Метаморфоза 2, или почему я не пишу заказных работ
Давно собирался я написать о Петре Востокове и вот, наконец, собрался. Несколько вступительных слов об этой моей ещё не написанной работе. Во – первых, я должен сделать маленькое заявление адресованное читателям (о читателях потом). Как правило, я не пишу именных работ, точнее, пишу их, но только лишь изредка. Не часто. Именными работами я грешил в молодости, когда был мал и глуп и не видал больших затруднений в быстротекущем постоянно завихряющемся потоке жизни. Речь чокнутых, да будет – чокнута. AMEN! Разумеется, не всё гладко в Датском королевстве. А у нас и того пуще. Того и гляди, мумырь голимый прокрадётся в душу. Отнимет гад, последние два сольди. Не даст закончить песнь о протоплазме. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Довожу до сведения уважаемых читателей, я вообще никогда ничего не забываю. Ни про овраги, ни про то, как обходить их. В детстве я приводил в изумление свою бабушку чудным априорным умением обходить любые овраги. В том числе и несуществующие. Если же я и могу что – то забыть, - это будет нечто малозначительное, не имеющее особого значения. Например, как меня звать, или как правильно пишется Новослободская улица. Через 3 о, или через 4? Чёрт его знает, жизнь - то бекова. Запутаешься, оступишься и смотришь, нет тебя. Мирские проруби не ахти как холодны, но зато абсолютно смертельны, и всегда услужливо распахнуты. Ныряйте, мол, мы на подходе, поможем, чем можем. А что? И помогут. Ладно. Проехали. Далее. Об именных работах. Именные работы пишутся мной редко, но метко. Написаны они, либо по великой любви, либо из огромного уважения, либо из сочетания того и другого. О заказных работах. Мне довольно часто предлагают написать, так называемую «заказную» работу. Ну, это когда, забыв про честь и совесть, увесисто плюнув самому себе в душу, нужно без конца и края нахваливать, возвеличивать, петь хорошо «оплоченную» осанну и возводить на монументы величия – указанные заказчиком бесконечно малые, почти неразличимые в проклятой тьме, величины. Разумеется, я - в отказе. Зачем мне связывать себя и сталкиваться с миром кровожадных тигров? Ладно бы, если тигров. Чудные заказчики предлагали мне какие-то «очень неплохие» деньги. Понятно, что животные довольно плохо изъясняются на великом и могучем. Ну, не продают в лесных палатках Белинского и Гоголя. Не успели настроить палаток и подвезти экземпляры. Заняты шибко. Извиваются в добровольных эмпиреях. Должно быть, жить в ихних лесах, всё равно, что гулять с зонтиком по аду или купаться в водах Стикса. Ночью, когда спят метрополитены и разносчики гуталина, очень востребованная на нынешнем изгибе жизни, профессия, я попытался перевести кошачье выражение на понятный язык. Тигры – те же кошки, только больше размером и опаснее. Что такое «неплохие деньги», вот что я хотел бы знать. Как прояснить, это более, чем загадочное выражение? Если я не ошибаюсь, все деньги одинаковы. Если кто-то скажет, что это не так, пусть первый кинет в меня камень, поясняю, приведённая мной цитата взята не из книги Ильфа и Петрова, а из Библии, но это так, бесплатная справочная услуга. Два моих любимых девиза: Всё - для народа, и Кто не трудится, не ест. Продолжаю ускользающую мысль. Все деньги – одинаковы и напечатаны в одной и той же типографии Госзнака. Для удобства проникновения в тёмные дебри непредставимого мира нужно выдумать соответствующую ситуацию. Предположим, что за ваше старание и рвение Вам заплатили обещанные иудные тридцать серебренников. И тигр - заказчик выслал через швейцара, так называемую, неплохую пачку хрустящей бумаги. Растёт вопрос. Попадает ли под определение «неплохие деньги», пачка, пахнущая позором? Или же, понятие «неплохие деньги» настолько размыто и непостижно уму, что въехать в истинный смысл мерзкого неметаллического металла, не представляется возможным? Да и можно ли это назвать смыслом? Далее. О читателях. Как видите, я помню, что обещал написать об этом. Разум твёрд. Но после соприкосновения с неметаллическим металлом и трущобами тёмного леса, может помутиться не только разум, но, и всё, что нас окружает. Вроде не помутилось. Недавно зашёл на интернетовский сайт. Поясняю. На свой сайт. Со страшным изумлением я узнал, что у меня якобы, девятьсот с хвостиком, читателей, или что-то в этом роде. Да это же профанация и фикция и без пяти минут, пропаганда войны. К позорному столбу интернетовских клофелинщиков! Не склонный к мирским обольщениям, не веря абсолютно никому, с волками жить – по волчьи выть, после некоторого раздумья, я пришёл к следующему выводу. Я имею дело с миром дутых и нереальных величин. Мало ли что написано в Интернете. Контора пишет. На самом деле никаких читателей у меня нет. Исхожу я из следующей предпосылки. То, что опубликовано мной, за более чем полвека литературной деятельности, никем не читается. Нельзя же считать двух или трёх читателей – аудиторией? Я говорю о более, менее грамотном читателе. Далее. О чём поют невидимые голоса критики? Ни о чём. Критика, поступающая в мой адрес настолько невнятна, что порой мне кажется - сии светлые строки написаны детьми, находящимися на излечении в психушках или исчадьями женского непредставимого мира. Понимаю, это похоже на безумие. И все же это - чистейшая правда. Итак. Пётр Вадимович Востоков. Я познакомился с Петей Востоковым, относительно давно. Это было в Джаз – Арт – Клубе, примерно в 2005 году. Клуб кочевал. То в помещении бывшего болгарского посольства, то в Брестской крепости (Брестская улица) то в иных местах. Хочу сказать следующее. Эта работа написана не на заказ. Никто меня об этом не просил и не умолял. По собственному побуждению я решил написать о Востокове, рассуждая так. Если кто – то и может, достойно написать о Востокове, то это - я. Точка. Поехали. Петя Востоков - чудесный джазовый трубач. Играющий в современном джазовом стиле. Стиле, очень похожем на поздний мягкий боп. Кстати говоря, Пётр Вадимович Востоков, именуемый в дальнейшем Петей, прошу прощения за канцелярский оборот, прекрасно играет и в других стилях. Помню, как Петя перед выступлением со смущением говорил мне. Андрей, извини, мол, но сегодня я играю не свою музыку. Видимо, действительно, работа была не его. Нечто схожее с «заказной» работой. Но это совершенно не та «заказная» работа за «хорошие деньги», о которой я говорил выше. К моему удивлению, Петя заиграл не как Петя, но все же очень хорошо и уверенно. Это был новый Петя. Тоже – хороший. То, забегая вперёд, то, отходя назад, а иначе не напишешь, увы, не всё раскладывается по нужным полочкам, я припомнил некоторые наши разговоры. Изгои чуждого пространства, мы стояли около грязного клубного подоконника и, не взирая на мир, что нам до шумного света, взахлёб обсуждали какие – то невообразимые джазовые параферналии. Речь шла о Чарли Паркере. Если бы кто-то присутствовал при этой дикой беседе, он счёл бы нас или сумасшедшими, или неизвестными неофитами джаза, обкуренными насмерть. Такова изнанка джаза. Помнится, мы обсуждали соло Паркера из PERDIDO. Я пел, а Востоков говорил, это цитата из Штрауса. Я добавлял – неточная цитата. Петя напевал другое место. Я опять говорил, - цитируется кусочек старой эллингтоновской мелодии. Я слышал её в каком - то американском гангстерском фильме 30-х годов. Название фильма улетучилось. Играл большой оркестр, под вполне приличную ресторанную драку. Вполне приличную, разумеется, по теперешним понятиям. Как говорят, по сегодняшнему курсу. Всего не расскажешь. Говорили о трубных приёмах, держа в руках инструменты. У каждого чокнутого – по одному. Иногда один на двоих. Как водка во времена китайских плащей и плавленых сырков «Дружба». Не понимаю, почему время плавленых сырков «Дружба», прошло, а время, когда мы уже тысячу лет должны жить, при самом бесперебойном сверхкоммунизме, видите ли, не настало? Несправедливо. Я показывал, а Петя тут же пытался повторить тот или иной приём. Предположим, я показал 10 приёмов. Петя довольно сносно, можно сказать, даже хорошо, учитывая, что это было сразу, то есть мгновенно повторял их. Если держаться школьной шкалы оценок, то скажем, 5 или 6 пассажей или разного рода легатных скольжений, хрипов и другой сопутствующей джазовой мишуры, Петя повторял на «отлично», то на некоторых предложенных мною «штучках», он запинался. Это не страшно, а вполне нормально. Я сам сталкивался с подобными явлениями. Существуют такие приёмы, даже не знаю, как сказать, - идут сразу или почти сразу. Есть и другие. Не идут вообще. Лучше забить на них и оставить их в дремучем покое. О не играющихся пассажах. Петя как –то показал мне довольно сложный быстрый пассаж из арсенала Dizzy, с двойной репетицией. Это был тот самый пассаж, который у меня никогда не получался. Он не получается у меня до сих пор. Предлагаю отнести его к разряду заколдованных, считать дьявольским и навсегда похоронить его на кладбище сознания. Похороны оплатить за свой счёт, по получению пенсии, с надписью на памятнике на бандитский манер. Спи спокойно. За тебя отомстят.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №212100800665