Живое слово современной поэзии

Живое слово современной поэзии.
Проект выступления, которое в пятницу.
Буду рада замечаниям.



О чём пишут авторы сайта «Стихи. Ру»? Этот сайт представляется наиболее репрезентативным для изучения современной поэзии.

 А пишут они обо всём на свете.

На сайте почти полмиллиона зарегистрированных авторов, а сколько сердец, столько и миров поэтических.

И самой рациональной систематизацией будет отбор по принципу: «Мне нравится, мне интересно». И философское обоснование у такого отбора есть: известно же, что в искусстве важно – не «что», и не «о чём», и не «как».  В искусстве важно – «кто», - говорил Андрей Тарковский.

Правда, подобные отборы уже ведутся – некоторые продвинутые авторы сайта составляют каталоги интересных авторов и стихов. Первый шаг к «поэтическому коллекционированию» автоматически задан на каждой страничке: это список «избранных».  Но пользуются этой возможностью авторы по-разному: кто помещает в список своих друзей и просто симпатяг, кто пользуется как записной книжкой – «сегодня не дочитал – дочитаю завтра», кто использует список в рейтинговых играх, а кто этому виртуальному носителю информации не находит никакого практического применения.

Наверное, одним из первых на сайте свой список ссылок на «перспективных» авторов стал составлять петербургский поэт и врач Николай Мурашов (сетевой ник  docking the mad dog  ) Его принцип «личного отбора» не только представляется продуманным  и завершённым, но и воплотился в систему публикации электронных поэтических книг. Мы не удивимся, если вскоре появится электронное издательство «Докинг», «Допинг» или «Дукат»  - впрочем, как ни назови, оно уже появилось.

Вот с имени docking the mad dog`а мы и начнем разговор о современной сетевой поэзии России, и понятно, что разговор этот будет слишком обзорен и слишком неполон – обзорен в силу избытка материала, а неполон в силу предвзятости рецензента. Мне действительно хочется назвать те имена, которые привлекают моё внимание на протяжении года в пространстве нескольких десятков тысяч авторов, замеченных мной.

Итак, автор docking the mad dog , я прочту три произведения
(здесь вместо чтения дам ссылки)


1. «Врачебное, видимо, злое»:

И где вы все? 
Все, кто бросает мне
              обвинение в бездушии и "пустоте в душе"!?

Это – не пустота, это    П Р О П А С Т Ь !
Мосты разрушены
каким-то французским лётчиком, сорвавшимся на вираже...



2.«Что тебе до нее?»:
 

« Как-то всё мелочно,
 как-то всё – побоку.
Отлюбил девочку, улетел облаком...»



3 «Сентябрь вкрадчив, тихий ассасин»

«Сентябрь вкрадчив, тихий ассасин
       на шею мне накидывал гаротту
                и снова промахнулся…»



Всего три произведения из четырехсот на странице. Но читатель улавливает: стихи остросоциальны, хотя автор пишет только о себе, и мог бы сам себе сказать о социуме, как о бывшей девушке: « Что тебе до него?»

В стихах Николая Мурашова переплетены, как в жизни, жестокость и нежность; как в жизни, лёд и пламя имеют общий химический состав – будто вещая тримифунтская плинфа в руках Святого Спиридона, раскрывает свои контрасты мощная душа поэта.

Не случайно Мурашов пишет потрясающую прозу. Откройте рассказ «И курит на лестнице» - почувствуйте авторский стиль. Чувствуете – нет стиля, нет жанра – не разговор и не рассказ, не памфлет, не констатация «как оно есть» , - но и не поток ассоциаций. Это поток жизни, как она есть, - водопад жизни – есть и есть.

И, пока есть жизнь - ничто не пройдёт в этом потоке, ничто не пропадёт и не прейдёт – ни смерть, ни любовь, ни сентябрь, ни жалость. Хочешь – люби, хочешь – жалей, хочешь – живи. Не хочешь – не надо, всё равно ничто не исчезнет, единожды возникнув мире и в поэтической системе координат ( как никуда не исчезнуть незадачливой Кончите из стихотворения-сценки «В  борделе на Невском»: сжимая бедняжку до образа и одевая семантической оболочкой, поэт превращает дамочку в своеобразный поэтический вирус, и, пока жива поэзия, будет ждать в ее космосе своих новых воплощений скрытая под кристаллической оболочкой смыслов Кончита…)

В поэтическом мире Николая Мурашова ничто, единожды возникшее, не проходит, а зажжено где-то в сердце – и отражено огнём в галактике. Навсегда.

Мурашовские (докингские?) стихи - не современная поэзия, а – поэзия современности. И это уже по определению непреходяще.

Своеобразным антагонистом лирику docking the mad dog`у  представляется мне поэт, в чьей системе образов заявлено обратное – соломоново  « и это пройдёт» ко всему.



Ссылки на произведения:

«Врачебное, видимо, злое»: http://www.stihi.ru/2010/11/04/7991
http://www.stihi.ru/2010/11/04/7991
  «Что тебе до неё?» - http://www.stihi.ru/2011/12/16/4633   
«В борделе на Невском» -  http://www.stihi.ru/2009/09/25/117    
«Сентябрь вкрадчив, тихий асссасин» - http://www.stihi.ru/2011/09/10/6140               
"И курит на лестнице..."(проза) - http://www.stihi.ru/2010/10/22/6872


Продолжение следует


Рецензии
Интересный анализ. А Мурашов читал?

Жанна Кусмеш   01.03.2013 00:56     Заявить о нарушении
Жанна, честно - не помню. Давно это было, в октябре. Я всегда посылаю ссылки тем, про кого пишу. А что они отвечают - мне, честно, все равно. (Если только не ругаются))) - тогда могу что-то исправить или удалить вовсе). Так что и он должен был ответить что-то типа "спасибо, хотя мне по фиг..." Не помню, ответил ли.
Ведь главное - само произведение, отражение. Оно не зависит больше ни от автора статьи, ни от объекта критики (поэта). Оно есть - и зависит только от воли и восприятия читателей. Что-то здесь часть этого произведения, на Стихи.ру оно полнее - там ещё про двух поэтов продолжение. Здесь, видимо, хотела частями публиковать)))

Наталья Мартишина   02.03.2013 23:41   Заявить о нарушении
Да, и ссылки проверила - заработали, а то не работали! Спасибо, Жанна!

Наталья Мартишина   02.03.2013 23:45   Заявить о нарушении