Даже не животное...

Даже не животное.
                Рассказ.
Общезаводское собрание бурлило то утихая, то вновь разгораясь с новой, все более яростной, силой. Выкрики с мест, постоянно перебивали выступающих, нередко не давая очередному оратору полностью изложить свою точку зрения на возникшую не в момент очень сложную ситуацию на предприятии.
А началось все с того, что на предприятии начали задерживать и без того небольшую зарплату. Сначала придержали на неделю, потом на месяц, затем на три, и после последней выплаты не выдавали почти полгода. При каждой задержке руководство предприятия клятвенно обещало вернуть все сполна, даже с небольшой компенсацией, и обязательно к следующему сроку ее выплаты.
Невыполняемые обещания и постоянные, участившиеся в последнее время, сокращения рабочих мест, поначалу вызвали ропот, затем справедливое недовольство рабочих. В ответ на невыполненные обещания последовали отказы от выполнения своих обязанностей в некоторых цехах и, наконец, взрыв.
Это произошло спонтанно, и последней каплей оказался неблаговидный поступок председателя профкома предприятия, которая, вот уже несколько лет им была женщина, пришла на один из участков уговорить смену приступить к работе. Поначалу ей это удавалось, но после телефонного звонка и разговора со звонившим абонентом, который произошел в присутствии рабочих, последовал всплеск эмоций, приведший к общезаводской забастовке.
А сказала лидер профсоюза завода следующее:
-Да…. Да да, приступают!... Я же обещала!... – И добавила то, что явилось этой самой каплей, взбесившей и без того озлобленный рабочий класс. – Вы что, не доверяете мне?!..  Я же сказала, никуда они не денутся, будут работать…
-Ах, так! – Вскочил с места один их работников, гневно сверкая карими глазами и прерывая ее беседу по телефону. – Значит, мы никуда не денемся?!.. Плохо ты, дорогуша, нас знаешь…
-А ну сядь на место! – Потребовала,  пытаясь взять ситуацию в свои руки, председатель. – И делай то, что тебе говорят!
-Это ты кому?! - Подскочил к ней разозленный рабочий. – Мне что ли?!.. А не многовато ли на себя взвалила! – И повернулся к коллегам. – Ребята! И мы на таких вот будем за дарма вкалывать?! А может плюнуть на них, а?! Не пора ли нам самим свое отстаивать?! А эта… - Он указал рукой на опешившую от такой наглости лидера профсоюза. – Эта нам не помощник. Она только взносы собирать умеет, а сама не на нашей стороне, потому что сидит у кормушки.
-Да как ты смеешь?...
-Смею! – Оборвал ее рабочий. – Потому что я работаю, потому что я зарабатываю. Потому что без меня ты никто -  обыкновенная нахлебница. Так что можешь проваливать отсюда, мы в твоих услугах больше не нуждаемся.
Председатель, не находя слов для ответа, попятилась. Ситуация полностью вышла из-под контроля и она не знала что теперь предпринять.
-Что уставилась?! – Рявкнул на нее кто-то из сидевших за столом. – Вали отсюда и поскорее.
-Ну, ребятки, - умоляюще начала председатель, - ну так же нельзя…
-А как можно?! Вы, как председатель профсоюза, должны ратовать за нас, а ты… Что ты сделала для того, чтоб нам нормально работалось?! Может путевку кому выдала?!... Ах даааа, по путевкам же заводоуправление катается, денег у них мало на свои съездить, да и вредность производства на них сильнее сказывается, чем на нас….А может быть ты добилась, чтоб нам молоко вернули, которое отняли, посчитав вредность несущественной?!... Что, правда глазки колет?!
-Коль, что ты предлагаешь? – Прервал оратора еще один из рабочих.
-Я предлагаю забастовку!
-Да ты что, шутишь что ли? – Испуганно встряла в их разговор председатель.
-Галина Викторовна, - с усмешкой глянул на нее Николай, – шутки кончились, когда нам перестали платить зарплату. Вы помните, что обещали нам  пару недель назад?..
-Помню. Но это не в моих…
-Ах не в ваших…. Тогда зачем Вы тут вообще нужны?! Много обещаете, госпожа профсоюзный лидер, но толку от Ваших обещаний нет! Пустой треп. Следовательно, и вы, и директор, и все остальное начальство нам врет. Причем очень даже не шутя! Лично я, от ваших шуточек, с голоду подыхать не намерен. Вот так-то… Можете доложить своему хозяину, что если завтра зарплата не будет выплачена, то послезавтра начнется забастовка.
- У вас ничего не получится.
- Еще как получится, можете не сомневаться.
Председатель судорожно набрала номер в телефоне и долго кому-то что-то объясняла.


Через два дня цеха остановились. Рабочий класс оказался на редкость солидарным и, услышав призыв, дружно прекратил работу.
Была прекращена  отгрузка продукции и перекрыт въезд и выезд транспорта на предприятие, что вызвало недовольство заводоуправления.
В цеха поспешил директорат.
Рабочим попытались внушить, что прекращать работу нельзя, что положение предприятия очень сложное и что это чревато возбуждением уголовного ли даже нескольких уголовных дел . Приводились цифры, графики, зачитывались договоры с заказчиками и суммы, которые должен на этом выручить завод. Суммы долгов от заказчиков и долг предприятия перед поставщиками, который почему-то был намного больше.
В ответ руководство слышало упрямое:
«Сначала деньги – потом работа».
Никто не хотел уступать.
На четвертый день руководство соизволило явиться к зачинщикам забастовки.
 В красном уголке цеха было не протолкнуться. Люди ждали решения проблемы, но руководство начало с угроз.
 Первым делом пообещали уволить наглецов, потом подать на них в суд, но после того, как основная масса людей заступилась за организаторов и пообещала ответить теми же мерами, предложили начать конструктивный разговор. А говорить было о чем.
-Чего вы добиваетесь? – Обратился к Николаю технических директор завода.
-А Вы будто не знаете? – Язвительно вопросом на вопрос спросил рабочий.
-Я хочу привести вам некоторые цифры, чтобы прояснить ситуацию на предприятии. – Начал было представитель администрации.
-Не надо. – перебил его Николай. – Голову забивать будете кому-нибудь другому. Нас интересует наша зарплата плюс процент, который должен быть выплачем в связи с задержками.
-Не многовато ли?
-Нет. Не многовато. Более того, мы требуем повысить зарплату на 20 процентов.
-А вот это уже наглость. – Попытался повысить голос директор.
-Разве? – Удивился Николай. – А мы считаем, что для нормального существования требовалось бы повысить ее процентов на сто. Так что извините, это еще мало.
В зале, поддерживая смелые требования коллеги, зашумели.
-Тихо! – Поднялся с места начальник отдела кадров. – Вы хоть немножко уважайте присутствующих, перед вами как-никак руководители предприятия.
На эти слова зал отреагировал странным, непонятным хохотом. А из глубины, перекрывая шум, донеслось:
-Вы руководители?! Да вы обыкновенное ворье!..
И тут зал прорвало. Крик стоял неимоверный. На растерявшееся руководство со всех сторон сыпались оскорбления, обвинения, требования, угрозы.
Технический директор, понимая сложность ситуации, подозвал Николая и что-то ему сказал.
Рабочий выслушал, кивнул и, подняв руку, начал успокаивать расшумевшихся коллег.
-Ребята! Давайте не станем никого оскорблять. Пусть начальство видит нас адекватными людьми…
-Пусть как мы без денег посидят! – Выкрикнул кто-то из зала. – А то себе они зарплату начислить не забывают!
Вновь поднялся неимоверный шум и Николай с большим трудом успокоил разбушевавшихся.
-Мне это неизвестно, и предполагать или строить догадки я не хочу. У меня есть предложение. – Он выдержал паузу. – Раз нас не хотят понимать по хорошему, я предлагаю завтра устроить пикет возле заводоуправления и пригласить телевидение.
-Да вы что?! – Вскочил с места кадровик. – С ума тут посходили?!
-Вы против? – Обернулся к нему Николай.
-Против.
-Тогда выплатите людям деньги и вопрос будет решен без проблем.
-В заводе нет денег! Вы понимаете….
-Мы все понимаем. – Перебил его Николай. – А вот нас никто понять не хочет. Так что не обессудьте.
-Да вы понимаете, что это такое? – Продолжил возмущаться кадровик. – Телевидение – это же на всю страну!
-Понимаем. – Кивнул в ответ Николай. – Вот пусть страна и посмотрит на людей, которые не хотят платить зарплату. Может к вам меры какие примут.  Или у вас есть другие предложения?.. -  Выдержав паузу,  обратился к рабочим, которые внимательно слушали диалог. – Есть такие, чтоб могли нарисовать плакаты?!
-Есть! – Отозвалось сразу несколько голосов.
-Отлично. Попрошу остаться…  Остальные свободны.
-Ты прямо, как директор. – Ухмыльнулся в его сторону, пробиравшийся к выходу один из коллег,  и уважительно хлопнул по плечу. – Молодца.
-Иди, иди. – Ответил Николай. – И не забудь завтра в семь к управлению.
-Что происходит? -  Растерянно спросил один из директоров, увидев, как рабочие начали покидать зал. – Куда они?
-Как куда? Кто на рабочие места, а кто-то домой. Завтра будет тяжелый день. Всего хорошего.
Впервые директорат сидел в одиночестве.
-Что будем делать? – Повернулся к кадровику техник.
-Откуда мне знать. Я фондами не заведую. По моему мнению, следовало бы начать выплаты, и желательно прямо сейчас. Мужички решительно настроены, как бы в какую лажу не вляпаться.
-И как ты это предлагаешь сделать? На счетах денег совсем мало, на всех может не хватить.
-Есть такое волшебное слово – кредит. Выплатим, ну а потом потихоньку погасим. Главное начать, чтоб быдло успокоилось…
-С этим вопросом к главному. Как он говорил: «Потерпят, ничего с ними не случится». Сам затеял смуту, сам пусть и голову ломает. А я его, между прочим, предупреждал.



Утром пикет рабочих не пустил в заводоуправление директорат. На возмущенное: «Я иду на рабочее место!», был получен резонный ответ: «А что вам там делать, если завод стоит?»
Директорат попробовал прорваться еще и еще, но рабочие стояли стеной. Присутствие телевидения не позволило устроить свалку или драку и руководство предприятия предложило через час собраться в заводском клубе, чтобы выработать решение по поводу вывода завода из создавшейся ситуации.
Зал трещал от огромного количества набившихся в него людей. На сцене, за наскоро установленными столами, расположились руководители предприятия, но разговор не начинался – ждали генерального, который пока еще не участвовал ни в одном из собраний, направляя для разбирательства в цеха своих заместителей или директоров более низкого ранга.
Шум то стихал, то вновь нарастал. Толпа волновалась перед предстоящим разговором, и это волнение волнами катилось по залу
Наряды милиции, направленные районным МВД для поддержания порядка, молча взирали на происходящее. Они прекрасно понимали рабочий класс, который, не обращая внимания на их присутствие, занимался своим делом. На подмогу милиции подошел автобус с спецназом, бойцы которого  вышли из него и отдельной группой стояли чуть в стороне.
-Совсем нас за бандитов считают. – Кивнул в их сторону кто-то из собравшихся.
-Знает кошка, чье мясо съела. – Усмехнулись ему в ответ. – Боится нас власть.
-А чего нас бояться? Мы свое требуем, чужого нам не надо.
-А ты это им скажи, а не мне. Они так не считают. Они считают, что ты ихнее, кровно наворованное, отобрать хочешь.
Разразившийся смех несколько разрядил напряженную обстановку.
Приехал генеральный. Нетвердой походкой он внес свое тучное тело на сцену и всем стало понятно, что он мягко говоря, навеселе.
Толпа возмущенно загудела:
-Даже трезвым придти к людям не удосужился, хамло жирномордое! – Гневно выкрикнули из зала. Но начинавшийся ропот прервал технический директор.
 Он подошел к микрофону, попросил не начинать склоки и начал:
-Мы знаем и понимаем, что ваше положение не в лучших, но я еще раз хочу сказать вам, что на заводе тяжелейшее финансовое положение и я предлагаю потерпеть… Зарплата будет и обязательно будет выплачена в полном объеме.
-А может быть вы потерпите?! А еще лучше свои на зарплату нам отдадите?! – Выкрикнули из зала. – У вас денег много, а у нас нет.
-Я попрошу потише! – Выкрикнул техник, на возникший в зале шум. - Сказать мне вам больше нечего. Если кого не устраивает такое положение, то эти люди могут подавать заявление на расчет.
-Так вы и рассчитывайтесь! Найдутся другие, которые будут платить! - Снова донеслось из зала. – Или слабо от кормушки оторваться?!
-Это кто сказал? – Обвел взглядом зал технический директор.
-Я! – Поднял в толпе руку кто-то из рабочий. – Что не нравится?!.. А мне, значит, должно нравиться в долги влезать, чтобы детей накормить?!.. Ты то уж точно не бедствуешь. Я слышал, что недавно тут у нас кто-то в Испанию летал…
-Не тебе мои деньги считать! – Повысил голос техник.
-А я твои не считаю, я свои считаю! И мне почему-то кажется, что ты на нашу зарплату летал!
-Тихо! Успокоились! – Вышел к микрофону Николай. – Давайте прекратим перепалку и решим, что будем делать дальше. – Он повернулся к столу президиума. – Вы знаете наши условия, они изложены в письменном виде и сегодня мы должны получить ответ. Если он будет отрицательным, то мы продолжим забастовку.
За столом произошло некоторое движение, и к микрофону направился генеральный.
-Значит так! – Начал он неуверенной речью. – Я звонил хозяину в Питер. Он сказал, что ваши требования незаконны, следовательно, прибавки не будет, а зарплата за предыдущее время будет выплачена через месяц. Кому что непонятно?
-Мне. – Подал голос Николай.
- А с тобой я вообще разговаривать не буду. Ты уволен.
-Чего?! – Не сразу понял рабочий. – Уволен?! Это за что?! Я работу свою выполняю как положено. И всегда трезвый…
Намек попал в цель, и директор, чтоб не усложнять ситуацию, промолчал.
-Ну а насчет того, что разговаривать со мной не будете, то ошибочка получается - придется. Ответьте нам; почему это наши требования незаконны? И покажите нам закон, который это подтверждает!
- Я тебе больше ничего говорить не стану. Не твоего это ума дело.
-Да неужели? А я вот думал, что моего и их. – Николай обвел зал рукой. – Люди хотят знать, где заработанные ими деньги?
-Деньги были пущены на модернизацию завода.
Николай обратился к залу:
-В каком цеху поставлено новое оборудование? Кто скажет?
После недолгой паузы отозвался один голос:
-Ни в каком!
-Вы нас в очередной раз пытаетесь обмануть. – Обратился Николай к генеральному.
-Скоро будут ставить. – Ворочал пьяным языком директор.
-Не будем отступать от главного вопроса: как быть с зарплатой?
-А никак! Понял?! Я все сказал.
-Можно я спрошу? - К микрофону прорвалась женщина и звонким голосом начала излагать свои денежные и семейные проблемы. - Вот ответьте мне, как я могу прокормить семью? У меня четверо детей, муж тоже работает на заводе и тоже не получает, как и я! Как быть?!..
-Я же сказал, что все через месяц!
-А этот месяц как быть? Чем детей кормить?
-А кто тебя просил столько их рожать… - С язвительным сарказмом в голосе изрек генеральный. – Тогда и проблемы такой не было бы.
В зале мгновенно наступила тишина и, в этой громовой тишине, послышался чей-то возмущенный возглас:
-Да он же не человек! Он даже не животное! Он мразь!..


                06. 09. 2012


Рецензии