Италия 15. 02. 07

  В Италии надо побывать совсем не для того, чтобы быть обобранным почти в центре около станции метро «Тибуртина» хищной цыганской толпой, и даже не для того, чтобы по дороге на юг от Неаполя в сторону Везувия услышать русскую или украинскую речь в автобусе явно довольных собой женщин, а для того, чтобы почти сказочный звуковой ряд:
  Рим Милан, Турин, Генуя, Венеция, Флоренция, Неаполь, Сиена, Верона, Болонья, Падуя, Виченца, Больцано, Парма, Наварра, Равенна, Римини, Кремона, Модена, Феррара, Перуджа, Пиза, Бергамо, Реджо-ди-Калабрия, Геркуланум, Палермо – вдруг обрёл почти банальную реальность обычных европейских городов 21 века, хотя весьма мощные и легко уловимые остатки вековых корней завораживают вас, особенно, в не очень больших городах, соседствующих со старыми вулканическими горами, которые охраняют тысячелетние сокровища второй колыбели европейской цивилизации.

  А такой звуковой ряд: Овидий, Вергилий, Данте,  Тассо, Канова, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэль, Караваджо, Бернини, Паганини, Верди, Беллини, Пуччини  - разве он не заставляет биться сердце в восторге от неповторимой музыки камня и не только, звучащей уже много столетий, и как мощный луч света, ярко вспыхнувшего в счастливый век Возрождения и освещающего надеждой наш непростой путь в будущее?

  Да. Здесь поют камни и быстрые ручьи, белые камни мостовой, уложенные лет двести тому назад или более внуками правнуками потомков древних римлян, уверенных,  что они будут услышаны через много столетий благодаря музыке Колизея, Форума, а затем Сан-Марко и Сан-Пьетро и им поставят памятники даже в тех городах, из которых были изгнаны при жизни, как был поставлен памятник Овидию на главной площади в ныне небольшом городе Сульмона, который теперь гордо именует себя Чита дэль арте (город искусства).

  В Италию надо приехать не только для того, чтобы увидеть великие следы истоков нашей цивилизации и ощутить, какой силы был импульс Возрождения, сохранивший и сейчас ясно видимый вектор движения к прекрасному, но и увидеть, что и сейчас итальянцы многому нас могут научить. Кстати Италией любовался и восхищался Байрон именно в этом плане ("Чайльд Гарольд"). Например, сохранять богатства предков. А взять дороги, тоннели и эстакады, которые превращают горную страну с её потухшими вулканами, долинами и ущельями в рай для туристов, которые, видя сказочные райские пейзажи, вправе недоумевать, как это Данте додумался до кровоточащих кустов пусть даже и в аду? У меня есть своя версия ответа на этот вопрос, но думаю, что она разойдётся  с мнением филологов.

  А взять такой факт. В любой деревне есть одна или несколько церквей, освещённые дороги, сохранившиеся мостовые из прошлых веков, а также пластиковые и металлические ёмкости для сбора мусора и отдельно для стеклянных бутылок, причём точно такие же, как и в больших городах. То же относится к магазинам (супермаркеты), которые в основном вынесены на окраины городов (ку-ку, Ю.М. Лужков со своими торговыми центрами, закупорившими Москву), носящих название индустриальных зон, где заводы и фабрики очень удачно вынесены за пределы веками сохраняющихся жилых гнёзд.

  В Италию также надо приехать для того, чтобы увидеть и услышать, как говорят и живут итальянцы(для этого достаточно знать итальянский в масштабах 2-3 месяцев самостоятельного изучения разговорного, можно, конечно, подмешивать французский вместо нижегородского), в том числе, чтобы увидеть, какие изменения произошли по сравнению с тем, что мы видели в старых фильмах Феллини и Антониони. Когда вы едете в автобусе , например, во Флоренцию, со скоростью 120 км в час, вы невольно становитесь зрителем и слушателем прекрасных коротких спектаклей одного актёра, выбравшего в качестве сцены … всего лишь мобильник. Посудите сами. Вот миловидная женщина лет 35 звонит по мобильнику своему мужу. Итальянцы говорят довольно громко, так что треть автобуса может прекрасно посидеть в партере этого театра и подумать, что можно взять на вооружение для своего спектакля. Так вот, женщина говорит, что она через полчаса будет дома, но их сын Джованни должен непременно поесть до этого счастливого мгновенья. При этом всё это голосом феи и с такими модуляциями, что всем ясно, что она так любит своего мужа, что всё мужское население автобуса  должно задуматься, а любят ли их также сильно. И всё таки в её голосе каждому слышится: «А помнишь, как мы первый раз поцеловались, сбежав с последнего урока? Ах, какое было солнце! Как цвели магнолии!» «А помнишь? А помнишь? А помнишь?» И вдруг: «А ты не забыл позвонить маме? Кажется, у неё барахлит стиральная машина». А в голосе ещё слышится: «Ну, ты же не можешь променять меня на эту выскочку Ирэну, и потом она так ярко красит губы, и потом у неё слишком большая грудь. А что будет после родов?»

  В общем, вы всего лишь за автобусный билет побывали ещё и в театре, и это на подступах к Флоренции, когда за окном на расстоянии всего 5 км от дороги красуется великолепный собор, хотя и уступающий нашему храму Христа-Спасителя.
  Или вы возвращаетесь из Рима в Лаквиллу…


Рецензии
Когда читаю про Италию, она кажется насквозь пропитанной пролетевшими над ней столетиями.И вы меня не разочаровали.Очень понравилось в партере театра автобуса. Успехов.

Лариса Гулимова   03.02.2024 12:16     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо за добрый отклик. Вы правы, иногда глядя утром на небо над потухшими вулканами, может показаться, что это небо тех самых пролетевших столетий и где-то в тумане скрытото, чего мы ещё не знаем)).
Герман

Герман Гусев   03.02.2024 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.