Борхес

Основоположник постмодернизма, знаменитый аргентинский писатель Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо родился  в августе 1899 г. в Буэнос-Айресе в семье известного интеллектуала, юриста, психолога и переводчика. Отец оказал огромное влияние на формирование личности сына. «Он, незаметно для меня, дал мне первые уроки философии…, - вспомина Борхес. - Позже, не упоминая имени Беркли, он постарался преподать мне начала идеализма… Если бы меня спросили о главном событии моей жизни, я бы назвал библиотеку моего отца». Семья имела англо-испанские корни, была двуязычной, и мальчик еще в раннем детстве выучил оба языка.  В 1906 г. когда ему едва исполнилось восемь лет, он пишет свою первую сказку «Роковое забрало», а три года спустя делает перевод на испанский сказки Уайльда «Счастливый принц». Все детские годы он без устали читает и переводит многие английские произведения. 1914-1918 годы будущий писатель проводит в Швейцарии. Он изучает латынь, немецкий и французский языки. В те же годы он открывает для себя философию Шопенгауэра, горячим последователем которой оставался потом до конца жизни.Именно через Шопенгауэра он воспринял потом многие другие философские и теологические идеи, восходящие к восточной философии.  В 1919 г. Борхес переезжает в Мадрид, где изучает еврейскую мистику и испанское барокко. По возвращении в Аргентину (1921) он  сразу выдвигается в число  лидеров местного авангардистского движения и выпускает несколько сборников стихов.

В 30-х гг. писатель работал в основном как переводчик и эссеист. В 1932 г. вышла книга его эссе «Обсуждение», в котором он выступил против аргентинских националистов, призывавших писателей к отражению «местного колорита». В пику им Борхес заявил, что «наша традиция – это вся западная культура». Затем, после нескольких лет молчания, одна за другой выходят его прозаические книги: «Всемирная история бесчестия» (1935) и «История вечности» (1936). В 1939 г. в результате несчастного случая Борхес оказался прикованным к больничной койке. Во время лечения он начал писать рассказы, которые вошли в 1941 г. в первый сборник его новелл «Сад расходящихся тропок». В 1944 г. сборник был дополнен и переработан, после чего увидел свет под новым названием «Вымышленные истории». С него началось широкое признание Борхеса, сначала в испаноязычном мире, а потом и международное.

Художественный мир своих произведений Борхес строит как самостоятельную модель культуры. Вся творческая биография Борхеса – это нескончаемое путешествие по истории культуры и памятникам, написанным с древности до наших дней. Он заимствует свои темы из всех сфер гуманитарного знания: логики, истории философии и религии, западной и восточной мистики, истории литературы. Необъятная эрудиция, постоянное обращение к забытым текстам, смешение реальности с вымыслом чрезвычайно усложняют  короткие рассказы и эссе Борхеса.

Новеллы, вошедшие в сборник «Вымышленные истории», поражали своей интеллектуальной насыщенностью, а так же необычностью, парадоксальностью тем.  В рассказе «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» в поддельную энциклопедию вводится ложная отсылка к вымышленной земле Укбар, которую выдают за часть реального мира. Беря описание выдуманной страны за свою отправную точку, следующий фальсификатор с помощью группы подозрительных экспертов выпускает в свет уже полную  энциклопедию несуществующей планеты Тлен, чья псевдореальность не уступает по масштабам нашему миру. Далее Борхес делает попытку рассказать о духовной культуре этого мира, которая строиться на совершенно иной, нерационалистической (в отличие от земной) основе.

«…Народы той планеты от природы идеалисты. Их язык и производные от языка – религия, литературы, метафизика – предполагают исходный идеализм. Мир для них – не собрание предметов в пространстве, но пестрый ряд отдельных поступков. Для него характерна временная, а не пространственная последовательность». В их языке есть только  безличные глаголы с определениями. Например, там нет слова «луна», но есть глагол «лунить». В результате фраза «река поднялась над луной» выглядет на Тлене так: «вверх над постоянным течь залунело». «Можно без преувеличения сказать, - продолжает далее автор, - что классическая культура Тлёна состоит всего лишь из одной дисциплины – психологии. Все прочие ей подчинены». Все процессы жители Тлёна рассматривают не в пространстве, а во временной последовательности. Они не допускают, что нечто пространственное может длиться во времени. Зрительное восприятие дыма на горизонте, а затем выгоревшего поля, а затем полупограсшей сигары, вызвавшей пожар,  рассматривается как пример ассоциации идей, но не как причиноследственная связь. Любое состояние объекта жители Тлёна ни к чему не сводят и никогда не соотносят с предшествующем или последующим. Отсюда можно было бы заключить, что на Тлёне невозможны науки и даже просто рассуждение. Парадокс заключается в том, что науки существуют и в бесчисленном количестве. На Тлёне создана пропасть систем, причем самых невероятных. Одна из философских школ  Тлёна пришла к отрицанию времени: по ее рассуждениям настоящее неопределенно, будущее же реально лишь как мысль о нем в настоящем. «Среди учений Тлёна ни одно не вызвало такого шума, как материализм. Некоторые мыслители сформулировали его – скорее пылко, чем ясно, - в порядке некоего парадокса».

В рассказе «В кругу развалин» повествуется о маге, который замыслил создать во сне человека. Его опыт проходит вполне успешно, однако в конце маг неожиданно осознает, что сам он – всего лишь призрак, снившийся другому. Реальность  - это не более, чем сон и значит лишь то, что кто-то видит нас во сне. Но может, быть самая масштабная и парадоксальная картина нарисована Борхесом в рассказе «Вавилонская библиотека». Вся вселенная предстает здесь как бесконечная библиотека-лабиринт, не имеющая своего центра. Где-то в недрах этой Библиотеки скрыта  «книга, содержащая суть и краткое изложение всех остальных», являющаяся основанием, архетипом всего мироздания. Созданный в этой новелле образ далеко не случаен. В большей части рассказов Борхеса центральным объектом повествования служат именно тексты, которые  излагаются, комментируются, сопоставляются, отождествляются. Текст – это не просто источник и хранитель информации об отражаемой им реальности. В понимании Борхеса (и всего последующего постмодернизма)  – текст и есть сама реальность. Мир осмысляется им как книга, а книга - как мир. Люди – это алфавит Божественного текста. «Мы, - говорит Борхес, – строки, или слова, или буквы магической книги, и эта вечно пишущаяся книга - единственное, что есть в мире, вернее, она и есть мир».

Рассказ «Фунес, чудо памяти» повествует о человеке, который благодаря несчастному случаю (он упал с лошади) лишился способности к передвижению, но зато обрел поразительный дар –  феноменальную память, способность запоминать абсолютно все, что попадает в сферу его внимания. (Так, представляя какое-либо дерево, Фунес мог вспомнить форму и местоположение любого его листа в любой момент времени). Однако этот дар не дает его обладателю ровно ничего, поскольку Фунес удерживает в своей памяти только внешние впечатления и совершенно неспособен к обобщениям (ведь любое обобщение – это и есть умение «забывать» частности!). И хотя его способности многократно превышают способности других (он, к примеру, за одну ночь изучает латынь) и он хранит в голове колоссальное количество разрозненных фактов, Фунес остается, в общем, достаточно заурядным человеком.

В рассказе «Три версии предательства Иуды» парадоксальным образом переосмыслен образ Иуды, как отступника и предателя. И в самом деле, Господь, при Своем всезнании и всеведении, не мог иметь в отношении ученика никаких заблуждений. Он, разумеется, знал, что Иуда предаст Его. А то, что Он никак не попытался ему помешать, означает, что предательство и крестная смерть изначально входили в Его планы. Ибо Христос явился в мир с единственной и извечно установленной целью: для того, чтобы умереть. Евангелие – это, по сути, рассказ о самоубийстве Бога. Но для того чтобы жертвенная смерть Его обрела смысл и стала трагедией, необходим был некто, добровольно принявший на себя проклятие предательства. Этим некто и стал Иуда - единственный из апостолов, угадавший тайную божественность и ужасную цель Иисуса. И он поступил так, как ему было предназначено в плане Бога. Он отрекся от своего духа и от царства небесного, как другие, менее героические натуры, отрекаются от наслаждения: он добровольно обрек себя на адские муки, ибо ему было довольно того, что Господь блажен. Без Иуды невозможно было бы чудесное воскресение Христа. Таким образом, тридцать серебряников, полученные им за свое мнимое предательство, - эта цена спасения всех человеческих душ.

 В 1949 г. вышел новый сборник Борхеса «Алеф» (1949). (В цикл вошла любопытная новелла «Бессмертный» о человеке, который потратил огромные усилия на поиски напитка, дающего бессмертие, осознал бессмертие как величайшую трагедию и потратил многие годы на то, чтобы отыскать напиток, возвращающий бессмертным способность умирать; под конец он приходит к выводу, что «человек бессмертен лишь в силу своей смертности»).

В 1955 г. Борхес занял пост директора Национальной библиотеки и в том же году ослеп (такова была, - по словам Борхеса, - «ирония судьбы, подарившая мне одновременно 80 тысяч книг и вечный мрак»). В следующие годы вышли сборник текстов «Танго и милонг» (1967), книги стихов и прозы «Хвала тьме» и «Золото тигров», сборники рассказов «Сообщение Броуди» (1970) и «Книга песчинок» (1975).
Умер Борхес в июне 1986 г. За несколько недель до смерти он заключил брак с Марией Кодамой, старинной приятельницей и бесконечно преданной помощницей писателя, которую он знал с детства. Считается, что отношения с ней отразились в небольшой новелле «Ульрика» - единственном произведении о любви во всем творчестве Борхеса.

Борхес оказал огромное влияние на всех постмодернистских писателей. Иногда утверждают даже, что вся вторая половина ХХ века прошла для западной литературы под знаком Борхеса. Он стал так же первым из плеяды латиноамериканских писателей, получивших мировое признание.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Где вы , времена, когда проза Джойса, Борхеса, Маркеса, Хулио Кортасара, Кобэ Абэ, Кондзебуро Оэ входили в обязательный "джентльменский набор" любого интеллектуала. А особенно -гуманитария.Да и богемничающие технари не желали отставать.Уж не говоря о богеме , как таковой. Мне приходилось видеть увесистый том Джойса в домашних библиотеках учителя литературы, коллеги журналиста и в мастерской художника...
Джойс - рядом с тюбиками масляной краски. Лабиринты Борхеса -перекочевавшие из его текстов -на холсты. Университетский преподаватель математики-переводчик Борхеса. Он издавал "писателя-библиотекаря" тощенькими тетрадочками. Сравнив однажды его перевод "Вавилонской библиотеки" с же имеющимся в книге с небесного цвета обложке я обнаружил единственное расхождение в двух абсолютно одинаковых текстах. Переводы близнецы отличало один от другого лишь слово "кабинка", заменённое на слово "комнатка". Или наоборот . Не помню.

Конечно же,"Вавилонская библиотека" , "Бессмертный" и "Вдова Чинга-пиратка!", "Метафора" читались, перечитывались, цитировались.Но почему такая бешеная популярность? Его проза-умозрительна. Принципиально безэмоциональная, чем то предвосхищающая компьютерную графику. В его литературе нет характеров, но есть концепты, мысли, гипотезы.Он не фантаст и не реалист. Он-систематизатор.Его проза похожа на издательские синопсисы, требующие раскраски. А вот подишь ты...В его новелле "Евангелие от Марка" , как мне кажется, содержится квинтэссенция его судьбы. Герой новеллы проповедует Христа индейцам заповедных джунглей. Вняв проповедям миссионера и уверовав , они распинают его на кресте. Обитатели сетевых джунглей не то что распнули аргентинца на кресте,он так и не добрался до них, погибнув в пастях крокодилов "жизненности".

Юрий Николаевич Горбачев 2   24.11.2022 05:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.