Горький миндаль
Г. Орёл социотип ESTJ,
посвящается
Миндаль, иначе мигдал, по-латыни Amygdalus – небольшие деревья или кустарники с одиночными белыми, нежно-розовыми цветами. Для произрастания большинство из сорока известных видов отчего-то выбирает пустынные местности или сухие каменистые склоны гор, как будто ищут уединения. И не подвержены издержкам одиночества – засухе, заморозкам, прямым солнечным лучам.
Седобородые старики утверждают, что сначала на наших восточных базарах появились плоды сладкого миндаля. Из них и теперь гонят масло для мазей и благовоний, скорлупой подкрашивают ткани, отрубями умягчают кожу богатые красавицы.
Потом среди сладких стали появляться зёрна неприятно-горькие, кои приходилось отбрасывать за ненадобностью, пока лекари не изготовили из жмыха миндаля горького болеутоляющие капли.
Последнее слово осталось за жителями памирского высокогорья. Любой из них объяснит, что обычный воздух пропитан запахом боли. Что дышат крепкие, но дышат и ослабленные и однажды становятся душевнобольными. Тогда нужно везти их в горы, к горькому миндалю, ибо запах его горечи шепчет сквозь боль успокаивающе: ''…А всё же было, было, было…''
И, коль настоите, узнаете и историю горького миндаля.
Внешне прозаичный горец затянет её на распев. Поймёте ли Вы его? Сколько кишлаков на Памире – столько и языков…
Но положитесь на меня. Я послужу Вам толмачом.
*******
Терявший счастье поймёт, почему кричало миндальное деревце в ущелье меж Красной и Чёрной горой. Этой зимой по ледяной корке на острых камнях ускользнуло милое и близкое сердцу. Деревце тянулось за бушующим ветром – так хотелось вырваться сейчас же из мёрзлой известковой почвы. Вырваться! И пусть его безжизненного понесёт, закружит… Зачем жизнь миндальному деревцу? А? А!? А-а!!!
Оно кричало и ни о чём не думало. Думали те, до чьих ушей доносился крик: ''У растений есть голоса?''
Деревце же не только ни о чём не думало, но и не чувствовало ничего. Даже когда от его крика в горах случился камнепад и один из громадных серых валунов слетел вниз, передавив корни.
Постепенно крик стих. Вместе с ним застыло время, замерла на губах печальная улыбка. Листья на деревце побледнели, вслед за ними и цветы. Деревце мёрзло уже и в знойные летние дни. Видно жизнь замерла и вокруг и внутри него.
Но как искал миндаль тепла!
У горной козочки, пробегавшей мимо. Только она пощёлкала опавшие косточки и, фыркнув, скрылась.
У снежного барса, когда он ложился под деревом, а оно ласково покрывало его ветвями. Только ирбис, выследив долгожданную добычу, уволок её в свою пещеру и впредь не появлялся.
У дивной птицы, прилетевшей по весне. Она свила гнездо в зазеленевшей кроне, завела песню в честь чудного цветения… Только и она, наевшись вволю зёрен из раскрывшихся спелых плодов упорхнула. '' Ах, мне горько рядом с тобой. Такой ты блеклый, скучный и медлительный!''
Миндаль согнулся и заплакал. Никто не захотел согреть его. И ему стало ещё холодней.
Тут за валуном, сдавившем корни, он заметил два робких молодых листочка, и это были не его листочки. За ним кто-то подглядывал? Подсматривал и упорно молчал! Сложил два робких листочка в протянутую ладонь соседа и всё равно молчал. Но стало тепло и ясно, что этот кто-то – маленький миндальный куст.
В один прекрасный день куст заговорил:
''Через восемь лет я вырасту выше этого проклятого валуна! Мы дотянемся друг до друга, обнимемся каждой веточкой и не разомкнём объятий никогда!'', а после покраснел, поскольку он был очень скромным и впервые произносил откровенные и красивые слова взрослому.
Миндаль понимающе вздохнул и ответил: ''Я буду ждать. А пока давай поиграем с солнечным мячиком''
''Как?''
''Очень просто. Ты всегда обращён к Красной горе, где солнце восходит, просто подбрось его как мяч. А я вижу только закат за горою Чёрной, и буду ловить солнечный мячик здесь ''
''Мне страшно. Что если у меня не получится и мячик улетит вовсе не за Чёрную гору, ты расстроишься, а я так хочу, что бы ты был весел и доволен ''
Миндаль засмеялся: ''Какой же ты ещё малыш!''
Однако куст оказался смышленым, и следующее развлечение быстро придумал сам: ''Давай мастерить ветер!''
''Как? Ветер – сам себе мастер'', – удивился миндаль.
''Это только сильный ветер. Слабенький смастеришь сам, если пошевелишь листвой''
''Очень жаль, мой дружочек, да я уже так не могу''
''Ничего! Я могу шелестеть за нас обоих''
…Вместе они играли, цвели, готовились к стуже, запасались влагой перед предстоящей засухой, и радовались долгожданному дождю
Так прошло восемь лет, и как-то тёплым весенним днём миндальный куст дотянулся, наконец, до верхушки валуна. Необычайно хорошее настроение наполнило все его клеточки и, встряхнув охапкой буйного нежно-розового цвета, куст приподнял и сбросил мощными разросшимися корнями пудовый разлучный камень...
Терявший счастье поймет, почему в тот день миндальный куст стал горек. По ту сторону валуна он увидел худенькое мёртвое деревце.
31.07.2004 12:58
Свидетельство о публикации №212101201400
Ольга Грибанова 2 17.06.2016 10:13 Заявить о нарушении