Петля Спиридонова

Судьба играет человеком,
Она изменчива всегда.
То вознесет его высоко,
То в бездну ринет без следа.
(Из народной песни).

12 августа 2010 года после продолжительной болезни умер многолетний руководитель Республики Коми, Юрий Алексеевич Спиридонов…
…Истиной жизни каждого из нас является смерть. Именно в этот момент, когда окончательно замирает круг мыслей, чувств, поступков умершего человека, оставшимися обнаруживается внутренняя логика жившего, изменить которую у усопшего уже нет никакой возможности. Живым остаётся возможность осмыслить, пережить путь ушедшего от нас человека. И эту работу тем более важно проделать, когда уходит из жизни общественный деятель, каким и был Юрий Алексеевич Спиридонов.

Моё знакомство с Ю.А. Спиридоновым состоялось весной 1989 года в Вуктыльском молодежном клубе «Авангард», когда после предпринятого нами, комсомольцами Вуктыла, регионального демократического демарша по избирательной кампании в Верховный Совет СССР, упало реноме тогдашнего секретаря республиканской партийной (КПСС) организации Владимира Ивановича Мельникова.

Юрий Алексеевич, тогда один из лидеров республиканской (коммунистической) организации, совершенно без помпезностей разговаривал с нами о жизни, о республике – и это было необычно. Обычными же, как показала дальнейшая история, были обстоятельства рождения на наших глазах и при нашем участии нового лидера Коми – как закономерного побочного продукта-следствия на плечах демократического процесса и социального недовольства советского населения.

И надо признать, Юрий Алексеевич оказался одним из тех немногих советских руководителей, кто талантливо и надолго оседлал процесс исторической трансформации СССР в сторону ценностей рынка и частной собственности. При этом он оставил пытливым исследователям свой первый «спиридоновский вопрос» - о тайне быстрого и бесшовного совмещения совести регионального коммунистического лидера с выгодой удачливого частного собственника. В народе, кстати, в этом проблемы не видят. Так москвичи спокойно говорили о Юрии Лужкове: де, знаем, что себя не обносит, но ведь и нам жить дает. Есть примеры уважительного отношения к «бабаю» (дедушке) Минтимеру Шаймиеву в Татарии или «батьке» Александру Лукашенко в Белоруссии – они ведь тоже небедные люди, и состояния их - не старше крушения СССР.

Иными словами, существовали ли у руководителя Коми возможности снискать в глазах народа славу, по большому счету, рачительного и заботливого хозяина о регионе и его людях? И здесь проступает второй «спиридоновский вопрос» - о состоянии республиканской ресурсной базы за время руководства Ю.А.Спиридонова. Что сталось с «Коминефтью», Сыктывкарским ЛПК и т п. Почему сталось так, а не иначе?

Кстати, с обстоятельствами потери республикой своих самых крупных рычагов экономической политики, возможно, связаны и драма судьбы самого Юрия Алексеевича, и некоторые невнятности нашего регионального развития. Подписывая в 1990-е с Москвой договор о разграничении полномочий (подобно Татарии и другим субъектам РФ), реализуя самостоятельную гордую Конституцию 1994 года, Республика Коми не смогла уже поддержать (к тому моменту) свои общественно-политические притязания наличием региональной экономической базы.

Увы.

Харизматичный и властный первый Глава Коми, собственно, выбил из-под собственных ног табуретку (или попустил тому) - потерял основание своей устойчивости – экономический ресурс республики, и остался в петле зависимости от плоскости непубличной политики (аппаратные игры, интриги, и т. п.).

Но не все оставленные нам «спиридоновские вопросы» столь печальны.

К примеру, в заслугу можно отметить творческое участие Юрия Алексеевича в деле нового государственного строительства современной Республики Коми, в предотвращении некогда вспыхнувших в Республике Коми националистических настроений всех мастей и окрасок, в особом внимании, которое он уделял проектам культурного строительства в республике. Решающим представляется понимание Ю.А. Спиридоновым ключевого значения развития северной промышленности для всей РК и России, символом чего явилось становление города Усинска.

Правда, и здесь не обошлось без отпечатка глубокой противоречивости этого деятельнейшего человека. Поднимая Усинск, Юрий Алексеевич частенько высказывался в неофициальных обстоятельствах о своем желании «схлопнуть» Ухту до размеров пятидесятитысячного вахтового поселка, что, скажем прямо, абсолютно не отвечает историческому месту и реальному участию Ухты в истории республики. Это и откликнулось Ю.А. Спиридонову голосованием Ухты за нового главу РК - Владимира Торлопова в 2001 году. Таким образом, последние почти 10 лет своей жизни, вплоть до печальной даты своего ухода, Ю.А.Спиридонов пребывал в положении отлучения от региональной власти в РК...

Теперь все эти и подобные им вопросы станут достоянием исследователей, историков. Наследие Юрия Спиридонова неоднозначно и противоречиво, как и само время, его поднявшее. Потому нам нужна некоторая историческая дистанция, чтобы объективно осмыслить «спиридоновские вопросы», не впадая в крайности оценок этой значимой для Республики Коми личности.


Рецензии