Небесный Капитан и Мир Будущего

НЕБЕСНЫЙ КАПИТАН И МИР БУДУЩЕГО / SKY CAPTAIN AND THE WORLD OF TOMORROW
Paramount Pictures/Neverland Productions, США, 2004г
Продолжительность: 107 мин
Стильная ретро-фантастика
Режиссер: Керри Конран
Сценарий: Керри Конран
Оператор: Эрик Эдикнс
Композитор: Эдвард Ширмур
Художник: Кевин Конран
В ролях: Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Анджелина Джолли, Джованни Рибизи, Майкл Гэмбон, Бай Линь, Омид Джалили и др.

Самый многообещающий кинодебют года и самый ожидаемый релиз осени, "Небесный Капитан и Мир Будущего" своим выходом на экран выполнил все возможные обещания и дал зрительской аудитории даже то, чего от него никто не ожидал. Картина калифорнийского компьютерного гения Керри Конрана, влюблённого в древние комиксы и эстетику Кодекса Хейса, стала не просто арт-сенсацией, дающей критикам повод продемонстрировать свою образованность и вычислить все щедро рассыпанные по кинотексту цитаты, но и обозначила определенную веху, важный этап в развитии кинематографа как вида изобразительного искусства. Начавшись не с равнодушных люмьеровских хроник, а с наивно-придурковатых визионерских феерий Жоржа Мельеса, искусство кино чуть более чем за сто лет совершило полный цикл развития, вернувшись в исходную точку ярмарочного балагана, но вооруженное теперь новейшими электронными технологиями иллюзионизма.
"Небесный Капитан" задумывался как скромная мистификация. Программист компании Color System, занимавшейся компьютерной раскраской старых черно-белых фильмов, Керри Конран, загружая домашний "Макинтош" своими программами монтажа и цветообработки трехмерных изображений и раскадровками своего брата Кевина, мечтавшего о карьере художника комиксов, хотел создать двадцатиминутный ролик и, переведя его на кинопленку, выдать за найденный в архивах фрагмент несохранившегося шедевра кинофантастики 30-х годов. Но когда были готовы только шесть минут, история фильма совершила почти сказочный поворот. Ролик увидел режиссер и продюсер с диснеевской студии Джон Эвнет, который был потрясен кулибинскими разработками новичка и буквально заболел идеей создания принципиально нового киноблокбастера. Имея за плечами значительный опыт по производству диснеевской продукции, Эвнет понимал, что продюсеров будет очень трудно убедить в коммерческой перспективности столь смелого эксперимента. Поэтому он стал финансировать разработки Конрана из собственного кармана, рассчитывая создать более или менее технологически завершенный продукт, для которого потребуется найти только прокатчиков. Однако свободный творческий поиск, в который отправился Керри Конран, делал проект все более совершенным и дорогостоящим. Визуальный каркас будущего фильма братья Конраны создавали в течение года в гигантском ангаре в местечке Ван Найс, где под их руководством трудилась бригада из 60 специалистов по компьютерным спецэффектам, объединенная в производственную компанию Neverland под началом могущественного независимого продюсера Аурелио Де Лаурентиса.
Начав испытывать финансовые затруднения, но абсолютно уверенный в будущем успехе, Эвнет решил делать ставку на звезд и показал черновой материал своему другу, актеру Джуду Лоу ("Экзистенция", "Талантливый мистер Рипли", "Проклятый путь"). В один момент он заполучил будущего со-продюсера и исполнителя роли Небесного Капитана. Потом соблазнил Гвинет Пэлтроу безотказным предложением превратить её в кинозвезду золотой эпохи Голливуда.
В конце 2002 года The Hollywood Reporter сообщил, что Лоу и Пэлтроу подписали контракты на главные роли в ретро-фантастическом проекте "Мир будущего" с бюджетом 70 миллионов долларов. Съемки живых актеров на фоне синего задника заняли всего 9 недель, но период пост-продукции, то есть внедрения их в компьютерные интерьеры и пейзажи растянулся ещё на год. Летом 2003 года на основе чернового монтажа первых 20 минут экранного действия права на будущий фильм были проданы студии Paramount, но маркетологи потребовали изменить рабочее название "Мир будущего", поскольку премьера планировалась одновременно с выпуском антиутопии Роланда Эммериха "Послезавтра". Спецы по зрительской психологии американцев опасались, что они просто перепутают фильмы. Так появился "Небесный Капитан и Мир будущего", премьера которого неоднократно откладывалась из-за неудержимого стремления авторов к визуальному совершенству и, наконец, состоялась в Америке в уик-энд 17 сентября, а через месяц дошла и до российских экранов.
Действие картины происходит в конце 30-х годов прошлого века. Нью-йоркская журналистка Полли Перкинс (Пэлтроу) ведет расследование загадочных исчезновений знаменитых ученых, которые перед Первой Мировой войной работали в Берлине в секретной лаборатории "Секция 11". Прибывший в Америку на нацистском дирижабле "Гинденбург-3" загадочный Уолтер Дженнингс встречается с Полли и успевает сообщить ей, что он последний оставшийся в живых из коллектива "Секции 11". Но в это время раздается сигнал воздушной тревоги и ученый в паническом страхе с безумными воплями "Тотенкопф! Тотенкопф!" убегает в неизвестном направлении, теряя по дороге чертежи каких-то непонятных машин. Полли бежит звонить в полицию и видит, что в небе над городом реют гигантские роботы-истребители, методично разрушающие манхэттэнские небоскребы. По радио раздается отчаянный призыв испуганных военных: "Небесный Капитан! Ты слышишь нас?.. Нам нужна твоя помощь!" Великий американский герой Джо Салливан (Лоу), начальник эскадрильи "Летающий легион" по прозвищу Небесный Капитан, мчится на своём безотказном P-40 Warhawk в небесное пространство Нью-Йорка и в одиночку уничтожает многочисленные дьявольские машины, а заодно и спасает Полли. Выясняется, что раньше они были любовниками, но разбираться в запутанных отношениях некогда: миру угрожает нацистский маньяк Тотенкопф (Лоуренс Оливье!!!), использующий разработки ученых для создания совершенных машин разрушения. Джо и Полли, заключив перемирие, летят в Непал, где собирают команду для борьбы с ученым безумцем, куда входят старые боевые друзья Салах (Джалили) и капитан "Летающей крепости" Фрэнки Кук (Джоли)…
Несмотря на массированную рекламную атаку и заявления продюсеров Paramount, что Конран уже вовсю работает над сиквелом, картина не принесла баснословных кассовых сборов, сравнимых с "Гарри Поттером" или "Троей". Хотя уже и сейчас ясно, что она станет достаточно прибыльной за счет зарубежного проката и продаж DVD. Однако выход "Небесного Капитана" в широкий мировой прокат - событие гораздо более значительное и долгоиграющее, чем все Поттеры, Трои и Властелины Колец вместе взятые. Со времен уэллсовского "Гражданина Кейна" в мировом кино не было столь мощного и судьбоносного для кинематографа дебюта. Но в отличие от "Кейна", раздвинувшего границы киноязыка и установившего новые правила нарратива, "Небесный Капитан", намертво привязав повествование к виртуальным технологиям, выполняет функцию бомбы замедленного действия, заложенной в самое основание традиционного кинематографа и грозящей навсегда похоронить его под обломками технологического взрыва.
Да, детище братьев Конранов бесспорно - самый вдохновенный, самый поэтичный и самый выразительный гимн любви и песнь благодарности классическому кинематографу из всех, когда либо запечатленных на целлулоиде. Свою ретро-фантастическую феерию режиссер-дебютант снял именно так, как могли бы снять фильм о будущем мастодонты старого Голливуда вроде Фрица Ланга или Сесиля Де Милля в 1939 году, обладай они нашими техническими возможностями. Стандарты 30-х соблюдены до щепетильных мелочей. От гаммы выцветших первых ядовитых "техниколоров" и постановки света, подчеркивающей самые пронзительные актерские ракурсы (достаточно вспомнить штернберговскую подсветку Марлен Дитрих, превратившую саксонскую толстушку в интернациональную львицу), до параноидального соблюдения заповедей пресловутого Кодекса Хейса с его жесткой регламентацией длины юбок и длительности экранных поцелуев. Буквально каждый кадр содержит замаскированные или напротив акцентированные цитаты из киноклассики. От афиши "Волшебника страны Оз" в мюзик-холле Радио-сити, датирующей время действия августом 1939 года, через летающих роботов, заимствованных из мультфильма братьев Флейшеров "Механические монстры" (вторая часть 17-серийной эпопеи о подвигах Супермэна), к покоящимся на кладбище погибших кораблей возле логова злодея Тотенкопфа обломкам научно-исследовательского судна "Вентура", которое в первом "Кинг Конге" привозило в Нью-Йорк гигантскую обезьяну. Единственная деталь, с которой можно поспорить - образ боевой подруги Небесного Капитана, командира британской "Летающей платформы" одноглазой Фрэнки Кук (Анджелина Джоли). Столь радикальный персонаж (девушка-летчица в вызывающе сексуальном кожаном комбинезоне) мог появиться в голливудском фильме лишь после Второй Мировой войны. Когда глянцевые феминистки вроде героини комедии Говарда Хоукса "Его девушка - Пятница", репортерши Хильди Джонсон, которую мучительно напоминает Полли Перкинс в исполнении Гвинет Пэлтроу, изрядно поблекли в сравнении с отчаянными героинями военных драм. И, наверное, вершиной восторженных чувств, которые питает к старому Голливуду Керри Конран, стоит признать самый экстремистский его режиссерский ход: доктора Тотенкопфа (по названию эсэсовской дивизии "Мертвая голова") играет в фильме умерший в 1989 году сэр Лоуренс Оливье!!! Два его сгенерированных на компьютере монолога являются квинтэссенцией виртуозного изобразительного стиля картины и служат детонатором той самой бомбы замедленного действия, о которой я упомянул выше.
Десять лет назад, когда первые лоснящиеся "новые русские" в малиновых пиджаках гордо таскали по улицам похожие на полевые рации первые сотовые телефоны, а следом дюжие телохранители несли увесистые чемоданы с батарейками, никто не мог представить, что сегодня мобильники будут пиликать в 9 из каждых 10 карманов, а каждый второй из них будет оборудован встроенной фотокамерой и выходом в Интернет. С сегодняшними темпами технологического прогресса также трудно представить, какое программное обеспечение домашним компьютерам предложат через десять лет Билл Гейтс и "Эппл Макинтош". Не будем забывать, что первые шесть минут "Небесного Капитана" Керри Конран сконструировал, не выходя из дома. А гонконгские конкуренты Голливуда всерьез грозятся не позже 2015 года выпустить на мировые экраны боевик, в котором главную роль сыграет реанимированный компьютерами Брюс Ли. Для кинопродюсеров наступает критическая пора: нужно принципиально решать, куда перспективнее инвестировать доходы от Гарри Поттеров и Властелинов Колец - во всё возрастающие гонорары ненасытных Винов Дизелей и Хэлли Бэрри, или в скромных керри-конранов, которые никогда не были в Нью-Йорке и не собираются туда ехать, поскольку в компьютере он получается гораздо красивее настоящего. Мы рискуем дожить до церемонии "Оскаров", когда безработный Роберт Де Ниро будет вручать статуэтки за исполнение лучших ролей бригадам "майкрософтовских" программистов. Более того, рискну предположить, что большинство из нас доживет и до времен, когда "оскаровские" церемонии мы будем устраивать себе сами, не отрываясь от своих РС и вручая самим себе золоченых придурков за сварганеный на досуге ремэйк "Терминатора", в котором нынешнего губернатора Калифорнии заменит усталый Хэмфри Богарт, не выпускающий сигарету изо рта и обнимающий по обязанности Грету Гарбо - Сарру Коннор…
Впрочем, возможно я слишком эмоционально воспринял эту завораживающую, гипнотизирующую, ошеломляющую и потрясающую виртуальную фантазию восторженного фаната дряхлых комиксов и архаичных фильмов, трудолюбивого компьютерщика из Силиконовой Долины Керри Конрана. Сам автор "Небесного Капитана", конечно же, не предполагал ничего подобного моим депрессивным антиутопическим фантазиям. Он просто искренне объяснялся в любви ко всем священным коровам своего детства. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в один печальный географический пункт… Мне искренне хотелось бы ошибиться в своих пессимистических прогнозах, но Будущее, в отличие от Прошлого, может быть только гипотетичным. В Настоящем же можно констатировать, что в лице "Небесного Капитана" мы столкнулись с самым значительным явлением в кинематографе нового тысячелетия, с фильмом-рубежом, с которого начинается новый отсчёт истории кино. Можно оспаривать его эстетику (хотя, на мой взгляд, она - самое безупречное качество картины), но невозможно не расслышать тот тревожный гудок, который звучит в сердце каждого синефила и киномана, пока наше сознание целиком отдается гипнозу стилизованного выцветшего "техниколора".


Рецензии