Музыка отчаянья музыка надежды
Впечатления дилетанта
Не знаю, как отреагировали бы князья Юсуповы, узнав, что в начале нового тысячелетия вот уже седьмой год в их фамильном парке между Фонтанкой и Садовой каждую первую субботу июля звучит с утра до ночи такая «чуждая русскому уху» музыка, как BLUES. Звучит в самом разнообразном и международном составе, собирая под солнцем или дождём сотни музыкантов и тысячи поклонников…
Может быть, Юсуповы, повертелись бы для порядку в своих гробах, а, может быть, совсем наоборот: прислушавшись к пронзительным, заразительным и заряжающим живительной энергией звукам интернационального блюза, покинули бы свои потусторонние убежища и присоединились к вдохновенно отплясывающей на полянах Юсуповского Сада публике…
В конце концов, что бы там не решили призраки Юсуповых, гала-концерт VII Фестиваля «Дельта Невы» в субботу 4 июля удался на славу. Фестивальные представления проходили до того почти целую неделю в клубе “JAGGER”, и на сцене в Саду собрались лучшие из лучших музыкантов. Открывали действо по сложившейся уже традиции отечественные коллективы, хотя и с англоязычными названиями (Jumping Cats, Liapin's Blues Band, Jungle Jam, Forrest Gump, Marat Dakota Band, Contrast Blues Band, Blues Clan, Black & White, и проч.), но играющие зачастую музыку, в которой узнавались вполне славянские мотивы. Ничего предосудительного в этом ровным счётом нет. Мелодические коктейли говорили не о подражательстве, а скорее о том, что blues давно уже перерос границы американского Юга, где когда-то родился как музыка отчаяния и протеста угнетённых рабов с хлопковых плантаций. Bот уж без малого столетие, как blues превратился в своеобразный универсальный международный музыкальный язык, который равно понимают музыканты из Нью-Орлеана, Берлина и Нижневартовска. Язык надежды на единство мира и на одни и те же ценности, значимые для обитателей всех континентов. И этот язык звучал в Юсуповском Саду в полную мощь и силу.
Правда, русским музыкантам в этом году, в силу определённых обстоятельств, немножко не повезло. Все они так или иначе, несмотря на жгучий драйв и пронзительный вокал, оказались только «группами разогрева» перед полуторачасовым, сыгранном на одном дыхании, хватающим за горло и за сердце, выкручивающим руки и ноги, пробирающим до самых потаённых уголков души, экзистенциально-истерическим концертом хэд-лайнеров VII «Дельты Невы» - британско-германской группы BLUES CULTURE. Её энергетический лидер – лучший в мире исполнитель на губной гармонике, британец Стив Бэйкер – буквально не давал публике ни секунды передышки, одна композиция на последнем аккорде перерастала в следующую. Этот безумный ритм с той же неисчерпаемой энергетикой поддерживал гитарист и вокалист группы, немец Аби Валенштайн, а пульсирующий, гипнотический ритм задавал на перуанском кахоне третий участник группы – Мартин Рёттгер. В смысле стиля это был, конечно, не классический луизианский блюз, а безумный и пленительный коктейль из любых музыкальных ритмов и фраз, рифмующихся с блюзовыми гармониями. И это было самым лучшим, что можно построить на фундаменте блюзовой традиции. К финалу беспрерывного полуторачасового шоу меня не просто било наотмашь электрическим током в 360В, но и шатало и валило с ног, словно налакавшегося «Клинским» юнца…
Кстати, любопытное наблюдение (наверное, возрастное). Подавляющее большинство активной – танцующей или хотя бы покачивающейся в ритм публики – составляли люди от 50 и старше. Верхнюю границу определить не берусь, ибо видел здесь множество благообразных «старцев», чьё место в традициях массового сознания – на лавочках в тёплых скверах, а совсем не среди лихо танцующей тусовки блюзового гала-концерта. В то же время рядом покачивались в ритмах блюза совсем молодые ребята, от 18 до 25, к тому же явно прошедшие хотя бы элементарные курсы хореографии. Таким образом, выдвигаю смелое педагогическое предположение: BLUES – музыка «дедов» и «отцов» - был безоговорочно и с симпатией унаследован поколениями «детей» и «внуков». И сегодня BLUES – один из самых простых, компромиссных и бескровных путей решения вечной российской проблемы «отцов и детей». Слушаем Стива Бэйкера, танцуем вместе, и с каждым аккордом находим всё более адекватное и взаимоприемлемое решение спорных «поколенческих» вопросов… Почаще бы такие блюз-фестивали проходили в нашем городе, - поменьше было семейных скандалов и прочей бытовой дребедени!..
Второй хэд-лайнер фестиваля, темнокожий певец и гитарист из Денвера (штат Колорадо) Эдди “Devil Boy” Мёрфи тоже блюзовая звезда мирового класса. В молодости он играл с несколькими достаточно сильными блюзовыми коллективами, а затем заменил в качестве певца, гитариста и автора песен в хард-блюз-психоделической группе Zephyr самого Тони Болина, ушедшего в Deep Purple. К середине нынешнего десятилетия Тёрнер «созрел» до сольной карьеры. Вышедший в 2005, его дебютный альбом “Rise” привлёк внимание критиков и ценителей утончённой психоделической манеры гитарной игры. Кое-кто даже стал называть Эдди Тёрнера «Хендриксом наших дней». Возможно, в этом сравнении заложен определённый аванс, но уже сегодня его гитара представляет немалый интерес для ценителей «тяжёлого» блюза. Музыкант по манере сценического поведения – совершеннейший интроверт. Он, извлекая звуки из инструмента, словно прислушивается к чему-то внутри себя, к вибрациям собственной души. Его неторопливые композиции способны «включить» и загипнотизировать слушателя, «затянуть» его в сложный, отчасти дисгармоничный и неврозный, но глубокий и таинственный мир музыки темнокожего парня из Денвера.
Правда, я – блюзовый дилетант и наивный эмоционал – от утончённо-изысканных опусов Эдди Тёрнера так и не смог получить непосредственного чувственного кайфа на уровне «захватило и не отпускает». Каждую его композицию приходилось немного «додумывать», выискивая эмоциональные удовольствия с помощью «ума и сообразительности», а также багажа всё-таки имеющихся у меня элементарных музыкальных знаний. Такая музыка, бесспорно, тоже имеет право на существование, и нет ничего порочного в том, чтоб слушатель становился как бы соавтором музыканта. Однако после подлинного музыкального катарсиса, обрушенного на мои бедные тело и душу Blues Culture и лично Стивом Бэйкером, воспринимать «замороченные» экзерсисы Эдди Тёрнера было всё-таки тяжеловато.
Возможно, это просто тактическая ошибка организаторов «Дельты Невы VII», и Стива Бэйкера с компанией нужно было оставить на самый финал. Чтобы имеющие ещё силы оставаться в Саду, поклонники музыкального интернационала не выходили с гала-концерта, а вылетали из чугунных ворот аки ангелы чистого блюза… Тем паче, что и главные призы вручили соответственно самым достойным – Blues Culture и лично Стиву Бэйкеру.
Не стоит обращать внимания на моё брюзжание занудного дилетанта. Какие бы недовольства я не высказывал, от гала-концерта «Дельты Невы VII» в пасмурную субботу 4 июля я получил колоссальное удовольствие. Кланяюсь в пояс всем замечательным музыкантам, подарившим городу этот уникальный музыкальный праздник, и грандиозным хэд-лайнерам, и тем, кого я не слишком уважительно обозвал «группами разогрева». Исключи любого из них из обоймы, и праздник… конечно, остался бы праздником, но был бы менее зажигательным и заразительным. Огромное спасибо всем!
Но, соблюдая, «социальную справедливость» самое огромное СПАСИБО нужно сказать в первую очередь тем, кто это фантастическое интернациональное действо в петербургском историческом пейзаже вот уже в седьмой раз организовал и на самом высоком профессиональном уровне провёл! В первую очередь, СПАСИБО, конечно, бессменному директору «Дельты Невы» Сергею STEVE Некрасову! «Режиссёр массовых зрелищ» по специальности, зафиксированной в дипломе, Сергей после долгих артистических метаний, наконец, придумал зрелище совершенно уникальное, совершенно «авторское» и совершенно петербургское по стилю и характеру. Это не парадокс. Петербург всегда был городом международным (архитектура, скульптура, литература, общины и так далее). И я уверен, доживи Пётр Великий до нашего тысячелетия, идея превратить свой град ещё и во всемирную блюзовую столицу пришлась бы ему по вкусу. Так что, на музыкальном фронте STEVE сегодня имеет все основания считать себя наследником Петра по прямой.
Наверное, это можно назвать, если не счастьем, то осуществлением своего земного предназначения. Прошу прощения за пафос, но я искренне и откровенно завидую Сергею: много ли наших ровесников, избежав пресловутого «кризиса среднего возраста», смогли найти себя и своё «настоящее дело» в окружающем хаосе непрекращающихся вот уже четверть века перемен? Я, например, так и нахожусь в затянувшемся поиске…
Как опытный режиссёр, Сергей Некрасов собрал для осуществления проекта «своей мечты» команду верных единомышленииков, которые под его чутким, но жёстким (как и положено!) руководством ежегодно дарят петербуржцам всё более яркие и мощные блюзовые праздники. А ещё снимают фильмы о блюзе и блюзовых музыкантах, продюсируют и «раскручивают» молодые группы. Если дело пойдёт так и дальше, то мы, возможно, увидим в самом скором времени на сцене Юсуповского Сада таких легендарных блюзменов, как Скримин Джей Хоукинс, Би Би Кинг, Эрик Клэптон, Том Вэйтс (несмотря на то, что он боится русских), Джонни Винтер и Ник Кэйв.
Одним словом – СПАСИБО ВСЕМ! Праздник состоялся.
Дмитрий Генералов,
кинокритик, блюзовый дилетант
Свидетельство о публикации №212100800276