Как я провёл лето

- Смотри как прикольно!
- Чё там?
- Sauma, Сома – тот напиток, что воспевают Веды. Древняя транскрипция слова – sauma. Если прочитать вслух, звучит как «заума», т.е. «за ума». Т.е. направление движения, или место назначения :). Есть ум или умы - ума, в которых крутится мыслями человек, а sauma – это напиток, который его из этого состояния выводит.
- Да, интересно. Необычно. Толкование странноватое, не находишь?
- А как иначе? Ведь прозрачно. Каждое слово – живое. Каждое слово – стёртая метафора... Ну, пусть не каждое, но взять, к примеру: «спасибо» - родилось как «спаси боже», «обязанность» - как «обвязанность», «тревога» - как «три волка», «вера» - как «ведай ра». Словом, произошло это живым и естественным образом, от живого образа. Академики рядом не стояли. А вот «sauma». Что в этом звуке? Предложи свой образ.
- Не знаю :). Слова – это твоя заморочка...
- :) Вчера это прозрение вдохновило меня на стихотворение. Получилось не очень удачно, но выбрасывать жалко. Сидел на берегу, на травяном ковре, на солнышке. Под saumой, понятное дело ). Смотри:


Иван Затейников

Sauma

Заума’, как люблю я тебя!!
Небесный нектар болотного цвета.

Твой вкус так противен, волшебен твой дух.
Внезапно открылся мой зрительный слух!

Птица на древе сидит над каньоном,
Щебечет о прелести любящим тоном.

Вдруг – утка бежит по воде...
И плюхнулась в воду. А где
Пацаны? Ага, огонь разожгли...
Так вот, с тех пор как погасли угли
Той души, что дремала, ушли
Все заботы и страхи. С тех пор
Сей взгляд на мир – не закрывая штор.

А Заума? Напиток древен сей.
Напиток вам танцующих Психей!
И Веды его знают как Сома –
Как то, что вас выводит за ума!

Сорвал, сварил, отжал, припил, подождал – и ****ец!
Поёт в одной из песен рэп-певец.

Волшебен дух, что пробуждает он.
Полётом, прытью мысли он силён.
Фантазией, летящей вдаль.
Упавшая в ноги слепящая шаль!
Твой ум здесь так зорок, твой дух
Здесь так смел, и он же – летящий пух.

Свободу Заума!!!

- А ты уверен, что это она и есть?
- В пользу этого говорит многое. Растёт как сорняк, легко и повсюду, с поправкой на индийский климат – так вапще наверное. Т.е. выращивание очень лёгкое, доступное, и в любом количестве. По характеру воздействия на человека можешь судить сам – за ума выводит явно :)! Или взять, к примеру, садху – индийских монахов-шиваитов. В праздник Маха Шива Ратри – что переводится как Великая Ночь Шивы – они делают отвар в молоке с миндальным орехом. Возможно, это и есть её древний рецепт? Традиция древняя, и откуда-то она идёт. Или вот изображение Шивы, держащего в руке прекрасную золотую чашу, от которой в небеса поднимается благоухание. А в чаше – океан, заметь, зелёного цвета. Полуприкрытые глаза. Шива курит чиллум, и начинает свой великий танец разрушения. А что же у него в чаше? :)
- Ладно, убедил :). Давай спать уже.
- Давай.

На следующее утро я встал и вышел в путь. Идти решил через Бараново. Зря, но понял я это позже. Прошёл по тропе вдоль водохранилища, вышел на дамбу, спустился, пересёк посёлок, ещё пару километров по дороге в мелком камушке, свернул направо, незаметно нырнул в просеку, ведущую по холму вверх. Дошёл до заветного поля. Огляделся. Никого. Удобное, всё-таки, поле. Клаптик, метров двести на триста, вырезанный из леса. Обзор только с одной стороны. Рядом лес, пути для отхода, или чтобы схорониться.

Расположился в чаще с рюкзаком и пакетами, и вышел на сенокос. Срезаю, складываю в пакет, поглядываю по сторонам. Не успел накосить и пакета, гляжу – и вижу метрах в пятистах двух чуваков, идущих по полю подсолнечника. Вижу, и ясно понимаю, что это по мою душу. «Съёбываем!» - отдаёт приказ мой внутренний голос. Хватаю пакет, в чащу к рюкзаку, кидаю в рюкзак, застёгиваю, за плечи, выбегаю на поле, и двигаюсь в сторону секретной тропы, ведущей по гребню холма, и дальше вниз к дороге – туда, откуда я пришёл. «Сбор урожая закончен». Быстрым бегом. Дыхание спирает, в груди ноет. Слышу выстрелы за полосой леса. Опасности нет. Пятьсот метров густого леса, никак не попасть, ничего не видно. Газовое, что ли? Стращают. Проносится мысль: «Блять, балахон забыл! Вдруг собака!». Останавливаюсь, снимаю рюкзак, проверяю. Балахон в рюкзаке. «Хвала Аллаху!!!». Бегу дальше. Спускаюсь вниз к дороге. Пожалуй, самый опасный участок пути. Выжидаю, пока стихнут шумы машин. Минут пять. Выбегаю на дорогу, заглядываю в чащу напротив, можно ли там в случае чего укрыться. Быстро пересекаю самые опасные сто метров пути. Налево в поле. Вдоль кромки леса. Тут уже поспокойнее. Не бежать - быстрым шагом: справа обзор открыт, привлеку внимание - палево. Вдруг – навстречу корова, а за ней – бык! Набычился, смотрит и идёт на меня. «Бля! Откуда ты взялся?». «За корову боится» - приходит ответ. Делаю вираж по полю, огибая быка. Пасущая бабка в кустах. Замечает меня, кажется, не при делах. Иду дальше. По дороге машина, прячусь в кусты. Стихло, иду дальше. Выхожу к пруду. Дальше тропинка вверх – на соседний холм, и по лесной дороге до сгоревшего лесничества. Хорошо, что на днях здесь прошёл. Поднимаюсь. Слышу сердитый шум автомобилей – внизу – и у того холма, с которого я сбежал.

А вот и лесничество. Стоп! Чуть не напоролся. Из-за куста выглядывает нос красного седана. Ёпте! Да у них целая сеть. В ключевых точках расставлены наблюдатели. Облава прямо. Зря я в деревнях светился. Кто ж мог подумать, что у полей есть хозяин? Тут перекрёсток, направо – тропа к дамбе, она-то мне и нужна. Продираться по чаще не хотелось бы. Но путь закрыт, поворачиваю, и тихо отхожу, взбираюсь на холм. Тут решил и затаиться. Найти – нереально, тут нужна рота, чтобы всё прочесать. Решил передохнуть, покушать, подождать пока утихнет буря. Вроде обошлось. Ангел-хранитель отработал :). Спасибо тебе. Но расслабляться пока рано. Внимательность!

Сердитый шум был слышен ещё в течение часа. Видимо, это охранная команда разъезжала в гневе, желая поймать наглеца. Я спалил, что только можно. Открыто шарился по сёлам. В магазин ходил. Вчера молоко у местных покупал, дешёвое и вкусное. Ну кто же знал, что всё так серьёзно? :) «Ладно, ребята, успокойтесь. Я всё понял. Проблем от меня больше не будет. Сворачивайтесь и езжайте домой. Напугали достаточно» - посылаю им мысленный импульс. Сквозь просвет в деревьях вижу на соседнем холме автомобиль и человека. Неспроста, делать ему там нечего. И правда, сеть наблюдателей. Может, не на полной ставке, а так – помощь в экстренных случаях. Сигнал по мобильному: «Встань, покарауль вон там». Организация явно присутствует. А вот собаки у них, похоже, нет. Какое упущение! :) Овчарка бы заметно всё осложнила.

Вспомнился тип, увиденный неделю назад. Сижу в лесу у дороги, собираю кизил. Вдруг слышу шум шагов. Смотрю через лес – вижу человек остановился, смотрит в мою сторону, и явно раздумывает заметил ли я его. На нём рюкзак, и в руках какая-то кладь. Медленно поворачивает, и идёт в сторону. Начинает идти через лес. Явно огибая меня. Не желает встречи. Шум стоит – мама не горюй. Сухие ветки под ногами трещат очень здорово. Словом, медведь через чащу ломится. И это типа незаметно. Мне становится смешно. Уже всё ясно что он с собой несёт. Кричу ему: «Здесь есть дорога!». Он: «Я знаю!». Останавливается, делает паузу, начинает трусить дерево. Закос под собирателя кизила или лещины. Каков хитрец! :) Кричу: «Выходи, я тебя не сдам!». Он: «А?!». Я: «Я тебя не сдам. Можешь спокойно выйти». Молчание. Минутная пауза. Ломится дальше через лес. «Ну» - думаю – «можно было бы пообщаться, но навязываться не стоит. Человек на стрёме, воспримет меня как врага». Теперь стало ясно, зачем он так шифровался. Инкогнито. Опыта в таких делах у него, очевидно, побольше. Но и наглость своё берёт. Уверенному лицу многое прощается.

Вспомнился магазин в Гуротном. Его хозяин – гордый татарин, и женщина славянского обличья явно агенты наблюдения. А я иду через село, останавливаюсь с бабкой поболтать, спрашиваю нет ли у неё косынки, а то я панаму забыл. Словом, человек собрался в поле. Весь такой из себя незаметный. Небритый, с рюкзаком, фенечка на руке. Интересуется где взять косынку. Под saumой, к тому же. И эта тётка – а на ней пятнистая куртка со словом «ОХРАНА» на спине. У магазина, руки в бока, и спиной ко мне, словно бы сигналит мне этим словом. Чувствую, но забиваю. Захожу в магазин, покупаю хлеб, выхожу и иду по улице в сторону заветных полей. А там – снова она. И снова в той же позе. Снова сигналит. Прохожу мимо, слышу, как она идёт вслед. Обгоняет меня, обращается к деду, идущему к нам навстречу: «Не знаю что делать. Что-то вроде овчарки». И рукой при этом так слегка в мою сторону. А потом смотрит влево, а там и вправду собака на овчарку похожая. Но это шифры, мне-то ясно, что речь идёт обо мне. Т.е. нагло иду, на всех забивая, по своим делам. Поведение, типичное для овчарки. Иду дальше, выхожу за пределы села, ещё пару километров, и я на месте. А там – дорога между полей, а вдоль неё и слева и справа – посадка. Ух-ты, а рядом выездная пасека. Останавливаюсь поболтать с хозяином и купить мёда. Эмир – это значит шах, правитель. Как в Индии - Радж. Эмир правоверный мусульманин, однако, намазом пренебрегает, ленится. Жену хочет только одну, больше содержать трудно. Добрый искренний человек. Расстаюсь с Эмиром и направляюсь к посадке. Замечаю за деревьями, метрах в пятиста, чёрный пикап, кажется, мицубиси. Полевая машина, да? Иду вдоль посадки, вылохмачивая семена в торбу. Дохожу до поворота, явственно вижу, что пикап подъехал поближе, и, словно бы, наблюдает. Внутри – двое парней нехорошего вида. Прятаться или бежать смысла нет – меня уже давно заметили. Делаю уверенный вид, и поворачиваю налево. Слышу, как пикап выруливает вслед за мной. Я на стрёме. Выворачиваю перед собой пакет, высыпая семена на землю. Сжимаю торбу в руке, явственно видно, что она пуста. Пикап медленно проезжает мимо. Уверенное харизматичное лицо, как я умею. Ему прощается многое. Проезжает и сворачивает вдали направо. «А вот и хозяева» - думаю. Это была первая явственная встреча. Ловить здесь больше нечего. И я через поле пошёл обратно на стоянку.

Собственно, и искали меня те двое именно там, куда я направлялся, когда пикап скрылся из виду. А хозяин того магазина задавал мне вопросики в духе: «Что делаете?». Отдыхаю. Вроде, как и любопытство, но потом прозвучал вопрос: «Травы собираете?». Тут всё стало ясно. Пришлось соврать. Не люблю врать. Не люблю, и не умею. Думаю, он понял, что я не «просто отдыхаю».

И вот, после этого драпа, все эти кусочки мозаики сложились воедино. Там, по ходу, зелёная провинция. С организованным производством. Только увидеть эту организацию очень трудно. Её как бы и нет. С наблюдателями в окрестных сёлах. С охраной в случае сигналов. Даже на облаву способны.

Всё завершилось удачно. Отдохнув на том холме, я собрался, спустился к лесничеству, и обнаружил, что красной машины уже нет. Видимо, решили, что ушёл, и наблюдательные посты свернули. Я спустился по тропинке в лощину, вышел на дамбу, и спокойно дошёл до стоянки. Нырнул в озеро. Водохранилищу – сорок лет, а вода удивительно голубая. Может быть, этих малюсеньких мидий тут разводят нарочно – для очистки воды? В селе я говорил, что стою внизу на водохранилище. Да и стоянка тут на виду. От греха подальше, сразу снялся и перенёс стоянку метров на триста выше, в лес у течения Суи. Там было классно. Тихо. Журчание ручья.

Прорезал среди кустарников проход к ручью, и порезал палец. Срезал ветку, она оказалась мягче, чем мне казалось, срезалась, и нож с пилящим усилием вошёл в крайнюю фалангу указательного левой. Как бы не до кости. На полсантиметра точно. Это был знак. Срезать ветвь древа жизни – собрать этот урожай – мне удалось легко, однако, меня это зацепило. Всё-таки, взял не своё. Чувствительность пальца всё ещё нарушена.

В общей сложности я был там месяц. Выбирался уже в сентябре. Окольными дорогами по горам, обходя окрестные сёла, выходил километров за десять от того места. Лещина там растёт замечательно. Россыпи.


Рецензии