Письмо 71. Апостолами двигала любовь к братьям
Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!
У меня накопились некоторые духовные вопросы, с которыми и спешу обратиться к Вам. Постараюсь их хоть чуть-чуть систематизировать.
1. В августе у меня всегда депрессия. Начинаю особенно остро чувствовать свои недостатки, грехи. В голове постоянно выстраиваются логические цепочки, которые начинаются от какого-нибудь ложного помыла.
В связи с этим вопрос: а каковы, вообще, полномочия, так сказать, человека, в этой борьбе и каковы полномочия Господа? То есть, вот я прошу Бога: будь со мной, исправь меня. А через минуту в каких-то недостатках не могу пересилить себя.
Прочитал у Ап. Иакова, что человек с двоящимися мыслями пусть и не думает получить чего-то от Господа. Это он о крепости веры пишет. А я вот чувствую, что веры мне не достаёт. Молю, чтобы Бог избавил меня от уныния и депрессии и внутренне сомневаюсь, что Бог меня избавит от этого. Есть какое-то внутреннее ощущение (простите, но озвучу его): что Бог специально меня будет мучить, пока я не исправлюсь. А где грань всего этого? Я и так уже сотни раз в молитвах признавался, что не могу избавить себя сам от всего этого, уповал на Бога.... Знаю из посланий Апостолов, что не Бог мучает, а сам человек себя мучает.
Знаю, что Вам знакомы эти скорби. Помню, что Вы советовали не обращать внимание на уныние и помыслы, как бы пересиливать их. Но не всегда получается. Точнее, получается совсем редко. Что может человек в такой борьбе?
2. Читал Апостольские послания и Петра Иванова. Наткнулся в "Тайнах святых" на такой момент: в 21 главе "Деяний Апостолов" ап. Павел приходит в Иерусалим, где его встречает св. Иаков и пресвитеры. Павлу советуют понести издержки за четырёх иудеев, провести дни очищения. И он, вопреки собственным убеждениям, слушается их. Петр Иванов пишет, что это было для того, чтобы "обнаружить сынов противления", что даже братия не поверили, что апостолом говорил Дух Святой.
В связи с этим вопрос - выходит, что ап. Павел - единственный "правильный" апостол? Он был послан к язычникам и те приняли Святого Духа. Петр и Иаков, узнав об этом, посоветовались и сказали, чтобы язычники не обрезывались, а удерживались от удавленины и блуда. А чуть позднее Иаков с пресвитерами буквально заставляют Павла исполнить обряд по закону Моисея, который ничего не значит после пришествия Христа. Как так может быть - ведь все апостолы получили всесокрушающую полноту Святого Духа, пожалуй, никто столько не получил, как они позднее. Или речь в эпизоде с приходом Павла в Иерусалим и исполнением обрядов очищения идёт вовсе не об ап. Иакове, а о ком-то другом, тёзке?
Признаться, засомневавшись в этом, я стал вообще сомневаться в том, что пишут другие апостолы. Перечитал послание Иакова - очень мудро и добро написано, Духом Святым. Так почему же Дух Святой не подсказал Апостолу, что он неправильно поступает с Павлом? Наверное, я чего-то не понимаю.
С уважением и любовью во Христе,
Саша
20 августа 2010 года
Дорогой Саша, здравствуй!
Высылаю тебе ссылку на один интересный ролик. Возможно ты получишь ответы на многие вопросы относительно самого себя.
http://www.youtube.com/watch?v=EJK9ErD9KYY&feature=related
Относительно ап.Павла и ап.Иакова. Петр ИвАнов подробно объясняет, что причиной такого поведения ап.Павла является его любовь к братьям. То же, думаю, по отношению к ап.Иакову, им также двигала любовь к еще неопытным уверовавшим братьям из иудеев. Однако ап.Павел и ап.Иаков поняли друг друга. Наверняка молились вместе, испрашивая у Господа разрешения сложившися двузначной ситуации. А т.к. обоими двигала любовь, то Господь тотчас и помог: обстоятельства сложились так, что не согрешил ни ап.Павел (поступая против того, чему сам учил других), ни ап.Иаков (предложивший такой "дипломатический" ход ап.Павлу). Так Дух Святой через этот эпизод научил сразу всех ( и нас в том числе), что люди сами по себе (кем бы они ни были) бессильны сделать нечто доброе, но действует Бог Своею благодатью, побуждаемый любовью их.
Господь наш Иисус Христос Самим Собою учит нас всех, посылаемое нам обстоятельствами принимать, как от руки Отца Небесного.
Привет Юлии и деткам Алисе и Оленьке.
С любовью о Господе,
НПК.
В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/11/1215
Свидетельство о публикации №212101101190
Хочу поделиться с Вами ответом Бездетко Е.В. (курс лекций Агиографии) на Ваш 2-ой вопрос о том, почему ап. Павел пришел в Иерусалим и ап. Иаков и ап. Петр попросили его понести издержки за четырёх иудеев, провести дни очищения. Вопрос не так прост, как его рассматривает Иванов П.К. в "Тайнах Святых" и уважаемый Николай Павлович. Есть еще некоторые вводные.
Дело в том, что ап. Иаков был младшим сыном Иосифа обручника (на иконе "Бегство в Египет" можно его увидеть), по духу ревностно любил Бога в понятии ветхозаветном (как фарисей, но без превозношения). Очень любил Иисуса, так как Он практически вырос у Иакова на руках. Ему было очень тяжело принять учение своего сводного брата Иисуса (Сына Бога Живаго), но в итоге он Его принял (хоть фарисейская закваска еще терзала его душу). Вот откуда идет просьба - "понести издержки за четырёх иудеев, провести дни очищения" (думаю Вы знаете смысл этого обряда). Но и ап. Павел тоже был фарисеем Савлом, поэтому на указание ему Духом Сятым проповедовать язычникам, постоянно рвется вернуться в Иерусалим и проповедовать евреям (ведь душа чувствует, что сородичи погибают). Ап. Павла многие Духом Святым предупреждают, что ему не нужно идти в Иерусалим, ибо на то нет воли Духа Святаго, но он упорно рвется. За это страдает, как описывает Иванов П.К., ибо евреи уже "глухи и слепы".
Братия поверила ап. Павлу, но он пошел против воли Духа Святаго (вернулся в Иерусалим), а у них самих еще остался "ветхозаветный" опыт в сознании. Вот и получилась ситуация, когда ап. Павел был научен Духом Святым, что если идет против воли Духа, то будет страдать. Ап. Павел это сразу понял, но продолжил такое служение, ибо страдание понес за проповедование Иисуса Христа (подвиг мученичества). Получился так называемый парадокс - нарушил волю Бога, с желанием исполнить заповедь и пострадать за Бога. Бог эту жертву принял, ибо она свершалась из-за милости к иудейскому народу (который был слеп, хоть жертва ради народа получилась бессмысленной).
Для нас урок...
С уважением,
Дмитрий
Дмитрий Брехов 04.01.2013 13:45 Заявить о нарушении
Я всё-таки склоняюсь к версии Николая Павловича. Люди, имеющие полноту Духа Святого, не могли грешить и уж тем более нарушать волю Божью. Думаю, всё же, ап. Иаков и ап. Павел действовали из любви и сострадания к братьям из иудеев. Помните: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти хоть некоторых". Да и многочисленные предсказания ап. Павлу о том, чтобы он не ходил в Иерусалим - это всё лишь для того, чтобы и мы с Вами знали, что ему это было известно заранее. Но он всё же шёл на заведомую смерть, потому что на этот путь в Иерусалим было несомненное влечение Духа Святого. Апостолы чётко слышали Его глас - помните, как Дух не допустил их проповедовать в Асии, кажется. К тому же не стоит забывать, что многие из посланий апостола Павла были написаны именно в заточении. Кто знает, хватило ли времени у деятельного апостола их записать в обыденной жизни? Так что, как мне кажется апостол шел по влечению Духа Святого, а предсказания о его грядущем заточении нужны были, скорее всего, для окружающих, а не для самого ап. Павла.
С уважением,
Александр Сорокин Российский 09.01.2013 12:48 Заявить о нарушении
Прошу прощения за продолжение разговора по данному вопросу. Не спора ради, а Истины для.
Адам имел полноту Духа Святаго, однако согрешил и нарушил волю Божью. За это первородное повреждение имеет все человечество (но Бог это допустил, ради нашего же спасения). Многие пророки не всегда соглашались с волей Божьей, тому яркий пример Иона проглоченный китом. Даже ап. Петр (уже имеющий полноту Духа Святаго), был обличаем ап. Павлом за то, что отступил от воли Духа Святаго, навязывая язычникам обрезание. Все дело в том, что Бог не насилует нашу свободу выбора, а допускает некоторые вещи (не все, если не будет воли Духа Святаго, то ослица остановится и заговорит по человечески) ради нашего спасения. А мы немощны, боимся, не хотим сразу, исполнять волю Бога. Ап. Павел был не исключение "15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... 19.Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю."(посл. к рим. ап. Павла).
Дух Святой не может говорить одно, а желать другого. Даже ради нашего понимания. Ибо если Царство будет раздваиваться само в себе, то оно не устоит (слова Господа на обличении Его, за исцеление силой духа сатаны). Бог допустил ап. Павлу пойти в Иерусалим ради исцеления самого ап. Павла, через страдания и смерть, а так же ради нашего назидания и т.д.
Поэтому ап. Павел никак не мог идти в Иерусалим по воле Духа Святаго, а уж тем более из-за того, чтобы написать некоторые послания в заточении, ввиду отсутствия времени. Простите, но это Ваши домыслы.
Простите меня за очередной воинствующий дух данного письма. Пишу ради того, чтобы разобраться самому, с Вашей помощью!
Благодарю за искренние ответы!
С уважением,
Дмитрий
Дмитрий Брехов 10.01.2013 10:06 Заявить о нарушении
Мне кажется, тут стоит упомянуть о градациях схождения Духа Святого. Есть полнота Святого Духа - когда человек становится источником Света, а есть благодать Святого Духа, когда человек, как Луна, лишь отражает свет Солнца. Думаю, Адам имел лишь благодать Святого Духа, ибо "Имеющий Духа грешить не может". Но я могу ошибаться насчёт Адама, ибо я пока ещё теоретик, а не практик:) Есть такая фраза: "О счастливая вина, заслужившая такого Искупителя". Думаю, что Бог недаром попустил грех - это нужно было для углубления понимания Бога человеком, следовательно, человек должен был развиться и выстрадать, чтобы стяжать Духа. И,естественно, это было бы невозможно без пришествия Христа. Если посмотреть на историю мира, начинает казаться, что люди должны были "отработать" все возможные варианты развития и жизнедеятельности без Бога, испробовать все заблуждения, чтобы в конце концов прийти к Нему и больше не заблуждаться.
Но вот насчёт апостолов уверен: не грешили они. Великие святые, имеющие полноту Духа Святого, не грешат. Они чётко исполняют волю Божью. Об этом хорошо у Петра Иванова написано: ап. Петр, как простой рыбак, всегда уважал служителей Церкви, фарисеев. Это свойство его простой и чистой души - не грех. И когда он стал таиться от фарисеев, что ест и пьет с необрезанными, ап. Павел, как урожденный фарисей, его и обличил. Это не обличение греха, это, скорее всего, обозначение особой миссии ап. Павла.
Опять же, могу ошибаться во всем, что я сказал выше, потому что экспертом себя не считаю.
С уважением,
Александр Сорокин Российский 10.01.2013 14:27 Заявить о нарушении
благодарю Вас за столь подробные ответы. По вопросу степеней благодати Духа Святаго спорить не буду, ибо не знаю. Слушал, многие лекции на эту тему, но опыта не имею. Видел людей, обладающих благодатью Духа Святаго, но различать из них у кого больше, а у кого меньше не могу. Это видно по глазам, по словам, по движениям и т.д.
Из них этот Дух льется и окутывает всех вокруг.
Про непогрешимость апостолов мне говорить нельзя, ибо получится осуждение.
А вот что такое грех? Или точнее сказать, своеволие?
В православии грех является противоестественным состоянием человека:
«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (Иоанн Дамаскин).
«Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе» (Феофилакт Болгарский).
«В церковном понимании грех — это рана, которую человек наносит своей душе» (Андрей Кураев).
По мнению богослова А. И. Осипова, грехи являются следствием грехопадения человека, однако, в отличие от первородной греховности, человек несёт за них прямую ответственность, поскольку должен бороться с ними и одолевать их. Это мнение связано с библейским утверждением, что нет человека «кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на земле» (Иов.14:4-5). Также, основываясь на Евангелии, Церковь считает, что одолеть греховные страсти без Божьей помощи, самостоятельно, человеку невозможно: «ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Согласно Иоанну Златоусту:
ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха
Иоанн Златоуст[1]
О необходимости постоянной борьбы человека с собственными грехами пишет и преподобный Пимен Великий: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое-либо насекомое не может прикоснуться к нему; когда же простынет, то садится на него; то же бывает и с человеком: пока он пребывает в духовном трезвении, пока он следит за своим сердцем, — невидимый враг не может поразить его».[2]
Серафим Саровский говорил, что когда говорит от Духа Святого, то не ошибается, а когда от себя, то ошибается. Тоже самое говорит и ап. Павел в некоторых посланиях, когда ведет речь от себя.
Господь видит наперед наше несовершенство, наше своеволие. Допускает это, ибо за своеволие мы понесем скорби (страдания) и в итоге поймем свою ошибку (станем совершенней). Тоже было и с апостолами. Только уровень у них был очень высокий, от этого и скорби смертные.
Один Господь без греха.
Вы уж простите меня еще раз за то, что поделился с Вами некоторыми подробностями предания православной Церкви. Не хотел пошатнуть Вашу убежденность, но укрепить, ибо Вы по Духу во многом правы.
С уважением,
Дмитрий
Дмитрий Брехов 10.01.2013 16:20 Заявить о нарушении
Александр Сорокин Российский 10.01.2013 16:52 Заявить о нарушении
за Ваш труд, рвение в поиске Истины и за терпение.
Больше всего мне нравится простой перевод с греческого. Греческое слово, переводимое словом «грех» – hamartia, происходит от слова hamartano, которое означает «промахнуться по цели».
Цель перед нами, и перед Адамом, и перед апостолами ставит Бог.
Дмитрий Брехов 10.01.2013 17:28 Заявить о нарушении
Господь наш, Иисус Христос, часто подчеркивает, что основным критерием верующего человека является исполнение воли Отца Небесного. Ну а если угодить Богу возможно лишь исполняя волю Божью, то грехом, таким образом, является то, что воле Божьей противится. И действительно: "грех есть беззаконие (противозаконие)" (1Иоан.3:4), - утверждает Дух Святой устами ап.Иоанна, а т.к. закон утвержден Богом, то грех есть противление воле Божьей. Поэтому грех это не только ошибка (или как дословно переводят с греческого: "промах по цели"). Грех и ошибка это не одно и то же: грех это всегда ошибка, но не всякая ошибка есть грех (пример: поиски Иисуса Божьей Матерью и св.Иосифом вне храма, когда Он там остался после Пасхи в 12-летнем возрасте, не является грехом, но лишь безгрешной ошибкой).
Также и относительно вреда человеку: грех всегда приносит вред человеку, но не всякий вред является грехом (например, яд вреден для человека, но иногда он спасает его от земной смерти), более того: безвредное неоказание добра человеку является грехом, как и выразил то Дух Святой устами ап.Иакова: "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак.4:17). Посредством вреда грехом можно назвать лишь вред, приносимый человеку в вечности, а это как раз совпадает для человека с нарушением им воли Божьей.
Итак, грех есть противление воле Божьей.
Добрых плодов вам в познании Иисуса Христа, Господа нашего!
Николай Павлович Кормаков 19.08.2015 17:10 Заявить о нарушении