Психология самоубийства

Шестая заповедь гласит: “не убивай” (Исх.20:13). Ни других, ни себя.  Увы! Люди её по-прежнему нарушают. Убивают себя наркотиками, спиртными напитками, табаком, беспощадно разрушая храм Божий, то есть тело свое. Убивают и в прямом смысле этого слова.
На высоте 67 метров над заливом Сан-Франциско протянулся мост “Голден гейт” - Золотые ворота. С 1937 года, когда он был построен, около тысячи человек покончили с собой на этом мосту.  Только некто Тэд Шеретт чудом остался жив после головокружительного прыжка.
Во Франции подобным трамплином для прыжков в ад служит Эйфелева башня. Сатана посылает злых духов в такие места.

1 января 1995 года покончил жизнь самоубийством мариупольский поэт Сергей Шапкин в результате депрессии, обусловленной тяжёлым заболеванием сердца и невниманием окружающих. Он пытался воспользоваться в качестве антидепрессанта усиленными дозами алкоголя - но увы! это лишь усугубило болезнь и оборвало жизнь молодого человека так рано.
Я случайно встретился с ним много лет назад в книжном магазине. Заговорили о литературе. Для меня оказалось приятным сюрпризом, что юноша знает таких поэтов как Соловьёв, Бальмонт, Гумилёв. Он спросил, нет ли у меня Заболоцкого, Рильке, Цветаевой. Я пригласил его к себе домой - посмотреть эти книги.  По пути мы заехали к нему на квартиру - по проспекту Металлургов - и он показал мне свою библиотеку, предложив взять что-то для обмена. Так я оказался обладателем томика стихов Надсона из малой серии “Библиотеки поэта”. У себя дома я подарил ему кое-что из христианской литературы, а также двухтомник Николая Заболоцкого и томик Рильке из серии “Литературные памятники”. Заговорили о Боге. Он сказал, что верит в Бога, и это меня обрадовало. Он рассказал, что тоже учился в Ленинграде, закончил там медучилище, недавно был прооперирован в связи с пороком сердца. Помню, когда мы говорили о поэтах, он большое значение придавал звучанию их фамилий: мол, красиво звучит - Есенин, Маяковский, Вознесенский.
В процессе беседы мы, насколько я помню, ни разу не упомянули о своих творческих дерзаниях. Больше мы не встречались.
И вот я держу в руках его посмертную книгу “Младенец вечности. Сожаление о погибшей красоте”. Попались мне на глаза его полные отчаяния строки:

Господи! К Тебе моя молитва.
Дай мне хворь мою перебороть.
За что мне наказанье это, Господи?
За что меня боль в три погибели гнёт?

Но больше всего меня  поразила  “апологетика”  самоубийства, изложенная  им  в  статье  “Мир  после   вражды”, датированной 24.12.1994. Вот что он пишет: “Можно лишь говорить об относительной свободе, если  свобода бывает относительной, положить предел жизненным страданиям, мучениям (духовным и телесным, или и тем и другим), которых сознательное существо - человек не хочет или не может более выносить. А так как он делает это сознательно, то он уходит из этой формы существования жизни сознательным, и осуществляет относительную свободу выбора - длить ли счастье мучений дальше или разом прекратить их...”

С каким сарказмом автор выговаривает: “счастье мучений”.  Он не хочет мучений, бежит от страданий. Он пытается сбежать в  нирвану небытия, но это обман дьявола, который подсовывает жертве алкоголь, наркотики, и подобного рода лживые теории. Увы! они - стары как мир.

Так, например, Фридрих Ницше, в книге “Так говорил Заратустра” выделил целую главу “О свободной смерти”, где призывает “Умри вовремя!”. Философ, вскоре после этого сошедший с колеи здравого ума, заявляет: “ Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая приходит ко мне, потому что я хочу...И кому не удалась жизнь: ядовитый червь гложет ему сердце. Пусть же постарается он, чтобы тем лучше удалась ему смерть”. Какое провокационное подстрекательство!
“Иной не бывает никогда сладким: он  гниёт  ещё  летом.  Одна трусость удерживает его на его суку”.

Суть рекомендации  горе-мыслителя  предельно примитивна:  не удалась жизнь - пусть удастся смерть. Что без толку гнить на суку - пора вздёрнуть свою плоть на сук подобно Иуде-предателю и потом догнивать вместе с сучьями в земле. Коварный дьявольский совет! К сожалению, это не уход от мучений, а, напротив, приход к ним. Приход к вечным мучениям в аду!
В 1913 году Сергей Есенин написал стихотворение  “Исповедь самоубийцы”:

Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил, и что любил
Я сам безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошёл я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.
...Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон,
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою!

Такова психология самоубийства, ведущая "из огня да в полымя" другого, уже вечного огня.
Таким образом, страдания могут стать лестницей смерти и добродетели, ведущей человека вверх, как читаем в книге Иова “Человек... рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх” (Иов. 5:7). Но эта лестница может повести и вниз - в геенну огненную. Всё зависит от нашего отношения к Богу, допускающего эти страдания.
Видя мучения супруга, возможно, из соображений пресловутого “гуманизма” жена предложила Иову: “Похули Бога и умри”.  Самоубийство - хуление Бога. И другой путь: “Благослови Бога - и живи!” Живи вечно!

("Бриллианты мысли", 1995)


Рецензии