Старый альбом

«Здравствуй, дорогая моя Эл! Как же давно от тебя нет вестей. Я часто вспоминаю тебя и очень скучаю по тем дням нашей беззаботной и счастливой юности. Недавно мне попался на глаза старый школьный альбом. Я уже думала, что потеряла его во время переезда, и, обрадовавшись находке, принялась рассматривать былые фотографии. Вся жизнь, с первого класса до последнего, пронеслась перед глазами. Эти фотографии словно кадры из любимого фильма, который я смотрела когда-то очень давно. Много раз я перелистывала сей альбом, пытаясь найти что-то новое, а, может быть, и уже забытое старое на этих с годами потускневших изображениях. Как жаль, что их не очень-то много.
Сейчас я снова взяла его в руки. Смотрю и удивляюсь - что же время творит с нами?
 Вот тут мы в первом классе – ты и я, сидим рядом. У обеих косички, белые бантики. Я сижу такая робкая, а ты, наоборот, улыбаешься во весь рот.
А тут мы на «Празднике Азбуки». На головах у нас короны, сделанные из картона: на моей нарисована буква «Д», а на твоей – «П». Я помню, как ты говорила, что эти наши буквы означают «Две Подруги».
На этой же фотографии мы уже в четвертом классе. Нас всем классом сфотографировали на выпуском празднике начальных классов. Все такие нарядные: девочки одеты в белые блузки и черные юбки, а мальчики – в белые рубашки и черные брюки. Как ни странно, я отчетливо помню этот день. Помню, как Ольга Николаевна – наша первая учительница, такая растроганная, со слезами на глазах раздала нам дипломы, наш первый диктант и первый рисунок.
Все так меняется! Из милой маленькой девочки ты постепенно превращалась в обворожительную девушку, которую почти все обожали. Многие мальчики в школе были влюблены в тебя и, так как мы были подругами, мне часто приходилось передавать тебе записки или слова любви и восхищения от бесчисленных поклонников. Раньше ты стеснялась мужских взглядов устремленных на тебя, сделанных комплиментов, краснела, и мне это качество очень нравилось в тебе. Может, ты и не догадывалась, но твои умственные способности, великолепная память, дикция, манера держаться всегда были для меня примером. Правда, рядом с тобой меня не замечали, но это никогда меня не смущало, и это чистая правда. Ты была для меня больше чем подругой. Я любила тебя, как родную сестру.
Проходили месяцы, годы, мы взрослели. Вот я смотрю на фотографию, на которой изображены мы с тобой и двое других ребят из параллельного класса. Оба они были влюблены в тебя.
Дорогая моя Эл, я помню, как менялись твои нравы. Как говорил наш старый учитель истории (ты называла его склеротиком, так как он вечно путал даты): «Honores mutant mores, sed raro in meliores». Да, постепенно ты привыкла к вниманию ухажеров и относилась к нему, как к чему-то само собой разумеющемуся. Иногда, если на тебя не обращал внимания какой-то парень, это даже выводило тебя из себя. Обычно, как ты сама утверждала, по знаку зодиака эти ребята были львами. Ты очень интересовалась гороскопами и, боже мой, как же ты ненавидела «львов». Тебе доставляло удовольствие подчинять их себе и даже называла себя в шутку «укротительницей львов».
Честно говоря, со временем все это нравилась мне все меньше и меньше, но я молчала, так как ты ненавидела критику. Сейчас я понимаю, что поступала плохо, не по-дружески, потому что человек должен со своим другом быть не только солидарным, но и честным, должен уметь говорить ему о его недостатках и указывать на ошибки. А я боялась и считаю это своей слабостью.
Помнишь, как-то раз в десятом классе, когда заболела учительница литературы, мы сидели и обсуждали тему замужества. Тогда ты шокировала всех, сказав, что разобьешь голову своему мужу, если тот обидит тебя. Это было сказано, как бы в шутку, но звучало так правдоподобно и жестоко, что все с неприязнью посмотрели на тебя. Потом ты стала говорить, что никто не посмеет тебе перечить, что ты не будешь мыть посуду, готовить еду, что отдашь всю себя только любимой работе, а для домашних дел легко нанять служанку. Говорила, что бытовые проблемы не для тебя, потому что ты рождена стать кем-то особенным, очень известным человеком. Назвала себя королевой своей судьбы. Я тогда ужаснулась, открыв для себя новые черты твоего характера: самовлюбленность и гордыню. Но я никак не хотела верить в то, что это действительно так, и что это навсегда. Все перемены в твоем поведении я считала временными. Как же я ошибалась!
Вот та фотография, сделанная в одиннадцатом классе. Я и ты. Мы стоим рядом, но ты смотришь куда-то в сторону. У тебя такой вид, будто бы ты сделала превеликое одолжение, сфотографировавшись со мной. В этом же году ты нашла себе новое развлечение – начала издеваться над двумя невзрачными девушками нашего класса. Они не были отличницами, как ты, но учились неплохо. Чем они тебе не угодили, я не знаю, но ты умудрялась досаждать им при каждом удобном случае: то подшучивала над запахом их духов, то над немодной одеждой, то над прической. Да, ты и в этом плане была идеальна. Аромат твоих духов всегда был нежным и головокружительно чарующим, одежда – самой изысканной и великолепно сидящей на твоей бесподобной фигуре, а длинные и шелковистые волосы – благоухающе прекрасными. Но, это не давало тебе права унижать других - непохожих на тебя. Много раз я была свидетелем горьких слез тех девушек, после твоих дерзких высказываний. Как много раз мне было стыдно за тебя – мою лучшую подругу. Если бы я знала, что твоя душа такая же черствая и некрасивая, как твое поведение, клянусь, я бы порвала все наши отношения, не задумываясь ни на секунду. Но я думала иначе, я была уверена, что все это – своего рода приступ эгоизма, рожденный нашим же отношением – обоготворением тебя, как идеала. Какой бы ты не считала себя сильной, даже всесильной, противостоять этой неуместной «звездной болезни» ты не смогла и вряд ли кто-то смог бы.
Да, милая моя Эл. Мы – учителя, каждый день хвалившие лучшую ученицу и ставившие тебя в пример другим, родители, ни в чем не отказывающие, всегда лелеющие и холящие свою единственную дочь, поклонники, надоедавшие своим вниманием и ухаживанием, и подруги, молчаливо соглашающиеся с каждым твоим решением, дабы не потерять твою благосклонность – были виноваты во всем не меньше тебя самой.
Так как я очень хорошо знала твоих родителей – этих прекрасных, интеллигентных и милых людей, то с уверенностью могу сказать, что ты в последнее время огорчала их тоже. Конечно же, ты, как и раньше, получала свои «пятерки», так же с немыслимой скоростью читала книги самых разных жанров и авторов, была аккуратной и чистоплотной, но ты каким-то образом отдалялась от них, отдалялась с каждым днем понемногу. Ты огорчала их своим холодным взглядом, невозмутимостью, непричастностью и безразличием ко всем и всему. Ты, как самовлюбленный нарцисс, думала только о себе и ни о ком другом.
Как-то раз ты сказала: «Кто не со мной, тот против меня», и это стало последней точкой, поставленной в истории нашей с тобой многолетней дружбы. Самое досадное, что ты этого даже не заметила. Я отдалилась от тебя так же, как ты отдалилась от самой себя – от той самой милой девочки, с которой я познакомилась в первом классе, первого сентября во дворе школы, ставшей для нас чем-то вроде второго дома. Никогда не забуду, как я была напугана в тот день, а ты подошла ко мне, такая уверенная и спокойная, и спросила мое имя, потом назвала свое. Взявшись за руки, мы вместе вошли в класс. Так началась наша дружба, и мне было нестерпимо трудно осознавать ее конец. Знай одно – что бы там ни было, я тебя никогда не забуду. Ты дала мне очень многое: свою поддержку, прекрасные воспоминания о школе, а самое главное – жизненный урок. Благодаря тебе я поняла, как это важно – не потерять себя, и еще я поняла значение слова «друг». Друг – это тот, кто рядом, не позади тебя и не впереди.
Я надеюсь, что хоть изредка, и ты меня вспоминаешь. Прости меня за эти горькие откровения, Эл, хотя ты их никогда и не услышишь, не прочтешь. Ведь я написала это письмо всего лишь в своих мыслях, перелистывая старый школьный альбом».


Рецензии
Дорогая, каждый раз, когда я читаю этот рассказ, думаю, что Ты очень талантлива. И я Тобой горжусь!

Афаг Шихлинская. Поэтесса.

Нилуфер   12.10.2012 15:43     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Нилуфер   12.10.2012 23:06   Заявить о нарушении