Свет в конце туннеля. Сценарий короткометр. фильма

Разочаровавшийся в своей работе рекламный дизайнер попадает в вагон метро, который никак не может выехать из тёмного туннеля. Здесь он начинает слышать мысли всех пассажиров. Они его – тоже…

Хронометраж: 30 минут
По одноименной пьесе автора


ИНТ. ВАГОН МЕТРО

Темень. Еле слышен слабый звук движущегося в туннеле поезда.

СЛАВИК
(ребёнок лет 5-ти, за кадром)
Мама, мама, а мы скоро уже приедем?

МАМА СЛАВИКА
(за кадром)
Сиди, сынок, уже скоро…

Стук колёс усиливается. Луч света освещает сидящего седовласого СТАРИКА с добрым лицом. Он аккуратно одет и задумчиво смотрит на Славика.

СТАРИК
(внутренний монолог)
Да-а-а-а… и я уже скоро приеду… Хватит… пора уже и остановиться… отдохнуть…

Луч света освещает стоящую ПЕНСИОНЕРКУ с горделивой осанкой, претендующей на интеллигентность.

ПЕНСИОНЕРКА
(внутренний монолог)
Ох, и молодёжь нынче пошла… Ни то чтобы место уступить, они даже не посмотрели в мою сторону!
(зло косит глазом)
Сидят, отморозки! Вот раньше как было… Ох-хо-хо-о-о-о! Хорошие были времена!

Луч света освещает сидящего возле Старика ЮНОШУ и симпатичную ДЕВУШКУ напротив. Юноша тайком посматривает на неё.

ЮНОША
(внутренний монолог)
Ух ты… классная девчонка! На такую и денег не жалко!
(смотрит прямо на неё)
Хм… мелковато я мыслю… Смотри, какая красавица! И, походу, скромница…

Девушка, ощущая взгляды Юноши, пытается незаметно разглядеть его.

ДЕВУШКА
(внутренний монолог)
Симпатичный! И одет ничего так… Вокруг столько ребят, а мне почему-то приглянулся именно он… С чего бы это?

Раздаётся звонок мобильного. Лучи света освещают со вкусом одетую, скромную молодую женщину ЛЮДУ, типичного «менеджера торговой компании», молодого человека ВАЛЕРУ и БОМЖА в возрасте с рюкзаком, разместившегося поодаль.

ВАЛЕРА
(поднимает трубку)
Алло… Да, здравствуйте! Вас плохо слышно! Наберите через пару минут!
(небольшая пауза, громче)
Какой срыв поставки?! Мы  вовремя всё доставили
(громко)
Алло, алло! Перезвоните, вас не слышно!
(заканчивает разговор, внутренний монолог)
Достали, уроды! Совсем оборзели!
(бросает недовольный взгляд на Бомжа, «крутит» носом)
Ещё этот бомж…
(отворачивается, вздыхая)
Непруха с самого утра…

Бомж замечает Валерино недовольство, ухмыляется.

БОМЖ
(внутренний монолог)
Подумаешь, белоручка… Он другие люди как люди, хоть и отсели подальше, не строят тут из себя…
(лыбится)
Ну, ничего… мне дышать будет легче…

ЛЮДА
(глядя на Бомжа; внутренний монолог)
Жалко человека… Не по своей воле, небось, скатился до такого… Были, наверное, причины… может - судьба…

Стук колёс усиливается. Люда переводит взгляд на Девушку.

ЛЮДА
(продолжая)
Вот мне с мужем повезло…
(небольшая пауза)
И все у меня хорошо… Я, даже…
(философски-вопросительно)
счастлива…!?

Люда обращает внимание на только что освещённого лучом света вдумчивого молодого человека ВИКТОРА.

ВИКТОР
(внутренний монолог)
Кто я?.. Куда меня несёт?.. Зачем?..
(встречается глазами с Людой)
Может я не тот, кем мог бы и должен быть? А может, иду не туда… или не с теми?
(осматривает всех остальных)
Кто эти люди? Куда они все едут? С ними я должен быть сейчас или с другими и в другом месте?
(небольшая пауза)
Как мне узнать?!
(стук колес усиливается)
Если бы я мог!!!

Устанавливается естественной силы звук движущегося поезда.

СТАРИК
(за кадром)
Ты… можешь…

Виктор вздрагивает и удивленно смотрит по сторонам.

СТАРИК
(за кадром)
Да, да… можешь…

Виктор, шаря глазами по соседям, замечает цепкий взгляд Старика, уставляется на него широко раскрытыми глазами.

ВИКТОР
(не вслух)
Вы что… меня… слышите…?!

СТАРИК
(не вслух)
Угу… А ты разве… нет?

ВИКТОР
(не вслух)
Я…
(осматривается вокруг)
тоже… Но… как это возможно?

СТАРИК
(не вслух)
Во Вселенной нет ничего невозможного… Все ограничения созданы человеческим разумом…
 (хитро подмигивает)
Ничего… ты скоро привыкнешь…

Виктор окидывает вагон взглядом, смотрит на Старика, на свои руки. Щиплет себя - больно.

ВИКТОР
(не вслух, Старику)
Ну, ладно… допустим, мы слышим мысли друг друга…
(кивает в сторону остальных пассажиров)
А они как… тоже?

БОМЖ
Шоб ты даже не сомневался…

СЛАВИК
(за кадром)
Ура! Мы выехали!

Лучи света освещают мальчика лет пяти СЛАВИКА и простоватого вида МАМУ СЛАВИКА, сидящих напротив Люды, рядом с недовольной Пенсионеркой. Славик прижимается лицом к окну.

СЛАВИК
Мам, мам, речка! Смотри, какая она большая!!

МАМА СЛАВИКА
(удивленно оборачивается к окну)
Как выехали? Ничего не вижу…

СЛАВИК
Ну, вон же… смотри!!

В окно видна играющая в лучах солнца широкая река с зелеными холмистыми берегами. Мама Славика, передернув плечами, уныло качает головой.

МАМА СЛАВИКА
Сынок…

СТАРИК
(кивает в сторону Славика)
Понял, Витя?

ВИКТОР
(Старику)
И как зовут меня, знаете? Откуда?

СТАРИК
Оттуда, же, откуда и ты знаешь меня и всех остальных…

Виктор пробегает взглядом по соседям.

ВИКТОР
Почему же я не слышал так раньше?

СТАРИК
Каждый из нас живёт в своём собственном мирке и боится оттуда выбраться. Мы запираемся в нём, обустраиваем его, как умеем,
(бросает взгляд на Люду)
возводим там свои дома и храмы своим богам. А ещё выстраиваем укрепления, усиливаем стены своего детища, ведь жизнь так сложна и несправедлива, и нужно быть готовым к любым неожиданностям извне.
(смотрит на Пенсионерку)
И, чем дольше мы засиживаемся в своей надежной крепости, тем слабее становятся наши слух и зрение, тем хуже мы начинаем понимать других.
(переводит взгляд на Бомжа)
Оценка реально происходящего меняется, и порой доходит до полной утраты способности воспринимать мир таким, каким он есть на самом деле. Мы живем не свою жизнь…
(Виктору)
Вот, к примеру… Валера…

Все, кроме Славика, его мамы и Бомжа устремляют взгляд на говорящего по телефону Валеру.

ВАЛЕРА
Нет, без оплаты не отгрузим… Ну, вы же знаете наши правила…
(небольшая пауза)
Да… сразу после оплаты… Не… Никак не договоримся… Угу… До свидания…
(не вслух)
Достали, мелкие! Мне бы с ВИП-ами разобраться…
(звонит мобильный)
Чёрт!!
(тяжело вздыхает, поднимает трубку; вежливо и учтиво)
Алло… Слушаю вас…

ВИКТОР
(Старику)
А что…
(пожимает плечами)
Нормальный парень. Явно успешный менеджер крупной компании… Всё при нём… Шик!

ПЕНСИОНЕРКА
Ну, какой в этом шик? Ладно уж мать с ребёнком… но молодой, полон сил, человек, с виду, казалось бы, воспитанный, а так неуважительно ведёт себя… Вот я в молодости, всегда уступала место в общественном транспорте людям постарше…

БОМЖ
(Пенсионерке)
Да, вы прям таки ангел… Не вы ли в школе научили моего сына так поступать с родителями?

ПЕНСИОНЕРКА
(возмущенно)
С чего Вы это взяли?! Я не имела отношения к сфере образования… Но нормы поведения, заложенные в общеобразовательной программе, считаю правильными. Точнее, они были правильными. А теперь, вон, нате…
(кивает на Валеру)
полюбуйтесь!
(раздражённо отворачивается)

Валера гримасничает и пожимает плечами. Старик только улыбается.

СТАРИК
А как твоя работа, Виктор? Нравится? Ты доволен?

ВИКТОР
Вы же, наверное знаете… Зачем спрашивать?

СТАРИК
(хитро)
Ну-у-у… не всё…

Славик любуется красочным прогулочным кораблем.

ВИКТОР
Да, много сейчас работы… Работай - не хочу… А, вот, чтобы ещё и по душе была…

СЛАВИК
Мама, мама! Смотри, какой корабль!!

Мама Славика не обращает на него внимания.

СЛАВИК
(Виктору)
Я когда выросту… буду управлять таким же кораблём…
(мечтательно)
Буду плавать по речке… катать людей…
(Маме)
И тебя тоже прокачу! Хочешь, мам, я и тебя прокачу?!

МАМА СЛАВИКА
Не наше всё это… На земле нужно работать… Вон, скоко её непаханой гуляет…

СЛАВИК
Мам, ты что, не хочешь побывать на корабле?!
(устремляет взгляд в окно; не вслух)
Всё равно приеду сюда… и буду плавать…

ВИКТОР
(улыбается, кивая на Славика)
Узнаю себя…

ИНТ. КОМНАТА ВИКТОРА, ВОСПОМИНАНИЕ

Юный Виктор, лёжа на кровати и подперев рукой голову, открывает увесистый справочник «Учебные заведения СССР», внимательно листает.

ВИКТОР
(не вслух; читает)
Техникум лесного хозяйства… Геологический институт… Киевский политехнический…
(вслух)
Та-а-ак, что тут ещё…
(быстро перелистывает страницы; не вслух)
Авиационный, торговый, лёгкой промышленности, педагогический…
(отрывается от чтения, бубнит вслух)
Ничего себе… сколько их тут…

Виктор супит брови, размышляет, снова быстро листает, что-то читает, делает закладку рукой. Листает дальше и тут же резко возвращается к последнему месту, с информацией по «Институту дизайна».

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДЕНЬ

В комнате Виктор и МАМА ВИКТОРА.

МАМА ВИКТОРА
Ты уверен, что это твое?

ВИКТОР
Да, мама, я слышал о дизайнерах… Мне нравится… Там я и мультфильмы смогу рисовать.

МАМА ВИКТОРА
Нет, сына, мультипликация – это другое…

ВИКТОР
Ну, и что… Название классное… Дизайнер!

МАМА ВИКТОРА
Дядя говорил, без денег туда трудно поступить…

ВИКТОР
(настойчиво)
Мам, я попробую…

МАМА ВИКТОРА
Хорошо, хорошо… Главное, чтоб тебе нравилось.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ. ВАГОН МЕТРО

Темень. Слышен естественной силы звук движущегося поезда. Каждый пассажир освещён лучом света.

СТАРИК
И ты не боялся всего нового и неизвестного?

ВИКТОР
(улыбается)
Я боялся даже того, что сяду не в тот поезд… и поеду не в ту сторону…

СТАРИК
Хм… страх…
(пауза)
Если ты так хорошо знаком со страхом… скажи,
(кивает на всех)
кто из них боится?

Виктор поочередно разглядывает всех спутников.

ВИКТОР
Да, практически все… Но… есть, пожалуй, пару ярких экземпляров…

Старик вопросительно смотрит на Виктора.

ВИКТОР
(кивает на Юношу и Девушку)
Вон они…

СТАРИК
А, так ты о молодежи?
(с иронией)
Как же нехорошо ты думаешь о людях, Виктор. И что такого ты в них разглядел?

ВИКТОР
Ничего особенного… классика… Встретились он и она. Она сразу же понравилась ему, он понравился ей.

Юноша и Девушка ёрзают на сидениях.

ВИКТОР
(продолжая)
Они едут… и всю дорогу поглядывают друг на друга. Видят, что приглянулись друг другу, их желание заговорить растёт, глаза встречаются и мысленно радуются своему мимолетному единению. Сердце говорит: «Встань подойди», а ноги онемели от страха, молчат и ничего не делают. Сердце настаивает: «Ведь всего-то какие-то метры разделяют вас!», а страх шепчет на ухо: «Что подумают другие люди… как отреагирует она… как будешь вести себя дальше? Лучше сиди и не дёргайся… спокойнее будет».
(Юноше)
Так ведь?

ЮНОША
Блин, в десятку. Что, и ты тоже был в такой ситуации?

ВИКТОР
Ага…

ЮНОША
И что… подошёл?

ВИКТОР
Не-а… струсил… Как и ты… Она вышла, и мы никогда больше не встречались…

ЮНОША
Так может и мне… ну его…

ВИКТОР
Не знаю… Слушай своё сердце…

ПЕНСИОНЕРКА
Ну, причем здесь сердце, ума не приложу!! Разве вас не учили, что знакомиться в метро неприлично, вот так сразу с бухты-барахты. Это выглядит совсем непристойно… Эмоции свои нужно сдерживать.
(качает головой)
Ох, и распущенная молодежь пошла…

СТАРИК
(Юноше)
Иди, знакомься…
(небольшая пауза)
Я вот, со своей, покойной ныне женой, познакомился в госпитале… в 42-м…

Бомж, внимательно слушая и подперев голову рюкзаком, удобно укладывается на сидение.

СТАРИК
(продолжая)
Раненых мы тогда привозили с линии фронта. И тут она - медсестричка… Я сразу почувствовал - моё… вот оно моё, родненькое по духу. Познакомились… больше трёх лет не виделись… а после войны нашлись… Так и прожили всю жизнь вместе.
(Все задумались. Девушке)
А ты чего молчишь, подруга боевая? Ведь тоже, небось, паренёк понравился тебе? По глазам вижу…

ДЕВУШКА
(мечтательно)
Понравился… очень даже… И вас вроде нет вокруг… только он и я. Ехать бы так и ехать… лишь бы поближе к нему… лишь бы рядом. Только вот что подумают люди?

БОМЖ
Ничего они не подумают, им всё равно… Вот мне и Славику с мамой просто безразлично… Валера весь в делах… Люда о чём-то своем задумалась… Никому до вас нет дела…

ПЕНСИОНЕРКА
(Бомжу)
Возмутительные вещи вы говорите! Сами далеки от правильных норм воспитания и этому же учите совсем юные создания. Как же можно не обращать внимания на людей?!

ВАЛЕРА
(Пенсионерке)
Точно так же, как я не обращаю внимания на вас…

ПЕНСИОНЕРКА
Вот знала же что хам!

СТАРИК
(Пенсионерке)
Может и не хам…
(всем)
Мне до сих пор иногда обидно становится, когда мне учтиво уступают место, вроде бы я уже совсем старикан. Присаживаюсь, конечно, успокаиваюсь… понимаю, так принято. Но, всё же, заходя в вагон, стараюсь опередить сидящего и попросить уступить место – так и мне спокойней, да и соседу моему не нужно ломать голову – уступить, не…

ПЕНСИОНЕРКА
(перебивает)
Я никогда сама не попрошу! Это ниже моего достоинства! Вы же свое утратили!

СТАРИК
Пожалуй, да… Ещё в 42-м… когда впервые сбил немецкий самолёт. В нём погибли люди… такие же как мы…

Пауза.

ЛЮДА
(Бомжу)
Ни о чем таком своём я не задумалась… Просто пытаюсь понять… как бы сама поступила, окажись в их ситуации.

Гаснет луч света, освещающий Юношу и Девушку.

БОМЖ
И как?

ЛЮДА
Может и решилась бы… Но так-то у меня всё хорошо…

БОМЖ
Дети, муж, квартира…

ЛЮДА
(утвердительно качает головой)
Дом, автомобили…

БОМЖ
А как же вас в метро то занесло?

ЛЮДА
Люблю, по старинке, прокатиться… Вот…
(небольшая пауза)
У мужа свой бизнес, времени на домашнее хозяйство не остаётся. Так и вышло…
дом - моя зона ответственности…
(Виктор прислушивается)
А что мне ещё нужно… ведь мы любим друг друга…

БОМЖ
Не всё-то на любви и держится…

ЛЮДА
Детишки у нас подрастают… двое - мальчик и девочка. И такие они хорошенькие и умные, не могу нарадоваться… Всё Бога благодарю за них…

ВИКТОР
(Люде)
И никогда себе не хотели другой жизни… чтобы всё сложилось иначе?

БОМЖ
Я бы вот хотел… да только судьба моя, видно, такая…

ВИКТОР
(Бомжу, с нажимом)
Слабость это, а не судьба! Да и не вас я спрашиваю.
(Люде)
Так, что же, Люда?

Люда глубоко задумывается.

ВАЛЕРА
Да, всё у неё классно… чего ещё желать-то. Главное, что есть деньги, а на них можно купить всё остальное
(у Валеры звонит телефон; в трубку)
Да, родная… Звонили из банка? Ничего что просрочен, не волнуйся, я всё улажу… Целую…
(заканчивает разговор, обозлённо)
Что я улажу, как я улажу?! Если сорвётся подписание контракта…
(мотает головой)

Виктор вопросительно смотрит на Люду.

ЛЮДА
Как же, была и у меня мечта…

ИНТ. ДЕТСКАЯ КОМНАТА, ВОСПОМИНАНИЕ

Всё заставлено куклами. Они повсюду: на полке, столе, в углу, в ящике.

Маленькая Люда, сидя на полу, увлечённо прошивает платье куклы на швейной машинке. Возле неё лежит несколько больших кукол - одна раздетая, остальные - в нарядных платьях.

ЛЮДА
Сейчас, минуточку…
(останавливается, берёт одетую куклу, обращаясь к ней)
Здравствуйте! Что вы хотели?
(голосом куклы)
У вас можно ушить платье?
(своим голосом)
Конечно, можно.
(голосом куклы)
Вот здесь, немножко, в талии.
(своим голосом)
Хорошо. Проходите в примерочную. Посмотрим и оформим ваш заказ.

ИНТ. КУХНЯ ДЕНЬ

Вбегает счастливая Люда с двумя куклами в руках.

ЛЮДА
(громко)
Мама, мама! Посмотри, что я сделала!

МАМА ЛЮДЫ закрывает воду в кране, спеша вытирает руки, приседает на корточки возле дочки.

МАМА ЛЮДЫ
(широко улыбаясь)
Хорошая моя! Ну, показывай.

ЛЮДА
Вот этой,
(протягивает одну куклу)
подрубила платье и украсила ажурной ленточкой.

Мама Люды берёт и рассматривает куклу.

МАМА ЛЮДЫ
Красиво!!! Очень удачный цвет!

ЛЮДА
А этой,
(отдаёт другую куклу)
ушила талию.

Мама Люды берёт куклу, вертит в руке.

МАМА ЛЮДЫ
Здорово! Хорошо сидит!
(обнимает и целует дочку)
Умница ты моя!

ЛЮДА
(шутя)
Я не умница… Я твой модельер… Что тебе пошить?

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ. ВАГОН МЕТРО

Темень. Слышен естественной силы звук движущегося поезда. Каждый пассажир, кроме Юноши и Девушки освещён лучом света. Славик смотрит на Люду.

СЛАВИК
А я люблю корабли! Я их сам делаю!

МАМА СЛАВИКА
Как мне надоели твои конструкторы! Вся комната завалена какими-то палочками, бумагой и прочим хламом. Когда уже будет порядок?!

СЛАВИК
(хмурится, бубня под нос)
Это не палочки… Это мачты… и паруса…

Все смотрят на Славика, улыбаются. Гаснет луч света, освещающий Маму Славика.

ЛЮДА
(радостно)
А самое интересное начиналось, когда я мастерила кукле новую одёжку.
(воодушевлённо)
Просто чудо какое-то! В моих руках рождалось что-то, до сих пор не существовавшее… До этого момента его не было, а теперь благодаря мне оно появлялось…

Бомж задумчиво смотрит на «воздушную» Люду.

ЛЮДА
Теперь я понимаю… в такие моменты я по-настоящему жила и была счастлива… Даже вот сейчас, мысленно возвращаясь в те дни, я чувствую тепло…

БОМЖ
Хорошо вам, а меня вот только четвертушка греет…

ПЕНСИОНЕРКА
(Бомжу)
Одеваться нужно теплее, чтобы не мёрзнуть.

СТАРИК
А что тебя нынче греет, Виктор?

ВИКТОР
(Старику)
Что меня может сейчас греть?

Гаснет луч света, освещающий Пенсионерку и Люду.

ВИКТОР
(продолжая)
В институте еще радовала новизна происходящего… новые люди, обстановка, ритм жизни. Потом… важность дизайнерской работы…
Творил активно, радостно, без оглядки… Всё получалось… Первые большие, как мне казалось, деньги… Новые цели, планы, задачи…

СТАРИК
А кто их ставил тебе… задачи эти?

ВИКТОР
Кто… руководство… На Валеру, кстати, смахивающее…

ВАЛЕРА
(возмущенно)
А что я?! Работа у меня такая! Если не я их, то они меня уж точно. Такая нынче жизнь… умей вертеться…

СТАРИК
Ничего, ничего, Валер… Всё ты верно говоришь… Тебя вон как загоняли…
(серьёзно)
Прям, как меня в одном бою немецкие ассы придавили… Ох, и переделочка тогда случилась…

Гаснет луч света, освещающий Валеру.

ВИКТОР
Что за бой? Расскажете?

СТАРИК
Да, что рассказывать… Двое нас было против четверых… Сразу мы одного мессера завалили, а потом, гады… Кольку моего подловили… на вираже. Остался я один против троих…
(мрачнеет)
Мысли как молнии метались в голове – вспомнил всё, чему учили, и всё что умел… да как ни верти, а расклад получался не в мою пользу…

Слышен нарастающий рёв воздушного боя.

СТАРИК
(продолжая)
Как не отталкивал мысль о смерти, а она меня всё догоняла…
(закрывает глаза)
и цеплялась в меня своими холодными лапами, как эти три демона, преследовавших меня…

ИНТ. КАБИНА БОЕВОГО СОВЕТСКОГО САМОЛЕТА, ВОСПОМИНАНИЕ

Мы видим советского боевого ПИЛОТА, грозно вцепившегося в штурвал. Лицо обливается потом. Взгляд сконцентрирован, суров до жестокости. В ушах стоит сумасшедший гул пикирующего самолёта. Каждая чёрточка лица выражает готовность бороться до конца.

Вдалеке просматриваются три мессера, стремительно заходящих на перехват.

Рядом, на фоне тревожного неба проявляется «светлое» лицо девушки, она нежно смотрит на молодого Пилота. На его лице сквозь тревогу проступает улыбка.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ. ВАГОН МЕТРО

Темень. Слышен естественной силы звук движущегося поезда. Старик, Виктор, Славик и Бомж - каждый освещен лучом света. На лице Старика улыбка.

СЛАВИК
Ух, ты! Вы там всех немцев перестреляли? Так им и надо!

Старик открывает глаза.

СТАРИК
(тепло)
Нет, внучек, не всех… Просто повезло…
(небольшая пауза)
Один отстал… почему… до сих пор не могу понять. Второго я сбил. А третий, наверное, не захотел со мной в одиночку тягаться.

БОМЖ
И что здесь… героического?

СТАРИК
Ничего… Наверное, Бог услышал тогда меня… моё сильное желание… ещё хоть раз увидеть мою Наденьку…
(смотрит на всех)
Теперь-то я знаю - всегда происходит даже самое невероятное, если есть сильное желание…
(Виктору)
А что же с твоими желаниями, друг ты мой?

ВИКТОР
С моими?..
(тяжело вздыхает)
Я начал глубже вникать в истинную суть рекламы… в эту подделку, которую мы успешно подсовываем зрителю…
(небольшая пауза)
Долго мучился этим обманом, работой и вообще всем! И сейчас мучаюсь! Какие тут могут быть желания?!..
(осекается, непонимающе крутит головой по сторонам)
Почему так темно?.. Мы ведь уже выехали из туннеля…

СТАРИК
Это как в жизни, сынок… тёмная полоса закончилась, а светлее не становится… Нужно время, чтобы отвыкнуть от темени и снова разглядеть свет… Только ребёнку присуще воспринимать мир настоящим.
(кивает на Славика)
Помнишь, кто первым заметил, что мы выехали из туннеля?

БОМЖ
(недоумевающе)
А мы разве уже выехали?

Пауза.

СТАРИК
(Виктору)
И ты поплыл по течению…

ВИКТОР
(горько кивает)
Поплыл…

Гаснет луч света, освещающий Бомжа.

СЛАВИК
(восхищенно)
Так ты теперь плаваешь на корабле?!

СТАРИК
Нет, внучек… он теперь сам как твои кораблики… только держится на плаву.
Ещё нужен сильный ветер, чтобы расправить паруса мечты и выйти в открытое море…

ВИКТОР
С Вами не интересно…
(улыбается)
Вы всё знаете…
(утвердительно качает головой)
Да… Я хочу быть мультипликатором, и всегда хотел им быть, но… сомневаюсь… и… очень боюсь…
(смотрит на Славика)
Как в детстве…

Виктор обречённо опускает голову. Старик с сочувствием смотрит на него.

СТАРИК
(Виктору)
Эй!!
(Виктор поднимает глаза)
Тогда… после боя… брёл я от самолёта как сам не свой. Камуфляж был весь мокрый от пота, руки дрожали и что-то выискивали на груди… это я искал махорку и бумагу, чтобы скрутить папиросу…
(небольшая пауза)
Закурил я уже только в лесополосе…
(улыбается)
И пока курил… на планшете из остатков газеты… сделал…
(достаёт из-за пазухи самолётик)
Вот…

Старик ласково смотрит на пожелтевший от времени самолёт. Гладит пальцами, расправляет потрёпанные крылья.

СТАРИК
С ним я всю войну прошёл… Да и всю жизнь… Держи, внучек…
(протягивает самолёт Славику)
Может, тебе и самолеты понравятся…

Луч света ещё ярче освещает Славика. Он бодро спрыгивает с сидения, берёт самолетик и радостно кружит с поднятой рукой, имитируя полёт.

ВИКТОР
А как же Вы?

СТАРИК
Мне он не пригодится…
(шутя)
С тех пор я больше не курю…

У Старика и Виктора перед носом проносится довольный Славик с самолётиком в руке. Возвращается на место.

СТАРИК
Помни, Виктор, страх и препятствия нипочем, если мечта настоящая…

Луч света ярче, как и Славика, освещает Старика.

ВИКТОР
Вы так говорите… будто… прощаетесь…

Славик рассматривает самолёт. Луч света, освещающий Виктора, гаснет.

СТАРИК
Может и прощаюсь…
(умиротворенно)
Ведь собрался туда, куда желаю… И… не боюсь…

Луч света, освещающий Старика и Славика, гаснет. Усиливается звук движущегося по мосту поезда.

ВИКТОР
(за кадром)
Эй! Где вы?! Куда вы все подевались! Эй!!

НАТ. МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ

Темень. Слышится мощный удар. В ряде вспышек мы видим как поезд, сойдя с рельсов и пробивая оградительные перила, с грохотом падает в реку.

Безрукие вагоны безнадежно цепляются за ограждения, слышен корявый скрежет металла… поезд сползает, как умирающий червь.

Ещё удар… оставшиеся вагоны обрываются и летят в реку. Яркая вспышка света.

ИНТ. КОМНАТА ВИКТОРА НОЧЬ

В полутьме одетый Виктор резко вскакивает на кровати.

ВИКТОР
Фу-у-у-х!!!

Садится, в недоумении продирая глаза. Мотает головой.

ВИКТОР
Есть надо меньше на ночь глядя… Приснится же такое…
(вздыхает)

Часы в тусклом свете настольной лампы показывают 23:37. Виктор тяжело садится за компьютер.

Открывает электронную почту, новых писем нет. Заходит в «отправленные», где виден ряд отправленных писем с темой «Резюме».

Переходит в «спам» и, хмурясь, собирается одним махом очистить раздел. В последний момент останавливается, возвращается к письму «Filmeg».

ВИКТОР
Хм…

Открывает письмо от Кинокомпании «Филмег». Читает.

МУЖСКОЙ ГОЛОС
(за кадром)
Уважаемый, Виктор! По результатам видеоинтервью, а также на основании анализа Вашего портфолио,  руководством принято решение пригласить Вас на стажировку в роли художника-мультипликатора, с последующим трудоустройством в нашей компании.
(глаза Виктора округляются)
Просим на протяжении двух дней сообщить нам о Вашем окончательном решении.

Виктор как ошпаренный вскакивает со стула, замирает, глубоко дыша.

Бросается к компьютеру, распечатывает письмо, ещё раз бегло читает. Широко улыбается. Поднимает, потрясая им в воздухе.

Осекается, садится, опустив голову. Шелестит письмом. Тяжело вздыхает.

Решительным движением очищает стол от рисунков. Складывает лист в остроконечный угол, и очень скоро в руках вырисовывается корпус самолётика. Виктор останавливается, долго думает.

Качает головой, улыбается.

ВИКТОР
Мессера ж на хвосте у меня нет!

Виктор уверенно догибает белоснежные крылья, расправляет их. Любуется самолётом, рассматривая со всех сторон.

Подходит к окну и, широко распахнув его, вдыхает свежий воздух.

Легким взмахом руки запускает самолётик. Его подхватывают порывы прохладного осеннего ветра, бросая как перышко из стороны в сторону.

Но вот он шустро ныряет в один из восходящих потоков и грациозно устремляется в звёздное небо.

ИНТ. ПЕРРОН ПОДЗЕМНОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА

Притормаживая, появляется поезд. Из арки с огромным чемоданом выходит Виктор и останавливается у оградительной черты.

Замедляя ход, мелькают светящиеся вагоны. Напротив Виктора останавливается вагон без света.

Виктор настороженно заходит в открывшиеся двери.

ИНТ. ВАГОН МЕТРО

В другом конце полупустого вагона, пульсируя словно лампады, цедят свет несколько фонарей.

ГОЛОС ИЗ ДИНАМИКОВ
Обережно, двері зачиняються. Наступна станція Дніпро…

Двери закрываются, поезд трогается и быстро набирает скорость. Виктор осторожно пробирается к свободному месту, садится.

Осматривается. В полумраке видны только очертания человеческих фигур.

Поезд снижает скорость, и вагон выезжает из туннеля на свет.

СЛАВИК
Ура! Мы выехали!

Виктор ошарашенно узнаёт мальчика из своего сна и других пассажиров. На него же никто не обращает внимания.

СЛАВИК
(прижимается к окну)
Мам, мам, речка! Смотри, какая она большая!!

Мама Славика поворачивается к окну, где играет на солнце волнистая гладь широкой реки с красочными берегами.

МАМА СЛАВИКА
Да-а-а!
(улыбается)
Красиво!
(Замечает, как Славик влюбленно смотрит на приближающийся прогулочный корабль)
Вот когда вырастешь… выучишься… будешь управлять таким же кораблем…

СЛАВИК
Не… у меня будет больше…

Виктор взволнованно наблюдает, как Мама Славика гладит сына по голове, как поезд останавливается у платформы и открываются двери вагона.

ГОЛОС ИЗ ДИНАМИКОВ
Станція Дніпро… Вихід на праву платформу.

Виктор настороженно поворачивает голову и натыкается глазами на многозначительно чистый взгляд Старика напротив.

ГОЛОС ИЗ ДИНАМИКОВ
Обережно, двері зачиняються.
(Двери вагона закрываются)
Наступна станція Гідропарк.

Поезд трогается и плавно набирает скорость. Ещё какое то время Виктор и Старик смотрят друг на друга, пока Старик не погружается в свои мысли.

Легко улыбнувшись себе и Славику, Виктор устремляет спокойный взгляд на могучую реку, где по тихим волнам удаляется прогулочный корабль. Он несколько раз выразительно трубит, словно желая ему счастливого пути.

13.01.16. Буромка


Рецензии