Языческий боевик - Озар Ворон

Идут ожесточение схватки. Борьба продолжается. Люди против людей, люди против нелюдей, миф против мифа; а, значит, и боги участвуют. Наши против Чужих. Много ерунды и сказка место мифа часто занимает. Но вот интересно, если все выдумки, то почему одного преподавателя прессуют за сочувственный отзыв об Аркаиме, шьют 282-ю «за разжигание»? Недостаточно уже шнирельманам строчить клеветнические «монографии» про родноверие, а «димамбыковым» брызгать жирной злобой в передаче «гражданина гордона». Если Наша Вера – это такая ерунда, то чего же так возбуждаться? любители БДСМ похоже реагируют на Тематическое, только с другим знаком…





Враги используют подлые приемы. Например, в сети гуляет слушок, что все «язычники» придуманы возле феликсова памятника как альтернатива «1000-летия крещения Руси». А кто такой наставник автора, о романе которого данный пост? Ну, конечно, «агент». Агенты, конечно, есть. И есть везде. Во всех объединениях – от партий до общин – сидят свои азефы-малиновские, просто не такие супер-пупер-знаменитые. Поэтому ничего автономно и не развивается, все тормозиться, срывается. Но – подозревать всех?! Подозрения просто чернят всех подряд, это прием такой.



Какое доказательство от противного можно тут выдвинуть? Очень простое. Язычество поднимается сейчас во многих странах. Причем оно раздваивается на поклонников «аутентичного родноверия» (то есть «ряженых») и молодых интеллектуалов-неофитов, которые хорошо видят пороки монотеистических культов и особенно «нашего» света угасшей звезды. Есть стремление коллективно сконструировать и поверить во что-то новое. Опереться на подлинное Своё. Во многих странах, повторим. И, что – везде сидят «люди андропова»? Абсурд!



Мы уже писали о значении для этих движений художественной литературы. Продолжим тему. Серия «Языческий боевик» представляет собой частичный ребрендинг другого цикла романов «Русь изначальная» (название замечательного произведения Валентина Дмитриевича Иванова). Как обычно, набор авторов и текстов весьма неравноценный. «Князя Руса» и пр. одолеть не смог. Но издательская серия имеет смысл, если открывается хотя бы пара достойных авторов. Сергей Лапшин и Лев Прозоров – это они. Наверно на истфаке УдмГУ смогли пробудить-поддержать интерес к Древней Руси. (вспоминаю коридор с археологическими витринами).



Сначала к Прозорову отнесся настороженно, но прочитал и не пожалел. Хотя его «Евпатий» - вещь очень спорная и может (предупреждаю!) вызвать резкое отторжение. Итак, произошло разорение Рязани в ходе батыева нашествия. Русская земля, лишенная защиты своих богов и раздираемая междуусобицами, оказалась беззащитной перед ордой. Чужебесный бог не защитил, а его жрецы в массе своей разбегались или предавали (хотя были и патриоты!). Нужно молить о мести и помощи у Своих. А это очень трудно и жутко...



Приходится отрекаться от спешно принятой иноземной веры и проходить кошмарный обряд очищения. Нужна Помощь для Мести. ЦИТАТА: «Не побрезгует сказавшим: «Не отнимают хлеб у детей, дабы отдать псам» — и бросившим детей на поживу степным собакам. Что-то душило его, тянуло к земле — воевода вцепился обеими пятернями в ворот кольчуги, подлатника, свиты, рубахи, пальцы нащупали тонкий волосяной шнурок, пару раз перехватились — и яростно сжались на нагретом от тела куске бронзы. Воевода бешено рванул сжавшуюся в кулак руку на волю из-за пазухи. Звонко лопнул гайтан, и брякнул о плитки пола бронзовый крест. И тут же словно град посыпался в каморе. Воевода не слышал, как подошли и встали рядом его гридни. Летели на пол бронзовые, медные, каменные кресты, распятия, образки. Они сказали свое слово — и держали его. Они шли с ним и за ним. «Хоть в могилу, хоть в само пекло». Роман, конечно, не «исторический»



. Да и прозоровский научпоп про варяжскую Русь и пр. вызывает много вопросов. Много мистики и вымысла, но отрадно, что у нас появились такие авторы как Озар Ворон, оставившие далеко позади детскую писательницу М.Семенову или графоманов-мегабайтников, типа Петухова-Никитина. 



В свое время Иван Антонович Ефремов хотел написать повесть про Древнюю Русь, но не успел. Однако появляются те, кто продолжает эту НАШУ линию. «Евпатий Коловрат» читается сначала нелегко, но привыкнув, я не мог бросить до глубокой ночи. Первая часть, по-моему, лучше. Пронзительно. Понятно, что идея автора крайне спорна и шокирует. Не оценить ли «хуже не бывает» за то, что герои предались Нави?.. Но где еще искать помощи, когда свои убиты и враг необычайно силен. Надо подумать – к тому же любимым открывается путь в Ирий. Предаться Нави – это, по-настоящему страшно.



Вот, что говорит сам автор на эту тему. ИЗ ИНТЕРВЬЮ ОЗАРА ВОРОНА: РБМ: В настоящее время идет дискуссия об обращении к так называемым Хтоническим богам, Ящеру например, да и вообще, язычество ощутимо крениться в сторону Темных богов. А как же Светлые, небесные боги? Как ты относишься к этому? В принципе это правильно. В Кощный век надо почитать Кощных богов. Что же до Светлых… вернемся к рассказу «Крикса». Вот так мы живем. Вот это мы кормим собой ежедневно, плодим и выращиваем вокруг себя. О чем мы можем попросить Светлых? Мы, без обряда зачатые, без обряда рожденные, живущие без обрядов, простого обещания своего не способные сплошь и рядом сдержать – о чем можем попросить Хорса-Даждьбога, Солнце Праведное? Мы, терпящие тьму бесчестия, от инородческого ига до поносных слов пьяного быдла – с какими словами можем воззвать к Громовержцу Перуну? Разве только с одними – «Боги, пожалейте нас, прекратите это бесчестие, омойте Мать-Землю в пламени Своем от позора, которым мы сделали нашу жизнь!». Ты готов просить Их об этом? Я, честно говоря, пока нет. Велес, нисходящий в Навь, Макошь-Яга прядущая судьбы, Железновекий Ний, жница Мара да Чернобог-Душам Коваль – вот те Боги, коим мы достойны предстать. Пройдя через Их культ, может, и сможем с чем-то обращаться к Светлым».



Сюжет этот может всплыть и вовсе не в «языческом» контексте. Помню с бывшим приятелем-соильиннником, поклонником «вышки» (вуза, а не казни – хотя кузьминовское заведение казнит отечественное образование!), а также твердой государственной длани, православной веры и Ивана Ильина – пророка их, вышли из «Проекта ОГИ» и гуляли сырым вечером по каким-то переулкам в районе Чистых Прудов. Он сказал интересное: «Россия прошла свозь смерть и возродилась». Да – неужели? Про «возрождение» нулевого стабилезица лучше помолчим. Но как можно пройти «сквозь смерть», да еще и «возродиться»? Это зомби какоЕ-то выходит. Восстание живых мертвецов, бляха-муха!.. В любом случае, выбор предстоит очень тяжелый. И сделать его должно уже не умом (тут всё понятно), но волей (здесь страшно)!



И еще – не удержусь - замечание на скандальную злобу дня: даже если посчитать хулиганскую выходку «молебном», то ведь бесполезно просить настоящей помощи в доме чужого божества. Не эти святилища надо (было) восстанавливать… 



Про Рязань – вернемся. Конечно, есть и более реалистичная версия необычайных возможностей отряда Евпатия Коловрата – например, владение тайными боевыми искусствами, утраченными впоследствии. Но в любом случае – это то, чего мы сейчас практически лишены. Нет ни Ордена, ни Тайны, ни Знания, ни помощи Своих. А орда, терзающая Русь, пострашнее батыевой. А помощь так необходима – надо очень ее захотеть!..

БОЖЬЯ СТРЕЛА ДЕСЯТЬ ИМЁН ТВОИХ СТРЕЛА ТА ОНА ПРИНАДЛЕЖИТ БОГУ БОГ СУДИЙ НАПРАВЛЯЕТ


Рецензии