Начало расследования скандинавской мифологии
Сначала небольшой итог предыдущих расследований в части, касающейся истории скандинавов. Заметное множество слов в лексиконе скандинавских языков, связанных с лексикой иранских языков и языков алтайской и уральской семьи языков (см. очерки "Норманнская борода" и "Море огней") позволяют мне верить утверждениям скальда-исследователя исландских саг Снорри Стурлуссона, работавшего в 13 веке. Он писал, что предводитель асов Один жил со своим богатым племенем в Стране Турков и в один прекрасный момент, получив сигнал свыше о предстоящей славе в Европе, собрал своё племя и все богатства и отправился извилистым путём через Гардарику в Страну Саксов, а далее – в Скандинавию, где впоследствии и умер, будучи посмертно обожествлённым. Это было во времена правления императора Августа в Римской империи.
Поскольку в 1 веке до нашей эры самым богатым союзом племён в районе нынешней Туркмении был союз аорсов, одним из царей которого был в первой половине века некто Спадин, то я не счёл чем-то из ряда вон выходящим предположение, что одним из вождей аорсов на полвека позже мог оказаться некто Один. "Од" по-осетински – "душа", кстати, - а осетины считаются лингвистическими потомками алан, которые обитали в те времена в том же регионе и назывались в разных местах асами, осами, ясами, если не изменяет память.
Почему поход этой группы сарматов остался незамеченным для историков того времени? А потому что информаторы римских и греческих историков до Гардарики (предположительно, область у юго-восточного побережья Балтийского моря) просто-напросто "не дотягивались". Если помните, и Страбон в 1 в. до н.э., и Плиний Старший, и Тацит в 1 в. н.э. ограничивали географию своих исследований с востока за незнанием того, что там происходит. Однако, если Страбон писал о вожде нижних аорсов Спадине, воюющем в Боспорском царстве у Азова, то на картах 2 века нашей эры аорсы (Aorsi) уже изображаются у Балтийского моря, называемого в эти времена Сарматским океаном.
Есть ли археологические следы пребывания сарматов на севере Европы? Есть. Я приводил выдержки из публикаций археологов в очерках "Скифо-сарматская лексика на Украине?" и "Скандинавия и Крым - читая тезисы докладов", где описываются: а) находки парадных копий и других изделий с родовыми метками (тамгами) сарматов-аорсов – вплоть до Норвегии, б) изменения ритуала погребения от преимущественно кремаций (трупосожжений), характерных для севера Европы, до преимущественно ингумаций (трупоположений), характерных для степи. Инвентарь могил тоже ощутимо меняется на стыке эр. Всё это указывает на постепенную смену населения севера Европы. Объяснения в виде боевой дружбы германцев с сарматами и межплеменных браков, что давало в некоторых случаях "добро" на использование чужих родовых знаков, меня не удовлетворили. Слишком много указаний на прямое присутствие сарматов у Балтийского моря.
Исходя из того, что предки скандинавов длительное время жили у границы Европы и Азии, что показывают лингвистика, легенды, карты и археология, мы и рассмотрим содержание древнеисландских легенд. В центре космоса предков скандинавов – мировой ясень Иггдрасиль (Yggdrasills). Это имя собственное переводится, как "скакун Игга", а Игг – это одно из имён Одина, верховного бога скандинавов. Честно говоря, мне не удалось найти указаний, что "драсиль" – это "лошадь" на каком-либо из скандинавских языков. Более того, даже короткие сочетания ygg, dra и sil (sills) не являются осмысленными в исландском, наиболее архаичном из скандинавских, языке. Но почитав несколько статей о скандинавской мифологии, я пришёл к выводу, что неоспоримых интерпретаций имён персонажей этих мифов просто не существует. Вот я и начал свой собственный анализ.
Во-первых, мне не удалось найти обоснования транскрипции сочетания "-gg-" в виде [gg]. Напротив, в древнегреческом и в готском языках сочетание "-gg-" читалось, как английское "-ng-", то есть в виде заднеязычного носового звука, без [g] вообще. Если письменная традиция древних исландцев совпадала с готской – а готы тоже пришли в Европу из Азии, только с юга, а не с востока – то Yggdrasills следует произносить как [yn,drasils], где n, - попытка изобразить фонетический знак "n с хвостиком снизу".
Поскольку это сочетание явно навевает воспоминания об Индре, верховном боге древнеиндийского пантеона, я полез посмотреть, нет ли параллелей между Одином и Индрой. Одна параллель нашлась сразу: Один похитил волшебный мёд богов и скрылся в виде орла, а орёл Индры – похитил амриту, напиток бессмертия. Орёл в скандинавской космологии сидит на вершине Ингдрасиля (так теперь буду писать, тем более, что был у скандинавов и бог плодородия Ing - варианты: Yng, Ingvi, Yngvi - он же Freyr). Согласно одному толковому словарю, "в индуизме орел - солярная птица Гаруды, на которой летает Вишну; эмблема Индры". Напомню, что Игг/Инг одно из имён Одина, который превращался в орла. Нашлось весьма интригующее соответствие между "Игг/Инг" и "орёл": по-китайски ying (с чёрточкой над i вместо точки) означает "ястреб; орёл; сокол; коршун"... а ведь у скандинавского орла между глаз сидел сокол (или ястреб) Ведрфельнир, вот как.
Мы заподозрили, что Инг и Ингдра – могут быть скандинавскими производными от китайского слова ying со значением "орёл и Ко" (в самОм древнеисландском "орёл" - o"rninn). А что такое "силь"? В китайском словаре есть слово siling (с штрихом "вправо вниз" над первым i и с штрихом "влево вниз" над вторым i), означающее: а) четыре мифических животных: единорог, феникс, черепаха и дракон; б) четыре символа стран света. Почему меня заинтересовало это слово? А потому что крону ясеня Ингдрасиль едят четыре оленя - Даин, Двалин, Дунейр и Дуратрор - и авторы http://www.arya.ru/biblio/arno/iggdr.htm предполагают, что эти олени ассоциированы со странами света. Два совпадения в одном слове – это много. Минус только в том, что как интерпретировать всё вместе, я не знаю. "Дерево орла и четырёх стран света"?
Вариант с венгерским szil, szilfa "вяз" трудно увязывается с явным указанием в Старшей Эдде на askr, то есть ясень. Да и китайско-венгерская эклектика в скандинавском имени даже для меня пока в области фантазии, хоть древние угры и были соседями предков скандинавов в тех местах, у Волги, после Троянской войны, когда асы покинули Малую Азию, если верить Снорри Стурлуссону.
Можно предположить, что asills – это как раз ясень, тогда Ингдрасиль – "ясень Ингдры". Это предположение строится на созвучии asills и ash, а по-английски ясень ash-tree, где ash – зола, tree – дерево. Кстати, по-монгольски зола – яшил. Яшил ещё ближе к asills. Хотя некоторые онлайн-словари говорят, что монгольское яшил мод означает "ясень", но есть подозрение, что перевод осуществляется с русского на монгольский в этих словарях производится через посредство английского и в результате мы получаем не монгольское слово со значением "ясень", а пословный перевод англ. ash-tree > яшил мод "зола-дерево".
Понятно, что пары созвучий с восточными словами маловато будет. В копилку можно добавить слова со значением "вече" – древненорв. thing (калька к родству слов "вече" и "вещь", то же есть и в латыни с "res") и древневерхненем. ding – имеющие соответствие с китайским ting, ding (с косыми штрихами над i, в разных направлениях) – "место собрания (сановников при дворе)". Кстати, и литовские dangus "небо" и teisybe "истина, справедливость" перекликаются с китайскими tian (с чёрточкой над a) "небо" и taishi (штрих "вправо вниз" над a и гориз. черта над i) "наставник императора по делам законов", что говорит о пребывании предков литовцев значительно южнее, чем в настоящее время. Думаю, что найдутся и другие соответствия у скандинавов, например, в Nidhogg – имя дракона из мрака в "Прорицании Вёльвы" из Сташей Эдды – [hon,] может означать "тьма" по-китайски, а [nide] – "зло". А может, и нет. Если меня спросят, откуда столько китайского присутствия, предположу, как и раньше, что прагерманский язык формировался под влиянием древних синокавказских и семитских языков народов Малой Азии и Ближнего Востока. Неспроста же "земля" – Erde (нем.), eartha (др.-англ.) и airtha (готск.) - ближе всего к ard в арабском и ardhi на суахили, а имя одного из верховных богов – Thorr – совпадает с арабским thor "бык". У чувашей верховный бог - Тора (Тура) - это совпадение или результат соседства?
На всякий случай, повторю, что расследование может захлебнуться за недостаточностью улик (улыбка).
Свидетельство о публикации №212101100235
========================
«Малым диваном» в Крымском ханстве назывался совет, если в нём принимал участие узкий круг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.
«Большой диван» — это собрание «всей земли», когда в нём принимали участие вообще все мурзы и представители «лучших» чёрных людей. За карачеями по традиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов из рода Гераев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.
Нил Максиня 11.10.2012 17:46 Заявить о нарушении
四 [sì] четыре
灵 [líng] живой
Четыре живых: единорог, феникс, черепаха и дракон. Даосы верили, что небо стерегут четыре стража: Ли с пагодой, Ма с мечом, Чо с двумя мечами и Вэнь с палицей. Китайцы выделяли четыре духовно одаренных существа. Это — дракон, феникс, единорог и черепаха, которые также являлись символами сторон света.
Тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырем сторонам мирового древа; это хозяева и стражи «четырех сторон света», образы божественного покровительства, защиты от хаоса. В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, единорог, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро. Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон. В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орел, павлин и бык. В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока: черная черепаха, белый тигр, красная птица, зеленый дракон (Юго-Восточная Азия); орел, вол, лев, человек (Ассирии, Древний Израиль); орел, слон, дракон, рыба (Древняя Греция), ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).
Иггдрасиль (также Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии.
ξύλον, δόρυ "дерево"
В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа - небосвод Мень Эле со звёздами, желток - земля - суша Мода-Мастор, белок - бескрайний океан Иневедь.
В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном.[источник не указан 578 дней]
Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.
egg "яйцо". Самым известным Мировым древом бесспорно является Иггдрасиль – гигантский ясень (ash "ясень").
Асы - ясени. Игдра (egg) - икра. Шумерск. zizna - икра. Akk. binītu "egg; fish roe"; šassūru "womb"; şehrūtu "(time of) youth". В аккадском икра и яйцо выражаются одним словом.
Нил Максиня 11.10.2012 18:39 Заявить о нарушении
Игг — «страшный»
Нил Максиня 22.10.2012 01:40 Заявить о нарушении