Сорский, Серафим Саровский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, святые Оптинские старцы. Огромна заслуга святителей Феофана и Игнатия в восстановлении книжной монашеской премудрости, в воссоздании «теории» исихазма в России.
   Исихазм сильно повлиял на становление российской культуры. В наибольшей степени такое влияние проявилось в литературе. И это не удивительно, потому что монастыри на Руси долгое время были единственным источником и распространителем грамотности. Там зародилась великая русская литература. Но, об этом Вы знаете. И всегда литераторы, книжные люди воспринимались у нас почти как пророки. Вспомните: «Поэт в России больше чем поэт…» На Западе не так.
Во вторую же очередь, влияние богодухновенности творчества проявилось у нас в живописи. Так сложился уникальный русский канон иконописи. Можно сказать, что во времена забвения книжности и грамотности, иконы были единственным проводником духовной культуры в народе. Это была Библия, но не в иллюстрациях, не в лубках, как в поздние времена, а подлинная, божественная, сакральная. Это явление Божественного Духа, а не человеческого искусства. Впрочем, духовное подвижничество стало вообще отличительной особенностью всего русского искусства…

Нюрнберг. Июль 2012.


Рецензии