Леонид Куравлёв

Грани и кадры

Он, говорят, скромен, не тусовщик. Одна из причин, отчего сиятельные самозванцы-титулораздаванцы не производят его в «короли кинокомедии». А это ведь, по крайней мере, эпоха советской киносатиры. Начиная с начала 1960-х «живет такой парень» Афоня, он же Колокольников, он же Милославский, он же Балаганов, он же Робинзон Крузо, он же, он же, он же… Без обязательной добавки «лучший» Балаганов и иже… потому что – излишне, других не бывает, хотя сыграно как с чистого листа, без концептуального напряга, брутального эпатажа, авангардистских изысков… А просто – Просто. Еще один, как сказал бы Паниковский, «человек из раньшего времени, теперь таких нет». Оттого его почти и не видно.
Ну что это такое? И что с этим поделать? Если жулик, то простоватый, но самый искренний, самый обаятельный – обаятельнее прожженно-хитроумного Остапа (опять же Балаганов* в «Золотом теленке» и Милославский в «Иване Васильевчие…» или Копченый в «Месте встречи…»). Если полицейский, то до занудства надежный и упорный инспектор Гранден («Ищите женщин»). Если «мент»,  то справедливый и чертовски моложавый, наперекор паспортному возрасту (Лютиков – «Сыщики», Ершов - «Менты. Улицы разбитых фонарей»). Если «фашист», то опять же самый честный, порядочный, беззлобный, короче, человечный, - как одноглазый Айсман из «17 мгновений весны».

Если уж берется* Леонид Вячеславович за Ильфа/Петрова, то, повторимся, аналога Балаганову лучше не искать. Если за Гоголя, другого Хому Брута («Вий») не воспримут, как не пыжься. Если за Зощенко, - то иного жениха Завитушкина «Не может быть»! Даже у  куравлевских прохиндеев есть спасительная светлая сторона, «солнечная изнанка», суть которой – доброта («Афоня», «Ты мне, я тебе»).

Талантливый, наивный, честный простак с прочным стерженьком – еще одна (а, может, и всегдашняя) ипостась, очень точно угаданный национальный тип русского чудика – то ли городского экс-крестьянина, то ли деревенского интеллигента - философа, мастера,  самородка, творческого радостника: «Живет такой парень», «Без свидетелей», «Ваш сын и брат», «Начало», «Живите в радости», «Шла собака по роялю», «Мы, нижеподписавшиеся», «Опасно для жизни»…
 
Такова сила таланта, обаяния, но не приделанной маски. Это все просто КУРАВЛЕВ. Кто не видел, не знает, тот не поймет. А знающему достаточно и одного этого слова – Куравлев!

Сколько бы ему не было, он остается забавным и задорным… Ведь Робинзон не стареет на своем острове никогда. Афоню от морщин спасает улыбка, а Колокольникова – обыкновенный, простой, на его вкус, поступок, который на деле – Подвиг повседневности (он же полет над повседневностью), имя коей – Жизнь.

Живет такой парень. Живет!!!


Факты биографии

Родился 8 октября 1936 года. В раннем детстве потерял отца, а в 1941 году его мать по ложному обвинению выслали на Север, где они прожили несколько трудных лет. До учёбы в институте работал в московской артели "Оптик".
В 1960 году окончил актёрское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии, мастерская Бориса Бибикова. В кино дебютировал ещё студентом — получил роль матроса Камушкина в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин». Тогда же сыграл в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают».
В 1960-1992 годах — актёр Театра-студии киноактёра.

Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1977).
Специальный приз "За творческий вклад в российский кинематограф" — 1999 год, КФ "Виват кино России!" в Санкт-Петербурге.
В 2006 году удостоен Высшей Российской Общественной награды - ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».

Среди лучших ролей: Лёнька («Когда деревья были большими» 1961), прораб Корнеев («Время, вперед!» 1965), Сердюк («Гори, Гори, моя звезда» 1969), Сорокин («Неподсуден» 1969), Мурашев («2 дня чудес» 1970), старый солдат («12 месяцев» 1972), Робинзон («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» 1972), Игрек («Эта веселая планета» 1973), дядя Тимура («Тимур и его команда» 1976), Денис Григорьев («Смешные люди» 1977), Прохоров и Лепорелло («Маленькие трагедии» 1979), Вовик («Берегите мужчин» 1982), князь Меншиков («Демидовы» 1983), дядя Аркадий («Витя Глушаков – вождь апачей» 1983), Иван Шпонька («Миргород и его обитатели» 1983), Самсонов («Мы из джаза» 1984), Ларсен («Медный ангел» 1984), Зотов («ТАСС уполномочен заявить» 1984), Дятлов («Самая обаятельная и привлекательная» 1985), Александр I («Левша» 1986), Амфибрахий («НА златом крыльце сидели» 1986), Романов («Раз на раз не приходится» 1987), Кузькин (т/с «Энергичные люди» 1988), Сошкин (т/с «Трое на красном ковре» 1988), боевой инструктор мамлюков Аноним («Бейбарс» и «Султан Бейбарс» 1989), Хлебников («Вход в лабиринт» 1989), Собакин («Гангстеры в океане» 1991), президент Горбачев («На Дерибасовской хорошая погода…» 1992), Никанор Босой («Мастер и Маргарита» 1994), Муромский («Барышня-крестьянка» 1995) и мн. др.


* Постировалось на сайте «Кино-Театр.ру» дважды, через большое время, отсюда повторы.

Кадр из кинокомедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" (1974)


Рецензии
Фильмы - почти все смотрел! Замечательный Актер! Пол

Пол Унольв   11.10.2012 16:57     Заявить о нарушении
Я вчера на ночь "Афоню" поставил, нынче досмотрю...

Владимир Плотников-Самарский   11.10.2012 16:58   Заявить о нарушении