17 лет без Владыки Иоанна Снычёва

ПРОРОК

И неподкупный голос мой Был эхо русского народа...

Александр Пушкин



Российский президент уже не первый раз обращается к духовному наследию митрополита Иоанна. Многие патриотические инициативы Кремля, положенные в основу государственной политики после избрания Путина на третий срок, кажутся буквально списанными из трудов приснопамятного Владыки.





Чем же так досадил смиренный владыка Иоанн высокопоставленным русофобам и христоненавистникам? Ответ прост: врагам России и Церкви усопший Святитель ненавистен своей пламенной любовью к Богу, Отечеству и родному русскому народу.

«Россия моя, Россия, что с тобой стало теперь! Ужель и впрямь канули в Лету герои и вожди твоего славного прошлого, глашатаи твоей великой судьбы, служители святой правды Божией? Ужели крадущаяся походка твоих новых хозяев да тихий шорох их проворных лапок, воровато шмыгающих повсюду в поисках наживы, — последнее, что суждено тебе услышать, прежде чем они предадут поруганию и забвению самое имя твоё, самую память о тебе, Россия?

Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, глядя, как калечат и мучают Святую Русь — избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладезь веры, верности и чистой любви... Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России!»...



 ГЛАВНОЕ СЛОВО

На общем фоне русской истории ХХ столетия митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), несомненно, является одной из наиболее ярких фигур. При этом его значение определяется не политическим влиянием или широкой популярностью, столь необычными для архиерея в те смутные времена. Хотя и то и другое имело место, Владыка не ценил мирскую славу, известности не искал и в тонкие политические материи углубляться не любил.

Уникальность его пастырской судьбы в ином. Человек скромный и непритязательный, в условиях тяжелейшего кризиса российской государственности и духовной деградации русского общества он стал тем духовным звеном, которое соединило современную Россию с её многовековой исторической и религиозной традицией. Доказав, таким образом, жизнеспособность и перспективность «русской идеи» перед лицом либерально-демократического засилья и богоборческих прожектов «нового мирового порядка».

Будучи духовным чадом и ближайшим учеником митрополита Мануила (Лемешевского), знаменитого исповедника (четырежды осуждённого, проведшего в сталинских лагерях и ссылках около двадцати лет), неутомимого борца за чистоту Православия, — митрополит Иоанн явил собой зримый символ преемственности и жизнеспособности русского православно-патриотического самосознания.

Именно он смог дать авторитетные, объективные и взвешенные ответы на многие вопросы, терзавшие не одно поколение русских людей. Его пламенные статьи-проповеди воплотили в себе всю горечь русского сердца, скопившуюся за время безбожного пленения России, всю боль народного раскаяния за прошлые грехи вероотступничества, всю праведную ярость, весь гнев на растлителей Отечества, всю душевную муку за поруганные святыни Руси.

Именно он соединил в себе административный авторитет высшего церковного иерарха с благодатным даром неформального духовного лидера. Соединил — и многократно приумножил его неподкупной прямотой и обнажённой искренностью своих статей-проповедей, статей-воззваний, статей-прозрений. После долгих лет немоты и глухоты Россия вдруг услышала — как можно говорить о своей любви к Богу, Отечеству и родному народу, как плакать и скорбеть о постигшем его унижении и позоре, как верить в возрождение Святой Руси... Этот крик верующего русского сердца — крик надежды и боли — разнёсся надо всей страной, и ныне никто уже не может сказать в своё оправдание: «Я не слышал, не знал, не понимал...»

Именно он, митрополит Иоанн, опроверг многочисленные измышления о «неспособности Церкви ответить на вызовы современности», о «духовном безсилии Московской Патриархии», о «поголовной продажности иерархов» и «полной зависимости РПЦ от государства». Опроверг самим фактом своего существования, всем своим поведением, публичными выступлениями — безстрашными до неправдоподобия, до самозабвения, до евангельского самопожертвования.

Именно он открыл для публичного, гласного и конструктивного обсуждения многие «запретные» темы, развенчав создававшиеся десятилетиями мифы и заговорив во весь голос о том, о чем привыкли шептаться среди своих, вдали от посторонних ушей...

И всё же самое важное не это.

Самое важное заключается в том, что митрополит Иоанн сумел сформулировать целостную, подробную и исторически обоснованную идеологию русского национально-религиозного возрождения, соответствующую современным запросам общества, нынешнему положению российского государства и русского народа.



А необходимо было прежде всего очнуться от шока, вызванного десятилетиями богоборчества и развалом Советского Союза, вернуться к родным святыням, припасть к «источнику воды живой, текущей в жизнь вечную», по слову Господа Иисуса Христа, в ограде Православной Церкви, — и убедиться, что всё ещё можно исправить...

В сущности, «доктрина митрополита Иоанна» предельно проста. Она сводится к нескольким важнейшим истинам, выкристаллизовавшимся на протяжении долгих столетий нашей истории и особенно ясно подтвердившим свою правоту в ходе великой русской драмы ХХ века. Вкратце они таковы:

— «русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте;

— «русская демократия» — это соборность;

— «русская идеология» — это Православие;

— «русский порядок» — это державность;

— «русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм её существования;

— государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — святая Русь;

— патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина;

— Русская Православная Церковь — соборная совесть народа...

Митрополит сказал об этом спокойно и весомо. Так, что вскоре многим стало странно, как это они могли раньше не замечать столь очевидных вещей.

Но главное заключалось даже не в том, что именно было сказано владыкой Иоанном. Для православного сознания его проповедь не несла ничего нового или неожиданного: в своих трудах митрополит уверенно шел в русле русской христианско-патриотической традиции, представленной такими широко известными именами, как святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, святитель Филарет (Дроздов), святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и другие русские угодники Божии.

Главное было — кем это сказано, когда сказано и как сказано.

Кем — постоянным членом Священного Синода, архиереем второй по значению кафедры Русской Церкви, доктором церковной истории, человеком безупречной репутации, безсребреником, не запятнавшим себя даже в самые тяжкие времена ни соглашательством с богоборцами, ни подверженностью политической конъюнктуре.



Как — властно и нелицеприятно, без недомолвок и умолчаний, безстрашно и гневно, во весь голос...

Оставить это безнаказанным русофобы, конечно, не могли.

«ДУХИ ЗЛОБЫ» ПРОТИВ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ



Можно считать, что две эти публикации обозначили главные направления «демократической» критики владыки Иоанна. С момента их публикации обвинения в «мракобесии» и «антисемитизме» уже не утихали ни на миг, сопровождая старца до самой кончины. Не имея возможности (смелости? образования?) оспорить его мировоззрение по существу, оппоненты митрополита употребили последнее оставшееся и такое привычное им оружие: брань, клевету и политические доносы.

На этом, впрочем, дело не кончилось. «Общечеловеки» и «плюралисты» воззвали к «мировому общественному мнению», и вскоре в травлю митрополита включилась зарубежная «демократическая общественность».



В том же духе высказалась и «Нью-Йорк Таймс», назвав Владыку «наиболее выдающимся представителем русской реакции» (22.06.93).



Ещё бы! Как же им не безпокоиться, если в ней «автор находит неоспоримое свидетельство существования тайного, хорошо спланированного и оплаченного мирового заговора против России». Обидно ведь: столько лет трудились, «закрывая» эту взрывоопасную тему, создавая вокруг неё хорошо охраняемую зону умолчания, — и вот на тебе! Всё насмарку...



Комментировать этот бред не имеет никакого смысла. Достаточно ознакомиться с любой статьёй митрополита Иоанна, чтобы понять, насколько нелепы подобные обвинения. Однако ненависть всегда слепа: кое-кому идея подверстать петербургского старца под ярлык «православного фашизма» показалась весьма перспективной.



«Сегодняшняя «клерикальная аристократия» не препятствует церковным пастырям участвовать в создании идеологии раскола, её нацистских и фашистских вариантов, — внушали «Известия». — У авторов этой литературы есть свой живой классик и незыблемый авторитет: митрополит Иоанн Санкт-Петербургский... Чем же просвещает своих читателей новоявленный «духовидец»? Перед нами катехизис псевдоправославного мессианства, черносотенства и нацизма...»





И это не случайно. Безстрашный и безпристрастный митрополит на глазах превращался в символ русского общенационального, соборного единства. Как же было не безпокоиться ревнителям «плюрализма», мастерам практического применения древнего как мир принципа «разделяй и властвуй»?



Такие слова жгут «общечеловеков» хуже огня гееннского. И ясно почему — ведь под сомнение ставятся фундаментальные ценности либерального мировоззрения, этой квазирелигиозной основы «нового мирового порядка». Тут уж не до академических дискуссий.

«Демократия, — срываются на крик «Российские вести», — является в наше время всеобщей формой государственного бытия народов... Есть только демократия и не-демократия, то есть тоталитаризм, коммунизм, фашизм, религиозный фанатизм, расизм и прочее (все эти ярлыки и пытались либералы общими усилиями наклеить на митрополита. — К.Д.). Ничего нового в принципе здесь изобрести невозможно! Никакого «своего собственного» пути у России в этом смысле быть не может...»

Ну вот, теперь, кажется, все стало на свои места.



Это, в свою очередь, означало неизбежность радикального обновления российской политической сцены, что не могло не тревожить многочисленных демначальников, уютно расположившихся в просторных руководящих кабинетах. Ясно, что поражение прозападной пятой колонны на российском политическом олимпе было бы очень нежелательной перспективой и для Запада, вознамерившегося прочно взнуздать Россию либерально-демократической уздой.



 ВСЕХ ПРИНИМАЮ ПОД МОЛИТВЕННЫЙ ПОКРОВ...



Сперва из-за высокого иерархического положения митрополита Иоанна представители «либерально-обновленческого крыла» православного духовенства не решались клеветать на него публично, но после того, как антипатия власть имущих русофобов к владыке стала несомненной, «предатели в рясах» осмелели.



Лиц, разделяющих подобные взгляды, среди православного духовенства было, конечно, ничтожно мало, но русофобские СМИ старательно отыскивали и исправно печатали откровения всякого нечистоплотного клирика, готового оклеветать владыку Иоанна.

«Когда мы слышим со всех сторон об усилиях по «духовному, православно-патриотическому просвещению общества, возрождению русского самосознания, проповеди милосердия и любви, праведности и благочестия», то охватывает чувство неловкости. Ничего общего с церковностью эти пассажи не имеют, — возмущался один из лидеров неообновленцев протоиерей Иоанн Свиридов («Русская мысль»,



Гораздо больше, однако, было других, восторженных и благодарных отзывов. Они содержались в сотнях и сотнях писем, приходивших на имя владыки Иоанна со всей России и из-за её пределов.



Подобные обращения шли потоком со всех концов нашей необъятной страны. Глубокой болью за поруганную Русь и искренней благодарностью Владыке звучали строки этих незамысловатых посланий.





На некоторые наиболее важные послания митрополит Иоанн отвечал лично, от руки, не прибегая даже к помощи машинистки.

«Благодарю за доверие духовенства, — писал он в одном из таких ответов на коллективное обращение батюшек. — Мой совет вам: держите твёрдо учение Православной Церкви и живите благочестиво... И верьте: Бог не оставит без помощи. Всех жаждущих спасения принимаю под свой молитвенный покров. Да хранит вас Господь...»

СТРОИТЕЛЬ

В заключение стоит упомянуть и о той области деятельности митрополита Иоанна, которая все эти годы оставалась как-то в тени, — о его трудах на ниве церковного строительства. Громкая слава «русского Златоуста» отодвинула на второй план его постоянную и кропотливую деятельность по возрождению церковной жизни Санкт-Петербургской епархии.

За те пять лет, что Владыка возглавлял петербургскую кафедру, были возрождены к жизни многие десятки храмов и даже построены новые. А сколько труда вложил он в дело возвращения Церкви её знаменитых святынь! Одна лишь битва за Казанский собор, в котором располагался музей атеизма (категорически отказывавшийся переезжать), чего стоит...

Отдельного упоминания заслуживает Александро-Невская Лавра. Именно митрополита Иоанна надлежит нам благодарить за то, что эта святыня возвращена православным. Возвращена вопреки всему:  неприязни городских властей, козням недоброжелателей, сложностям организационным и денежным...

К сожалению, сам Владыка не дожил до этого светлого момента...

«Он обладал замечательным духовным безстрашием, — заявил после кончины митрополита Иоанна епископ (ныне митрополит) Владивостокский и Приморский Вениамин. — Ведь несмотря на то что прошедшие годы «перестройки» и «реформ» дали как будто возможность свободно говорить, далеко не каждый архиерей решится так откровенно и смело высказать свои мысли и чувства. Остался еще какой-то страх. А митрополит Иоанн говорил без оглядки на «общественное мнение», без «страха иудейского», чем, конечно, обрёл себе многочисленных противников. Однако Святитель не шел на компромисс с совестью, служа Истине, следуя заповедям Христовым и завету Святых Отцов: «Молчанием предаётся Бог».

Царствие Небесное митрополиту Иоанну! Упокой, Господи, его душу в селениях праведных!».

Скажем и мы вместе с владивостокским архиереем:

«Владыке Иоанну, мужественному исповеднику и безстрашному обличителю, неутомимому проповеднику и любвеобильному пастырю, пророку русского духовного возрождения — вечная память, вечная память, вечная память!..» Аминь.
КОНСТАНТИН ДУШЕНОВ,
пресс-секретарь митрополита ИОАННА
в 1992-1995 гг.
Газета "Православный Санкт-Петербург", №10 (250), 2012


Рецензии