Аристократ - Человек веры, чести и традиции

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ МОГУЧЕМУ СТОЛПУ РУССКОЙ ИМПЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, УЧЁНОМУ НАСТАВНИКУ ДВУХ ПОСЛЕДНИХ ВСЕРОССИЙСКИХ САМОДЕРЖЦЕВ, ОБЕР-ПРОКУРОРУ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ПЕРВЕНСТВУЮЩЕЙ И ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ С 1880 ПО 1905 ГГ. КОНСТАНТИНУ ПЕТРОВИЧУ ПОБЕДОНОСЦЕВУ (1827-1907)

Порядок - суть любых вещей –
К несчастию  не  вечен.
Виток  спирали  жизни  сей
И   идеал    развенчан.

                Но каждый век хранит в себе:
                Своё   лицо   и  веру;
                И  через   преданных  людей
                Доносит   свою   меру.

Они   продукт   его  труда,
Его  надежд  и  целей.
Они  поймут  всё до  конца
И  воздадут  на  деле.

                Ни  время,   войны,   суета
                Невластные  над  ними.
                Их    благородные    сердца –
                Традиции твердыни.   
                1986

       P.S. Настоящий аристократ духа - внук приходского священника Победоносцев был одним из образованнейших людей Российской Империи, являясь членом Госсовета, сенатором, обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода, почетным членом Российской Императорской академии наук, кавалером орденов: Св. Александра Невского с бриллиантами, Св. Владимира 1-й ст., Св. Андрея Первозванного с алмазными знаками.

       «Вчера вечером скончался Ф.М. Достоевский. Мне был он близкий приятель, и грустно, что нет его. Но смерть его — большая потеря и для России. В среде литераторов он, — едва ли не один, — был горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, как овцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма велико и благодетельно. <…> Он был беден и ничего не оставил, кроме книг. Семейство его в нужде. Сейчас пишу к графу Лорис-Меликову и прошу доложить, не соизволит ли государь император принять участие»(Победоносцев).

       В 1865 г. Победоносцев был назначен воспитателем и преподавателем истории права к Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу (скончался в молодом возрасте) и его брату Великому Князю Александру Александровичу (будущий Император Александр III), а позже – к Цесаревичу Николаю Александровичу (будущий Император Николай II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований. С 1868 г. стал сенатором, с 1872 г. – членом Государственного Совета. После убийства Императора Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М.Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70 гг. Победоносцев составил по поручению Государя Александра III черновик Манифеста 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия», положившего конец политике уступок власти так называемому общественному мнению. Ранее в 1880 г. был назначен обер-прокурором Св. Синода, пребывал на этом посту 26 лет.

        Победоносцев — мыслитель консервативно-охранительного направления. Наиболее полное его мировоззрение изложено в «Московском сборнике», опубликованном в 1896 году. Он резко критиковал основные устои культуры и принципы государственного устройства стран современной ему Западной Европы; осуждал демократию и парламентаризм, который называл «великой ложью нашего времени»: всеобщие выборы, по его мнению, рождают продажных политиканов и понижают нравственный и умственный уровень управленческих слоев.

        Победоносцев пытался противостоять распространению либеральных идей; стремился восстановить религиозное начало в народном образовании после внедрения секуляризма в обер-прокурорство графа Д. А. Толстого: в предисловии к своему учебнику «История Православной Церкви до разделения церквей» писал: «Грустно и обидно, если при мысли об „Истории Церкви“ возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке <…> История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания, ради великой, бесконечной любви.»

        Победоносцев считал, что церковь и вера — основы государства: «Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нём обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти. Ни начало целости государственной или государственного блага, государственной пользы, ни даже начало нравственное — сами по себе недостаточны к утверждению прочной связи между народом и государственною властью; и нравственное начало неустойчиво, непрочно, лишено основного корня, когда отрешается от религиозной санкции. <…> Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес».

        Примечательны мысли и терминология его проекта речи для императора Александра III в Большом Кремлёвском дворце, во время первого, в качестве царя, посещения им Москвы в июле 1881 года: «<…> Здесь, в Москве, никогда не истощалось живое чувство любви к отечеству и преданности законным Государям; здесь русские люди не переставали чувствовать, что кто враг русского Царя и законной Его власти, тот враг народа, враг своего отечества. Здесь, посреди живых памятников Божия промысла над Россией, я исполняюсь новою надеждою на помощь Божию и на победу над беззаконными врагами <…>». Находясь в Москве 17 — 18 июля , император не произнёс предложенных в проекте Победоносцева слов, сказав в заключение своей краткой речи на Высочайшем выходе в Екатерининской зале: «<…> как прежде Москва свидетельствовала, так и теперь свидетельствует, что в России Царь и народ — составляют одно единодушное, крепкое целое».


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.