Письмо 73. Блаженнее давать, чем брать
Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!
Пишу, собственно, как всегда с вопросами. Хочу, наконец, выяснить для себя две вещи, которые меня мучают и мешают мне. Библия немного утряслась в моей голове, я как-то усвоил её символизм - не скажу, что постиг, но всё-таки начал кое-что в этом направлении соображать. И вот я начал думать над тем, а почему же всё-таки искушение как-то передаётся через вещи, деньги и пр.? Я имею в виду случай, о котором Вы пишете - когда один знакомый всучил Вам деньги на проезд в троллейбусе. Или монахиня, у которой болели зубы, которая "передала" зубную боль с помощью пищи, которую Вы от неё приняли. Очень эти случаи врезались мне в память. Вот и апостол Иоанн пишет о том, что "не пускайте на порог человека, не приносящего учения Христова". Впрочем, Павел добавляет к этому, что верить во Христа - не значит удалиться совсем из этого мира.
Как с Евангельской точки зрения обосновать то, что нельзя что-то принимать от других? Как это вообще объяснить? С энергетической точки зрения получается больно материалистично - мол, вещи и деньги (и еда) несут некую энергетику своих прежних владельцев, беря их даром, мы расплачиваемся собой. А с другой точки зрения? Ведь не всегда можно отказать человеку. Пример: я иду с дочкой в магазин возле дома и там знакомые продавцы всегда дают ей конфеты бесплатно и денег при этом не берут. Будет ли в этом случае искушение? Ведь это жест доброты этого человека - отказаться от него - значит обидеть. А как не пускать на порог человека, который не приносит учения Христова? Да сейчас его почти никто не приносит, ибо все неверующие. Вот звонят мне мои друзья детства - добрые, но неверующие люди. Хотят в гости прийти. Не буду же я им отказывать, ибо их люблю. При этом знаю, что придется трепаться ни о чем - впрочем, сам иногда люблю так поболтать со старыми друзьями, посмеяться. Заметил, что часто такие визиты действительно вносят последующий диссонанс в душу, некое искушение, но нельзя же отказывать людям, да и хочется увидеться...
Часто, очень часто так бывает - тебе дают что-то, а отказаться неудобно. Передают вещи для детей. Моя жена вообще считает, что это суеверие - так бояться взять что-либо от другого или бояться общения с кем-то. Я тоже не знаю, как к этому правильно относиться, с евангельской точки зрения. Почему Господь это допускает? Может быть, чтобы мы не зависели материально, а следовательно и духовно от людей неверующих? Чтобы взяв что-то от них и почувствовав искушение, мы не стали продолжать общение в духе выгоды? Но ведь в описанных выше случаях нет выгоды. Ну не хочу я эту конфету для дочери - я могу сам сто конфет ей купить. Да и нечасто ищешь именно выгоду, чаще тебе что-то впихивают, а не взять - нельзя или трудно.
Вообще, в каких случаях можно, а в каких нельзя? Я пока не понимаю.
И со своевольной молитвой тоже не всё ясно. Вот бывает так - начинаешь думать о другом человеке и мысли невольно скатываются к осуждению. Нет, приговор не выносишь, но думаешь, что он неправильно живет и действует, что у него неправильное отношение к детям, к жене и пр. Тайная интенция сердца в таких случаях - гордыня. Мол, я лучше, и весь такой верующий и правильный. Иногда даже в мозгу "сами" появляются короткие мысли "Спаси его, (человека, о ком думаешь) Господи". Гоню сразу же эти мысли, мысленно проговариваю про себя: "Господи, упаси меня от своевольной молитвы". Как вообще бороться с такими помыслами, с тем, что возникают такие вот "молитвы" в голове, как останавливаться вовремя, думая о другом? И вообще вредно ли думать о недостатках другого? Вроде слова Иисуса Христа про соринку и бревно ясно отвечают на этот вопрос...
С любовью во Христе Иисуе, Господе нашем,
Саша
9 октября 2010 года
Дорогой Саша, написал тебе подробно по этому вопросу, но нечаянно, переключившись на другую страницу, потерял этот текст. После этого, войдя на свою страничку в "проза.ру", увидел среди прочтений статью: "Нет выстрела без отдачи. Благо - давать или брать?": http://www.proza.ru/2009/08/26/1128 Открыв ее, увидел, что это именно та статья о которой ты мне и писал. Тогда я суть этого письма тебе дописал в конце этой статьи. Возможно, это полезно будет и другим. Если будет желание, прочитай.
С любовью ко Господу,
НПК.
В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/11/1369
Свидетельство о публикации №212101101351