Жара

Это лето, по мнению всех специалистов, выдалось аномально жарким. Для Москвы, Питера и других регионов - да. Для Поволжья - вряд ли. Для Южного Казахстана - обычное дело. В связи с этим вспомнилась моя служба в горно-пустынной местности в пгт Гвардейский или станция Отар...

Май. Готовимся с первых его чисел до +40 по Цельсию. В городке было где укрыться от жары - это и парк перед ГДО, это и бассейн, и, естественно, сами дома. Практически в каждой квартире ванна всегда была наполнена холодной водой. Придёшь со службы на обед и в ванну от жары откисать. Благодать! А в общаге под холодный душ! Тоже неплохо.

Одно было плохо: не имели мы реального представления о температуре окружающего воздуха. Жара - это когда ЗИЛ-130(131) с поднятым капотом передвигаются, а сам, выходишь из общаги на службу после обеда, вдыхаешь раскалённый воздух и в такое состояние впадаешь, как стакан водки без закуски залудил. И так изо дня в день до пяти месяцев.

Температуру воздуха определяли приблизительно. Может кто помнит, были такие настольные термометры, где шкала была отцифрована до +30, а дальше шли дни недели и ещё календарь был. Вот такой термометр стоял у нас в комнате. Бывало тебя спрашивают:
- Михалыч, глянь, сколько там градусов "натикало"?
Я смотрел на термометр, стрелка которого легко перескочила за 30 и заклинила на отметке...
- Воскресенье, - отвечал я, глядя на упёршуюся стрелку. Дальше двигаться ей просто  некуда.
Вот и переводили "воскресенье" на язык цифр - не то 60, не то 70, а может чуть и выше. Да, это на солнце. А солнце там везде. В степи нигде не укроешься от него.

Очень часто бойцы получали ожоги рук от соприкосновения с бронёй. Пришлось зампотылу изыскивать возможности и выдавать личному составу перчатки. В связи с такой жарой был изменён распорядок дня. Отбой на час раньше и подъём в пять утра. Завтрак и пока ещё нет основной жары, все выдвигались к местам проведения занятий, где и обедали, дабы исключить передвижение личного состава, который зачастую прибывал из Центральных районов России, под палящим солнцем.

А потом досталось офицерам. Командующим КСАВО был назначен генерал-армии Язов Д.Т.  И вот этот "великий" генерал издаёт приказ о том, чтобы офицеры на полевых занятиях имели форму одежды: рубашка с галстуком, китель с портупеей, фуражка, шерстяные бриджи в сапоги! Это в такую жару! Идиотизму его предела не было. Да, мы одевались так, но только тогда, когда знали, что он прибывает в дивизию. Когда же его не было - х/б, панама, сапоги...

Жара. Под ногами всякая гадость ядовитая ползает. Её (гадости этой) столько, что внимания не обращаешь. Другое дело вода. Проблема. На время занятий солдаты наполняли фляги заваренной верблюжьей колючкой. Им же этой фляги хватало на полчаса-час. А впереди ещё шесть часов занятий. Сколько было тепловых ударов, к сожалению, и с летальными исходами.

Жара. Заразные болезни вылезали на свет белый. Если в России давно забыли, что такое чума, холера, сибирская язва, то в нашем районе случались заболевания данными болезнями. Не массово (сразу карантин накладывался), что не давало возможности распространению заразы.

Только что призванные солдаты пили воду из луж, арыков. Остановить их было невозможно. Тяжело было смотреть на московских и питерских, которые в прямом смысле слова мучились от недостатка воды.

Тяжёлым испытанием для курсантов был трёхсуточный полевой выход. Перед горами пустынная местность. Ни деревца, ни намёка на тень. Х/Б у солдат и у офицеров белое от соли. Кто-то из бойцов крикнул, что впереди вода (прудик диаметром 15 метров). Толпа (батарея в одну секунду превратилась в толпу ) ринулась к воде. Чем может быть заражен этот источник? Одному Богу известно. Граница с Китаем недалеко. Сколько раз по секретным приказам доводились до нас сведения об отравленных водоёмах в нашем районе, о падеже скота в 300тыс. голов только по нашему району... И вот эта неуправляемая масса, сметая офицеров и сержантов, несётся к этому источнику.
Стреляем с командиром батареи из автоматов боевыми поверх голов. Остановились. Занимаем место перед прудиком, предупреждая об открытии стрельбы на поражение ( чисто психологически. Конечно стрелять бы не стали ). Время выиграно. Сержанты с офицерами взяли ситуацию под контроль. Продолжаем движение дальше...

Но был и другой полевой выход, который запомнится навсегда...
Только что от нашей батареи отошла машина, привозившая обед и воду. Раньше каждую батарею на выходе сопровождала приданная нам на это время машина. В этот же раз - одна на две батареи. Обед прошёл, надо продолжать движение, чтобы вовремя прибыть на учебные места, как к нам подбегает один из сержантов и говорит, что кто-то из курсантов умирает. Подбегаем с командиром батареи. На земле лежит солдат, лицо белое, язык заглотил... Быстро вытаскиваем язык, делаем искусственное дыхание. Привели в чувства, водой брызгаем, а он, как тряпичный. До медсанбата 30 км, машина только что ушла, связи нет, фельдшера нет. Человек умирает и нечем помочь! Выше нас стоит юрта. Рядом с ней два "Москвича" и ГАЗ-53.
- Коля, - говорю командиру батареи, - пошли попросим, чтобы отвезли курсанта в медсанбат.
Идём. Ещё пару сержантов с нами пошли. Заходим в юрту. Здороваемся. В юрте прохладно. Сидят чай пьют.

- Уважаемые, - начал комбат. - Человек умирает, надо бы в медсанбат отвезти. Наша машина недавно ушла и когда будет, не знаю. Помогите?!
- Ничем, дарагой помочь не можем. Бензин нет. Все машина пустой стоят. - Ответил самый пожилой и, очевидно, самый главный.

Выходим. Аксакал сказал "нет бензин". Врать не будет. Хотя сомнение гложет: три машины и все сухие?... Остаётся ждать. Над бойцом сделали тень. Сложили все фляги с водой, периодически смачивая ему голову и тело. Дышит, но как-то неправильно, прерывисто. Ни на что не реагирует. Минут через 15 ему становиться ещё хуже. Боец захрипел, пена, глаза закатывает... Минут через пять отпустило. Просто лежит. Мы знаем, что он ещё живой, а со стороны кто - тот бы не сказал. Мои нервы сдали. Не могу просто сидеть и ждать, когда человек умрёт,...а около юрты три машины. Зациклился я на них.

Снарядил магазин боевыми, взял автомат и к юрте направился.
- Михалыч, ты чего удумал?! - крикнул в след командир батареи. Подхватился, взял автомат и за мной. Заходим в юрту. Держу автомат стволом вниз.
- Если мой солдат умрёт, отсюда никто живым не выйдет.
Встаёт молодой казах.
- Капитан, честно говорим, нет бензина. Я сам недавно из армии, знаю что это такое. Скажите, пусть солдата в мой ГАЗ-53 сажают. Есть у меня канистра соляры. Машина под гору стоит. Главное, чтобы завелась.

Он прошёл на выход. Взял канистру соляры и влил в бак. Солдат уже был в кабине. Я сел рядом.
- Только бы завелась, - проговорил водитель, включая передачу и, снимая машину с ручного тормоза.
Сначала медленно, потом всё быстрее понеслись под уклон. Водитель отпускает сцепление, машина пару раз "чихнула" и завелась!
- Слава Аллаху! - проговорил водитель.
- Слава Богу! - сказал я.
- Всё, командир, гоним! Тормозить нельзя. Заглохнем. Так что сам держись и солдата.

Это была отчаянная гонка наперегонки со смертью, где и сами в любой момент могли разбиться на крутом горном повороте. Обошлось. Влетели прямо в медсанбат, заранее бибикая, привлекая к себе внимание. Сдали бойца подбежавшим врачам, которые и взяли его в оборот.

Я поблагодарил водителя, а он вдруг с извинениями:
- Ты уж извини, что сразу не догадался.
- Да, брось. Всё нормально. Куда сейчас?
- В совхоз. Надо систему промыть...
Мы попрощались. Он поехал в совхоз, а я остался дожидаться результатов.

Через полчаса ко мне вышел врач, который сообщил, что очень своевременно привезли солдата и, что его жизни ничто не угрожает и примерно через неделю будет снова в строю.
- Спасибо, доктор!
Пожали друг другу руки и, я убыл в часть, где доложил командиру полка о случившемся...

Был поздний вечер, когда добрался до своих. На чёрном небе горели огромные яркие звёзды. Всюду тишина, нарушаемая пением цикад. Возле костра сидели офицеры, ужинали. Тут и мой желудок вспомнил, что он с обеда даже глотка воды не получил. Увидев меня, командир батареи спросил:
- Михалыч, как он? Довёз?
- Всё нормально, Коля. Пожрать есть чего?
Он протянул мне кружку и бутерброд:
- Здесь спирт. Закуси. Сейчас горячего организуем.
Выпил, откусил кусок от бутерброда и вдруг почувствовал, как я сегодня устал...

...- Из-за аномальной жары в семи районах России объявлено чрезвычайное положение....

Я же усмехнулся, вспомнив:
- Михалыч, сколько там градусов набежало?
- А хрен его знает! Воскресенье кажет!...


Рецензии
Виктор, уважаю!

Анатолий Дудник   12.08.2020 16:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.