15. Едем, едем в Москву из Владимира

     Дождь начался сразу, как только подошли к машине, на которой нужно было ехать на вокзал города Владимира из села Сима. В машине нас пять человек. За рулем молодой человек, Денис Сергеевич. Это такой правильный, по его виду, человек. Он везет нас, хотя и мог остаться и там, где еще оставались и все остальные участники открытия памятника Багратиону в селе Симы.

     Только выехали за селение Симы, и дождь уже начался очень сильный. Из окон только и видно струи, которые просто превратили все машины в новенькие, а зелень в такую свежую, что хоть продавай ее на корню. Но ехать нужно осторожно, хотя машин мало и дорога свободная.

    Кира Михайловна сидит рядом с водителем и рассказывает ему о своих подвигах в качестве водителя, и разных случаях из своей жизни. И этот разговор и водителя и саму рассказчицу отвлекает, и  время идет быстрее.

     Вадим Дмитриевич молчит, для него каждый день был насыщенным. Он фотографирует все мероприятия, и находиться должен был в любом месте, где только возможно, и даже невозможно. Он весь в заботах, и для него они ее еще  не закончены. Нужно приехать и разобрать снимки, отправить тем, кому обещал, и отсортировать их, и по времени съемок, и по качеству.

     Екатерина тоже думает о том, что она спокойно делала то, что ей было нужно. Она не давала интервью, как делала Кира Михайловна и Вадим Дмитриевич, а просто ходила и знакомилась с новыми людьми. Они были ей интересны, но и она чувствовала, с кем можно говорить просто, а кого не нужно было беспокоить. Контакт требовался, и если его не было, то Екатерина отходила спокойно, и не тревожила человека.
- Ты, что свои книги используешь вместо визиток? – спросили у нее однажды.

     Над этим она не задумывалась. Но такое объяснение применения книг ее удивило, но и закрепилось в памяти. Она успела передать свою книгу «Три поколения – Три генерала» и в музей П.И. Багратиона в селе Сима, и а библиотеку в этом селе. Передала настоящему историку и настоящему писателю. Подарила и главному в этом населенном месте военному человеку, послушав, как он говорит, и как относиться к месту, где живет сам и живут другие, кто верит в то, что ему вверены земли и люди для мудрого руководства. Подарила и товарищу по обществу «Багратион», с которым могла встретиться и в Москве, но хотелось подарить здесь у памятника Багратиону.

      За оркестром, многочисленным, который был на улице, стояли дети в форме кадетов. И Екатерина прошла  и сфотографировала их, и вместе, и по отдельности. Вместе с ними был офицер, который не смотрел искоса на своих подопечных, не поправлял их, не суетился и не беспокоился. И он, и все кадеты были спокойны. И улучив момент и ему, этому офицеру протянула Екатерина свою книжку.

- Здесь книга о династии генералов, - сказала она.
- Спасибо, очень вам признателен, - ответил полковник Юрий Васильевич.
- Ваш кадетский корпус из Владимира?
- Да. Но я сам живу в другом месте, и приезжаю во Владимир на работу.

- У вас такие внимательные кадеты, по всему видно, что они самостоятельные, и им не требуется окрик.
- Стараемся, чтобы они были такими, ведь в жизни  не все так просто. Пусть получат хороший старт.
- Посмотрите книгу, если интересно, то потом еще встретимся, мир такой тесный. Вот что подумаешь, то и случается. Искала во Владимире кадетский корпус, который окончил Георгий Соломонович Габаев, историк и офицер лейб-гвардии Семеновского полка, а нашла ваш кадетский корпус. А у Габаева был в другом городе кадетский корпус, в Киеве.

     Во Владимир въехали с большим трудом, на мокрой дороге случилась авария, которую пришлось объехать. Но на вокзале ждал еще один сюрприз.
- Ваша электричка ушла два часа назад, - сказали группе, спешившей уехать из города Владимира.
- И что делать?


     Пока все решали, как уехать и смотрели на одну работающую кассу, то Владимир Александрович уже оказала у самого окна кассира, и билеты на поезд были куплены. Быстренько пробежали к поезду, который шел из Нижнего Новгорода в Москву и сделал, на счастье, остановку в городе Владимире. Перрон отражал уже фонари на столбах. И тонкий слой луж выглядел, как ковровые дорожки, протянутые на пустом перроне. Все уже были  в вагонах.

- Вас не смущает, что у нас верхние полки в купе? – спросила Екатерина.
- Нет. Попросим, и нам уступят место внизу, - ответила Кира Михайловна.
- Да, нам и не нужны полки.
- Ехать всего три часа. И лучше, чем в электричке. Да, правда, и электричка была не плохая.

     Через несколько минут в купе был чай, который принес Вадим Дмитриевич. Потом после чая вышли в коридор купейного вагона. За окном была темнота, только изредка можно было увидеть горящие фонари, уже от Владимира отъехали далеко, и до Москвы еще не близко.
- Пропустили станцию Петушки, -  сказал Вадим Дмитриевич.

- Пропустили, но ведь темно. И она нас преследует уже два дня, после только одного упоминания. Значит, и сюда приедем, - ответила Екатерина.
- Доволен я этой поездкой. Нашел столько всего интересного о Поливановых.
- Ну, теперь, уж точно начнете книгу писать.
- Несомненно. Но фотография теперь мое любимое занятие.

     И под мерное качание вагона Вадим Дмитриевич начал рассказ о том, что дают ему съемки, и что в этих съемках интересного.


- Видела, как составлено, - добавила и свое слово Катерина.
- Иногда столько снимков сделаешь несколько десятков, чтобы сделать портрет человека, а нет, уходит его суть. А иногда, так все замкнется точно, что один снимок, ну два, и весь человек как на ладони.

- Когда показывали фотографии в библиотеке, то чувствовалось, что впечатление было такое, что шли волны. Вот гребень, потом такое легкое скольжение, и опять волна, но чуть ниже, чем в начале. А в конце, такой заключительный аккорд, и самая главная фотография, к которой зритель уже подготовлен.
- Да, подбирал так, чтобы не устали от этого просмотра. Это же недавние фотографии, еще не так все обдумано, но, думаю,  получилось.
- Не сомневайтесь, получилось.

     Показался вокзал, Курский. Поезд остановился. Поездка закончилась. И метро развезло этих членов маленькой группы по разным районам Москвы. Киру Михайловну в Бауманской район. Екатерину в Бескудниково. Вадима Дмитриевича в Ясенево. Владимира Александровича в Центральный.


Рецензии