Живое слово современной поэзии
Проект выступления, которое в пятницу.
Буду рада замечаниям.
О чём пишут авторы сайта «Стихи. Ру»? Этот сайт представляется наиболее репрезентативным для изучения современной поэзии.
А пишут они обо всём на свете.
На сайте почти полмиллиона зарегистрированных авторов, а сколько сердец, столько и миров поэтических.
И самой рациональной систематизацией будет отбор по принципу: «Мне нравится, мне интересно». И философское обоснование у такого отбора есть: известно же, что в искусстве важно – не «что», и не «о чём», и не «как». В искусстве важно – «кто», - говорил Андрей Тарковский.
Правда, подобные отборы уже ведутся – некоторые продвинутые авторы сайта составляют каталоги интересных авторов и стихов. Первый шаг к «поэтическому коллекционированию» автоматически задан на каждой страничке: это список «избранных». Но пользуются этой возможностью авторы по-разному: кто помещает в список своих друзей и просто симпатяг, кто пользуется как записной книжкой – «сегодня не дочитал – дочитаю завтра», кто использует список в рейтинговых играх, а кто этому виртуальному носителю информации не находит никакого практического применения.
Наверное, одним из первых на сайте свой список ссылок на «перспективных» авторов стал составлять петербургский поэт и врач Николай Мурашов (сетевой ник docking the mad dog ) Его принцип «личного отбора» не только представляется продуманным и завершённым, но и воплотился в систему публикации электронных поэтических книг. Мы не удивимся, если вскоре появится электронное издательство «Докинг», «Допинг» или «Дукат» - впрочем, как ни назови, оно уже появилось.
Вот с имени docking the mad dog`а мы и начнем разговор о современной сетевой поэзии России, и понятно, что разговор этот будет слишком обзорен и слишком неполон – обзорен в силу избытка материала, а неполон в силу предвзятости рецензента. Мне действительно хочется назвать те имена, которые привлекают моё внимание на протяжении года в пространстве нескольких десятков тысяч авторов, замеченных мной.
Итак, автор docking the mad dog , я прочту три произведения
(здесь вместо чтения дам ссылки)
1. «Врачебное, видимо, злое»:
И где вы все?
Все, кто бросает мне
обвинение в бездушии и "пустоте в душе"!?
Это – не пустота, это П Р О П А С Т Ь !
Мосты разрушены
каким-то французским лётчиком, сорвавшимся на вираже...
2.«Что тебе до нее?»:
« Как-то всё мелочно,
как-то всё – побоку.
Отлюбил девочку, улетел облаком...»
3 «Сентябрь вкрадчив, тихий ассасин»
«Сентябрь вкрадчив, тихий ассасин
на шею мне накидывал гаротту
и снова промахнулся…»
Всего три произведения из четырехсот на странице. Но читатель улавливает: стихи остросоциальны, хотя автор пишет только о себе, и мог бы сам себе сказать о социуме, как о бывшей девушке: « Что тебе до него?»
В стихах Николая Мурашова переплетены, как в жизни, жестокость и нежность; как в жизни, лёд и пламя имеют общий химический состав – будто вещая тримифунтская плинфа в руках Святого Спиридона, раскрывает свои контрасты мощная душа поэта.
Не случайно Мурашов пишет потрясающую прозу. Откройте рассказ «И курит на лестнице» - почувствуйте авторский стиль. Чувствуете – нет стиля, нет жанра – не разговор и не рассказ, не памфлет, не констатация «как оно есть» , - но и не поток ассоциаций. Это поток жизни, как она есть, - водопад жизни – есть и есть.
И, пока есть жизнь - ничто не пройдёт в этом потоке, ничто не пропадёт и не прейдёт – ни смерть, ни любовь, ни сентябрь, ни жалость. Хочешь – люби, хочешь – жалей, хочешь – живи. Не хочешь – не надо, всё равно ничто не исчезнет, единожды возникнув мире и в поэтической системе координат ( как никуда не исчезнуть незадачливой Кончите из стихотворения-сценки «В борделе на Невском»: сжимая бедняжку до образа и одевая семантической оболочкой, поэт превращает дамочку в своеобразный поэтический вирус, и, пока жива поэзия, будет ждать в ее космосе своих новых воплощений скрытая под кристаллической оболочкой смыслов Кончита…)
В поэтическом мире Николая Мурашова ничто, единожды возникшее, не проходит, а зажжено где-то в сердце – и отражено огнём в галактике. Навсегда.
Мурашовские (докингские?) стихи - не современная поэзия, а – поэзия современности. И это уже по определению непреходяще.
Своеобразным антагонистом лирику docking the mad dog`у представляется мне поэт, в чьей системе образов заявлено обратное – соломоново « и это пройдёт» ко всему.
Ссылки на произведения:
«Врачебное, видимо, злое»: http://www.stihi.ru/2010/11/04/7991
http://www.stihi.ru/2010/11/04/7991
«Что тебе до неё?» - http://www.stihi.ru/2011/12/16/4633
«В борделе на Невском» - http://www.stihi.ru/2009/09/25/117
«Сентябрь вкрадчив, тихий асссасин» - http://www.stihi.ru/2011/09/10/6140
"И курит на лестнице..."(проза) - http://www.stihi.ru/2010/10/22/6872
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №212101001201
Ведь главное - само произведение, отражение. Оно не зависит больше ни от автора статьи, ни от объекта критики (поэта). Оно есть - и зависит только от воли и восприятия читателей. Что-то здесь часть этого произведения, на Стихи.ру оно полнее - там ещё про двух поэтов продолжение. Здесь, видимо, хотела частями публиковать)))
Наталья Мартишина 02.03.2013 23:41 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 02.03.2013 23:45 Заявить о нарушении