А как не взять-то было?. Разговор с Зоей Дмитриевн

        Алексей Цветков.
     «А как не взять-то было?»
   Разговор с Зоей Дмитриевной Панковой.

Зоя Дмитриевна (для всех Баба Зоя) много лет живет в городе Кимры Тверской области. Она одна из немногих, кто держит коз для внуков и правнуков. Немного молока продает. Но когда берет деньги всегда говорит, как бы оправдываясь,: «Я не для себя, мне хватает, это на корм козочкам зимой. Мешками покупать крупу надо, сена-то не хватает». Еще Баба Зоя любит читать романы и поговорить с кем-нибудь.

- Баба Зоя, я слышал, что вы не всегда жили в Кимрах, а где вы жили раньше?
- Я – коренная Ленинградка. Мы жили на улице Марата. Семья была большая: Мама, папа, бабушка, дедушка и нас – 3ребятишек. Я старшая была. В коммуналке мы жили с соседями. Семья хорошая с нами жила: муж, жена и двое детишек помладше меня.
- Значит, во время войны вы тоже были в Ленинграде? Вы помните блокаду?
- Как же, милый, ее забыть? Война началась, отец ушел на фронт вместе с соседом. Дед – в ополчение. Сначала-то ничего было, терпимо. Потом блокада началась. Голод такой был, что ничего другого не помню, и холодно очень было зимой. Мама наша умерла вскоре. Потом-то я поняла, что она всю еду нам отдавала и говорила всегда: «Ешьте, мне не хочется». Остались  бабушка, я и младшие - Оленька с Коленькой.
- Я знаю, что за хлебом очереди были огромные. Долго Вам приходилось стоять?
- За хлебом ходили бабушка с соседкой. Нам детям карточки не доверяли. Бабушка говорила, что потеряем или отнимет кто-нибудь. Однажды ушли они и долго их не было. Мы ждали-ждали, маленькие плакать начали, а потом и я тоже. Не дождались. Бомбежка была, наверное попали они. На другой день я бегала по улицам, искала. Не нашла никого. Трупы замерзших и убитых забирали и увозили куда-то.
- И как же вы дальше жили? Дети ведь одни остались?
- Добрые люди подсказали. Взяла я документы, и пошли мы в контору какую-то. Она разными делами занималась. И детей по озеру на эвакуацию оформляла.
- И вы втроем туда пошли?
- Нет, в-пятером. Я и соседских  взяла - Машеньку и Федю. А как не взять то было? Я же старшая для всех осталась? Там мы два-три дня прожили. А потом поехали на большой машине с кузовом. Доехали мы хорошо, не бомбили нас. И стали нас по детским домам распределять. Делили по возрастам. Кого за Урал должны были везти, кого-то на юг. И тут я поняла, что никогда уже не увижу своих.
- И что же дальше, Баба Зоя, так и растерялись все?
- Нет, милок, тут я на отчаянный поступок решилась. Ночью, пока нас всех не развезли по разным местам, собрала своих четверых, и тихонько сбежали мы. Особенно никто и не охранял нас.
- И не нашли Вас?
- Да я и не знала, искали нас или нет. Да разве найдешь нас?  Начали мы скитаться. Куда шли сами не знали. Но люди добрые везде есть, помогали нам. Да и много тогда народу по дорогам ходили. Я уж теперь и не вспомню, где мы были. Подолгу нигде не задерживались, боялись.
- И до конца войны так ходили?
- Да, и дольше даже. А потом привел нас бог сюда в Кимры. Это уже в 1946 году было. Мне как раз 18 исполнилось. И я решила, что теперь детей у меня не отнимут. Вообще, после войны многие оказались в других местах. Не трудно тогда зарегистрироваться было. Домов пустующих много было. И начали мы жить официально.
- А в Ленинград вернуться не хотели?
- Сначала нет. Мы рады были, что скитания наши кончились. А потом скучала я, но переехать уже возможности не было.
- Баба Зоя, вы себя младшим детям посвятили, а своя-то семья у Вас была?
- В году 1948-49 появился у нас паренек один Боря. Он воевал, ноги лишился, долго по госпиталям лежал, лечился. А потом решил домой не возвращаться, не хотел обузой быть для матери. Играл он на гармони у магазина. Все его любили, подкармливали. Потом он заболел тяжело. Осень наступила, замерз, наверное. Жар у него был, кашель страшный. Я и притащила его в наш дом, стала лечить, как могла. А как не взять то было? Умер бы. К весне только Боря поправился. Так и остался он у нас жить. На сапожника потом выучился. На фабрику обувную устроился. И дома на заказ шил обувь. А потом мы поженились.
- А у Вас ведь сын есть?
- Да, сын родился только в 1957 году. До этого все не получалось, наверное, обморозились в войну. А потом бог дал сына Витенку. Хороший он вырос, трудолюбивый, на отца очень похож.
- А давно вы овдовели, Баба Зоя?
- В 1996 году не стало моего милого. Долго я горевала. Но, ничего, родных у меня много. Так и живем мы ,друг друга поддерживая.
- Вы все время говорите «люди добрые помогли». Неужели Вам только хорошие люди встречались? Плохих разве не было?
- Благодаря помощи хороших людей, мы остались живы, прошли через все трудности. А злые? Да были, наверное. Только что их вспоминать-то? Не стоят они памяти нашей…

P.S.  Разговор я этот записал в Июне 2012 года. И все некогда было расшифровать и записать его. А вчера, разговаривая по телефону с друзьями из Кимр, я узнал, что в начале сентября Бабы Зои не стало. Вечером я, отложив все дела, написал это интервью.
        11.10.12.


Рецензии
Спасибо за публикацию )

С уважением.

Агнешка Петрова   12.10.2012 16:26     Заявить о нарушении