Почему мы должны убивать друг друга

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ НЕРЫДАЯ

Подписывая свою книгу "Библия пользователя", он нарисовал человеческую рожицу, дорожку из слез и лужицу. И расписался: Нерыдай.

Надо ли говорить, что Нерыдай - один из самых загадочных и не побоюсь этого слова - романтичных авторов  на Прозе. Года два назад я прочитала первый раз его военные рассказы. Потрясающая смесь жесткости и искренности ошеломила меня. Я поделилась впечатлениями с коллегами, и все "подсели" на Нерыдая. Мы читали его рассказы, бурно спорили, обсуждали, что-то принимали, что-то, как люди мирные, сугубо гражданские, понять не могли. 

Рассказ " Я сухой ивовый лист" - это, пожалуй, лучшее, что я вообще читала о современной войне.  Хотела сейчас процитировать, искала подходящую моим мыслям цитату, и не смогла найти. Невозможно вырвать из текста какую-то фразу, потому что она цепляет за собой другую. И я понимаю, что либо нужно цитировать весь рассказ, либо ограничиться пересказом. Но пересказ, даже самый талантливый, не даст представления о том, какие мысли, чувства просто взрываются в тебе, когда ты читаешь этот рассказ.

Все-таки не удержусь и приведу этот отрывок:

Я сухой ивовый лист…
Нет, дубовый. Нет…что-то типа эвкалипта, наверное. Такой, легкий, высохший прямо на ветке, от того, что стоит душное, неподвижное лето. Воздух не двигается – ветра нет.
Листья на деревьях совсем не шуршат.
Если тебе захочется полететь, то придется махать крыльями как ненормальному – ветра то нет…просто так, на потоках, оттолкнувшись от ветки не взлетишь. Это если ты птица.
Но я не птица, я лист. Сухой – видно прожилки. Иногда только, когда перед рассветом, вздрагивает прохладный утренний воздух, я тоже двигаюсь…совсем незаметно.
Я расту на самой высокой ветке – ближе всех к солнцу.
Поэтому я совершенно сухой.
А мое дерево, растет практически на самом краю обрыва, нависая над пропастью ветками. Высоко так, что дна ущелья и не видно – просто синяя дымка.
Легкий поток прохладного ветра подхватил меня и я, медленно кружась, раздвигая неподвижный воздух, плавно опускаюсь на дно ущелья, в вечную тень леса. Там всегда тихо и темно. Там прохладно. Там стоит и не двигается время…
Совсем медленно я плыву вниз.
Я очень легкий. Я невесом. Ветер переворачивает меня. Скоро, я совершенно беззвучно опущусь на землю…

- Андрюх, очнись!  Блин, ты че, спишь?
- Нет, просто глаза закрыл.
- А че на связь тогда не выходишь?
- Задумался. Что?
- Наружка взяла объект.
- Где?
- Совсем рядом в двух кварталах. Наш.
- Там есть наши экипажи?
- Нет, мы ближе всех. Ну че?
- Дай станцию…

- Первый, связь полсотни второму.
- На связи первый.
- Есть объект. Можем работать.
- Я уже в курсе. Работайте, выдвигаемся к вам.
- Время подскока?
- Минут пять – семь.
- Принял. Работаем. Конец связи.

- Все вперед!
- Давай, еще может подождем? – Опер, с маленькими поросячьими глазками обернулся с переднего сиденья – его мелко трясло. Он потел.
- Кого?
- Может не наш. Хер его знает…бывает же…
- Я говорю…вперед. Потом обсудим. Саня…
- Че?
- Короче, если толпа, крошим таз, чтобы упал сразу…чтобы б..ядь он не бегал там по рынку весь в крови и без глаза, как это обычно бывает…понял?
- Да.
- Никакой груди, никакой головы. Забудь. Работаем в таз, бедра. Упал – долбим в шею или под затылок. В голову не стрелять.
- Понял.
- Саня…
- Ну что?
- Что, что…я спросил ты понял? В прошлый раз, какой идиот в голову пять раз засадил? Потом голова как б..ядь колобок! Хер опознаешь. Только в шею. Или под затылок. Ты понял?
- Я все понял.
- Сейчас смотрим, если люди кругом, работаем короткими стволами. Выходим и работаем... (С)

И еще вот этот отрывок:

Я человек.
Опыт тысячи поколений живших до меня и передавших мне свои гены, говорит мне о том, что сейчас я могу умереть. Природа готовит меня для встречи со смертельной опасностью.
Мой гипофиз выделяет в кровь определенного рода катехоламины, а мозговое вещество надпочечников – адреналин. Это значит, что для движения мне можно меньше вдыхать – я окисляюсь без кислорода – я стал выносливее.  Кровь ушла внутрь – моя кожа побледнела. Это значит, что ранения в конечности не грозят мне кровопотерей. Не будет и заражения, сейчас в крови естественный антисептик. Мой болевой порог повысился.
Это хороший подарок.
Я делаю шаг. Я смотрю совсем в другую сторону. Если я посмотрю ему в глаза, он поймет. Такие как он – всегда все понимают без вторых намеков.
Но я вижу его.
Он правша. В его правой руке пакет. Чтобы достать ствол, он должен его отпустить – я это замечу.
Я иду по траве газона. Между нами всего три метра. За правой ногой я прятал руку с пистолетом. Теперь я вывел руку вперед.
Метр.
Он поворачивается…(С)

И вот этот отрывок:

Я не сухой эвкалиптовый лист…и наверное уже не человек. Я сгусток нервов, каких-то приобретенных навыков и умений…может, я не знаю…какой-нибудь там энергии. Да и собственно мне плевать на все это. Сейчас, я вижу себя со стороны…так всегда. Да и на это тоже плевать.

Мне не наплевать вот на что…
Почему мы должны убивать друг друга?
Вы сейчас можете подумать, что я пишу о людях…что-то вроде того, что мол: «Остановите кровопролитие!»
Нет.
До такого засранства я еще не докатился.
И это не реплика в осуждение войны или политики…это не голос на митинге мира.
Нет. Мне совершенно плевать на то, сколько их там и на какой войне погибло. Они сами придумывают эти войны…ради бога!...а что, разве не так?(С)

Даже по этим  вырванным из текста фрагментам уже можно судить о потрясающей энергетике рассказов Нерыдая. И опять я подобрала неудачное слово: "энергетика". Это все слова из нашей мирной жизни, и они совершенно не годятся для  рассказа о том, что пишет Нерыдай. Вот как-то так получается, что все слова, которыми я пытаюсь передать, что чувствует читатель,  слишком вялые, слишком слабые, слишком пресные  что ли. И я понимаю, почему. Потому что он из другого измерения, он оттуда, где все: и отношения между людьми, и события жизни - от самых сложных до самых простых,-  и любовь - все определяется и исчисляется по  простой формуле: жизнь-смерть. Поэтому любая фальшь видна сразу, она вопит, как красный свет в сфетофоре: "Стой!" Да! Я поняла в чем сила Нерыдая:  в нем нет фальши. И вы, читая его рассказы, почувствуете это непременно.

Я здесь на Прозе читала некоторых авторов, которые побывали в горячих точках и написали об этом так или иначе. Скажу сразу: им до Нерыдая далеко.  Наверное дело не только в том, что ты  ТАМ БЫЛ. Очень многое зависит от  того, а что у  тебя внутри, что у тебя за душой. И читая некоторых авторов, видишь одни понты, важную надутость, мол, вот какой я герой. И совершенно не веришь тому, что они пишут. Да, наверное, они ТАМ БЫЛИ. Но война, она ведь человека раскрывает  беспощадно, и все хорошее, что есть в человеке,  обнажает, но и все дерьмо  тоже высвечивает ярко. Мелкий человечишко, он и о войне пишет мелко.

Кстати, Нерыдай пишет не только о войне. У него совершенно удивительные рассказы о любви. Они тоже написаны в его жесткой манере, но Бог ты мой, ведь дух захватывает и слезы закипают, когда читаешь  эти рассказы. Один из них "Котам и кошкам посвящаю". Почитайте - не пожалеете! Необыкновенная по силе чувства проза!

Конечно, читая его рассказы, я гадала, какой он? Интересно же! Понятно, что автор угадывается по тому, что он пишет. И в принципе, так и случилось. Первое впечатление от Нерыдая не обмануло:  настоящий мужик в хорошем понимании этого слова. Я думаю, женщины меня поймут! Слишком много развелось в последнее время мужчин, которых и мужчинами ( уж, простите!) назвать трудно, настолько они изнежены, избалованы, истеричны, обидчивы, слабы, изменчивы, непостоянны...

А Нерыдай надежен, как скала. Женщины это чувствуют сразу, я думаю. И поймут, о чем я говорю. Он надежен во всем. С ним спокойно и не страшно. Очень редко встречаются мужчины, которые вызывают такое чувство доверия и надежности. Увы!
А еще у него отличное чувство юмора и очень своеобразный взгляд на все: мы говорили о политике, о жизни, о войне, о любви - и я ловила себя на том, что с сожалением думала: ну, почему? Почему их так мало - настоящих мужчин?

Я могла бы рассказать гораздо больше, но мне очень хочется, чтобы вы почитали Нерыдая сами и составили о нем свое мнение. Адрес его страницы:http://www.proza.ru/2010/04/09/84



ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ
Ирины КАМИНОЙ http://www.proza.ru/2012/10/13/1734
Юрия ГЛАДКЕВИЧА http://www.proza.ru/2012/10/15/1850
Михаила РОЗЕНШТЕЙНА http://www.proza.ru/2012/10/20/169
МАРЗАНА http://www.proza.ru/2012/10/25/1890
Олега БОРИСЕНКО http://www.proza.ru/2012/10/26/1657
Егора ЧЕНКИНА http://www.proza.ru/2012/10/30/1284
Владимира ТЕНЯЕВА http://www.proza.ru/2012/11/03/4
Натальи СТОЛЯРОВОЙ http://www.proza.ru/2012/11/04/1232
Василия ТИХОНОВЦА  http://www.proza.ru/2012/11/12/1382
Марии СМИРНОВОЙ http://www.proza.ru/2013/03/19/2157
Натальи КОВАЛЕВОЙ http://www.proza.ru/2013/07/04/138
Александра СИЗУХИНА http://www.proza.ru/2013/08/27/96
Андрея ШАЙДУРОВА http://proza.ru/2014/04/28/936
Владимира МИЛОВА http://proza.ru/2014/10/05/1283


Рецензии
О чём бы талант ни писал, он всегда напишет талантливо. Для мужчин, особенно молодых, адреналин боя, смерти, на краю жизни, всегда выигрышная тема. Зачем люди убивают друг друга? ...этот вопрос по возрасту равняется дню сотворения мира. Убивают, чтобы выжить самим. Смерть как возрождение, и начало новой жизни.

Вера Монастырская   27.10.2015 18:17     Заявить о нарушении
Наверное, в чем-то Вы, Вера, правы. Но у автора этот вопрос звучит с несколько иной интонацией. Как профессиональный военный, он, я думаю, не стал бы задаваться вопросом в философском смысле: зачем люди убивают друг друга? Убивать в случае необходимости - часть его профессии. В рассказе его герой сталкивается с таким же профессионалом, как и сам герой. И вопрос приобретает другое звучание. Оба профессионалы, оба мужественные, сильные, ловкие. Зачем они убивают друг друга?))) К сожалению, сейчас страница Нерыдая закрыта. Но когда он ее откроет, почитайте его рассказы. Не пожалеете.)))

Нина Роженко Верба   28.10.2015 15:06   Заявить о нарушении
Я сыта натурой войны в Украине по телевизору. Сил нет слышать даже о войне и бойне.

Вера Монастырская   28.10.2015 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.