Уэльбековское

 
 УЭЛЬБЕКОВСКОЕ

Пост-жизнь

Как написала одна умная знакомая: "писатель, при сохранном интеллекте, нездоров эмоционально. Сложные чувства у него не образуются. Биохимия души нарушена. Диабет души". Точно и правильно! Такое заболевание как "диабет души" может вызвать не только сочувствие, но и отвращение. Собственно, и вызывает.

Сложное отношение у меня к этому автору. Очень многое отталкивает.  Сам этот тип человеческий мне чрезвычайно неприятен.  Но, но, но... Кто сказал, что читать стоит только приятное.
 Чтобы немного унять отвращение, попробовал связать автора "Элементарных частиц" (наиболее шокирующий роман Уэльбека) с какой-нибудь традицией. Первым на память почему-то пришел Сартр. Собственно, многие тексты Уэльбека – это перебродившая и концентрированная сартровская «тошнота», рвотная субстанция с соответсвующей онтологией и гносеологией. Мир стал ещё хуже, еще отвратительнее. Проблема «существования» обостряется и дальше и актуализируется для Европы, как, впрочем, и для нас. Порочный и несовершенный человеческий род должен быть «преодолен»? (Да хоть бы и посредством клонов, а сейчас на подходе NBIC).  Здесь уже на столько чудачок Сартр, сколько старая гностическая ересь, столь популярная некогда в стране автора «Элементарных частиц». Катары отдыхают. И радуются.

А Уэльбек продолжает писать в своем духе.  А кто еще в таком шокирующим духе писал. Может быть, "проклятые поэты", которые шокировали нормальных людей не только своим творчеством, но и своим образом жизни. Уэльбек хотя бы эпатирует обывателя, в основном, своими книгами, а не скандалами. Возможно, у французов закончилась пресловутая "пассионарность". Но и обыватель, и те, кто философствует часто  жаждут быть "эпатированными", просто "тащатся" от всяческой страхо-мерзости. Иначе откуда же популярность "Дневника вора", "Лотреамона" (псевд.) или автора какой-нибудь "Жюстины". Так что Уэльбек творит в русле "традиций великой французской литературы".  И творит удачливо. Именно на литературном поприще ему удалось заявить о себе, первоначально через шок и эпатаж.

Но этого для успеха недостаточно. Кажется, сам наш автор закончил киношколу и сделал несколько опытов по специальности. Видел я однажды какую-то его короткометражку. Летняя зелень, вода и лесбиянки. Оставляет впечатление чего-то скучного и статичного, хотя вроде бы какая-то динамика должна быть. Фильм "Возможность острова" искать я уже не стал, хотя сам роман прочел с большим интересом. Не только в эпатаже дело.

  Писатель заслуженно "попал в мейстрим". Теперь бы попасть в читательскую «струю», достичь равновесия между сильнейшим отвращением и жгучим интересом…
   Уэльбеку удалось сказать важное, в то время, когда "сввободный мир" вовсю делил наши трофеи и праздновал "конец истории", как свою полную и окончательную победу. Стоит внимательнее перечитать "Элементарные частицы" и открыть "Карту и территорию". Может быть,  и разочарует, но будем хотя бы в курсе того, что нас может ожидать после "Конца истории", от которого отказался сам автор (Ф.Фукуяма).

  Однако  «Конец» действительно имеет место, но пришел он с другой стороны; "подкрался незаметно"... Через распад культурной идентичности, «постмодернизм», «политкорректность», «сексуальную революцию», оставляющую Европу без «коренного населения». Спасение уже видится только в клонах, нано-сингулярности и пр. Хотя вряд ли технопарки, хайтек и биоинженерия спасут цивилизацию, утратившую свою душу. «Платформа» рушится – остается фантом, голем, аватар, клон и «возможность острова».
 

Впрочем, мое знакомство с писателем началось с романа "Платформа", за которое Мишеля окрестили "Карлом Марксом секса". Пресловутое «столкновение цивилизаций» происходит, но не только и не столько по идеологическим и/или геополитическим причинам. Настоящую угрозу для мира глобализации по западному сценарию представляет секс.
Роман Уэльбека вращается вокруг темы секс-туризма. Наиболее интересна в художественном отношении первая часть, где описывается путешествие героя (по первому впечатлению, полнейшего ничтожества) в Тайланд. Но сразу не веришь, что автор «Элементарных частиц» ограничится вопросом, сколько таек его Мишель оприходовал.

  Дальше события понеслись стремительно.  Встреченная в Тайланде француженка, достается герою уже в Париже. Она оказывается высокопоставленным менеджером туристического бизнеса и вместе со своим боссом должна раскрутить новую сеть отелей. Во время инспекционной поездки на социалистическую Кубу герой «по пьяни» высказывает ценную мысль: в отпуск едут за сексом и на этом и нужно строить бизнес-модель, отбросив лишние ограничения и условности. Все идет прекрасно, пока исламисты-террористы, добравшиеся и до Азии, не устраивают теракт и не убивают прекрасную Валери.
Третья часть – герою незачем больше жить, предсмертные размышления…

Автора данной книги, вроде бы,  трудно назвать «мастером слова». Сюжет рваный, поступки героев часто не мотивированы, Уэльбек часто обращается к помощи «бога из машины», чтение иногда напоминает «бульварный роман» и т.д. Впрочем, может жизнь в глобализированном постмодерне и устроена по образцу бульварного романа. Некоторые читатели недоумевают, за что Уэльбеку такая слава, про те же эротические туры можно узнать из других источников

Конечно, составляющие элементарны, а вот комбинации – нет.  Трагедия героев затрагивает и читателя. Тема межнационального и расового насилия – сквозная. Роман начинается с убийства арабами отца героя, имевшего «интимные отношения» с девушкой из Северной Африки, а заканчивается тем, что ислам убивает счастье героев, до которого оставался всего шаг.

 В романе звучит идея, что притягательность секса с азиаткой или негром служит цели слияния человечества в единую семью (что-то вроде коммунистического «интернационализма»). Но факты, факты слишком часто свидетельствуют об обратной тенденции. По ходу постоянные упоминания о «войне цивилизаций» на французских улицах: убийства, грабежи, изнасилования; бессилие и лицемерие властей. Приплыли, в общем.

  М.Уэльбек полон горького сарказма. Его герой во второй части, между служебной рутиной, оргазмами с Валери и рассуждениями о туристическом бизнесе, читает «Курс позитивной философии» Огюста Конта. Для современной социологии – это нечто архаичное, хотя именно Конт и сконструировал это слово «социология». Это не мешало ему с религиозным пылом провозглашать прогресс, наступление новой эпохи. И вот она наступила.


 Ну, хотя бы год… «Если бы мы не имели иногда немного радости от секса, что бы представляла собой наша жизнь? Бесполезную борьбу с окостенением суставов и кариесом». Хотя бы!
   Хотя бы? Деньги пока еще в руках западного человечества, но он потерял волю своих предков, его родные места затопляются новым великим перенаселением народов, а рай в экзотических странах уже невозможен. «Закат Европы» и «Смерть Запада» уже диагностированы. А перед смертью, как говорится, не натрах... дышишься.

   "Платформу" Уэльбека интересно  местами перечитывать, хотя литературный критик отметил бы, что написано очень неряшливо. Но – со своеобразной энергичностью.

Еще более интересной показалась мне "Возможность острова".
Самец и самка, кризис среднего возраста, клонирование, антиутопия, отторгнутые воспоминания стираются, дегуманизация искусства, секта, собака вместо ребенка, вымирание человечества, сатира…
Большинство людей рождается, стареет и умирает, так и не узнав любви.
«Любовь кончается не потому, что приелась, вернее, она приедается потому, что нас гложет нетерпение, нетерпение тел, которые знают, что обречены, но хотят жить, хотят в отведенный им срок попробовать все шансы, не упустить ни одной возможности, использовать по максимуму ограниченное, ускользающее, пошлое время, принадлежащее им, а значит, не могут любить никого, ибо все остальные кажутся им ограниченными, ускользающими, пошлыми».  («Возможность острова», с. 390)
   
Все   комплексы автора на поверхности, но этот невзрачный, маленький человек, повернутый на сексе и страхе старения, показывает себя   глубоким философом и заставляет внимательно себя читать.
Между прочим, Уэльбек предсказывает избранным бессмертие через клонирование. Не с этим ли, как с писанной торбой, носятся сейчас так называемые "трансгуманисты" и – весьма удачно агитируют в свою пользу. От них отмахиваются, а вот в "Элементарных частицах" и особенно в "Острове" содержится глубокая и обоснованная критика "постчеловечества". Возможно, ее еще вспомнят, да поздно бы не было.
Увлекшись Уэльбеком, решил познакомиться с другими его вещами. Взял "Лансароте" - несколько разочарован.  После прочтения "Острова" и "Платформы" эта повесть воспринимается как подготовительные материалы к ним.  По содержанию? Как обычно у Уэльбека: трах-перетрах, но с философией:
- "Случались минуты, когда у вас была жизнь".
-  "Право же, я думаю, что мне больше подошла бы жизнь, проводимая за чтением".
- "человеческие существа нередко считают своим долгом различаться между собой".    "Мы не можем обойтись без пикантных историй любви, без эротизма, ибо нам необходимо снова и снова слышать, как упоительна и волнующа жизн: потому. разумеется, что сами мы в этом слегка сомневаемся".
-   "Я действительно не понимаю,. как людям удаётся жить на свете".
Ну, чем наш француз не философ? 

 Спустя некоторое время прочел "Расширение пространства борьбы".  Главная идея трактата (под видом романа) не так уж и глупа: с расширением экономической и сексуальной свободы растет несправедливое неравенство и становится все больше несчастных и обделенных. Бьющее в глаза неравенство увеличивает пресловутый  ресантимент.

Но это все были уже старые вещи. Дождался «Карту и территорию». Похоже, Уэльбек уже устал шокировать публику и пишет гораздо спокойнее. Опять показаны страдания человека и мерзость современной жизни, но без особого смакования. Повторим, что  публика хочет Грязи, а художник ее обслуживает – иначе не имел бы коммерческого успеха. Буржуа, бюргеры и их женщины хотят прочитать о том, кто хуже их (это, кстати, объясняет вполне расистскую русофобию европейской прессы – мы, конечно, живем в социальном аду, но и «запад» - это далеко не рай).

Герой нового романа – «французик недоделанный», как его называет русская любовница. Роман о жизни художника-фотографа. На страницах «Карты» действуют вполне реальные персонажи, скажем, «моднючий» Бегбедер (терпеть не могу его опусы!) По ходу действия он пишет рекламный текст к проспекту главного героя. Потом его (Уэльбека) убивают: полиция ведет расследование этого страшного преступления.
В общем, «постмодернизм» цветет и пахнет. Опять М.Уэльбек извернулся, заставил говорить о себе. «Рынок», ничего не поделаешь. «Загнивающий капитализм» описан очень метко. Автор умён, и его замечания очень проницательны, а отсылки к именам А.Токвиля, У.Морриса, постоянные упоминания об О.Конте похвалит и профессиональный обществовед. Книги Уэльбека вполне «социологические»; в аналитическом уме  писателю не откажешь, что лично мне очень нравится, особенно на фоне социально-политической наивности многих отечественных авторов. А к "мерзостям" ещё «новые философы» во Франции много   призывали; а литераторы, художники, киношники и пр., что называется «прониклись». Наши, подтвердим, здесь догоняют. Лучше бы с социальной наукой дела поправили бы!
Но проницательность и талант не спасают героев "Карты" от гибели. Уэльбек боится жизни и мучительно ждет его конца, разделяя этот страх с большинством своих персонажей. Фотограф "территории"работает до конца, но больше никаких клонов. Рак   – и всё.

Их цивилизации, похоже, больше не на что надеяться. Инвестиций в будущее уже никаких: ни детей, ни денег, ни произведений, которые могли бы стать «классикой».
Люди современного Запада живут по принципу «после нас хоть потоп», ведут образ жизни «оранусов» (по пелевински: "рото-жоп"). Вроде и денег много, а никакого счастья и уверенности в будущем. Будущее – это собачья старость в доме престарелых или/и смерть полностью разочарованных в жизни, а то и гибель от рук представителей племен с более сильной витальностью. Уэльбек, в общем, с некоторой завистью пишет об африканцах, арабах, о Китае и России. Хотя вряд ли в последнем его прогноз может соперничатб с токвилевским…

Но все же, все же: предупрежден - вооружен. "Недоделанный французик" с "диабетом души" предупреждает о том, на что другие, в виду вполне здоровые, предпочитают закрывать глаза. Если выбирать между "читать" или "не читать Уэльбика", то я выбираю ЧИТАТЬ.


Уэльбек - не только великолепный романист, но и сильный эссеист. То, о чем он пишет и говорит, часто неприглядно и отвратительно. Но, что есть, на то и реакция.
Такой обнаженный нерв.


Рецензии