Джанет М. Итон - Что такое Degrowth?

6 августа 2012 г

Degrowth (дегроус) – это призыв к радикальному разрыву с основанными на росте моделями общества, неважно  «левыми» или «правыми»,  для перехода к новым способам общежития в условиях истинной демократии,  равенства и свободы, на общем разделении богатства, на сотрудничестве и экономике, способствующей уменьшению использования природных ресурсов и энергии.  — International Conference on Degrowth in the Americas, Montreal, May 2012.

Термин degrowth (фр.decroissance), впервые был предложен экологическим экономистом Николасом  Георгеску-Регеном в статье 1971 г. «об энтропии и экономическом процессе», впервые высветившим экологические пределы роста  индустриальной модели. Дискуссия, начатая Георгеску-Регеном, породила Движение Degrowth  во Франции, выступившему против традиционных экономик на том основании, что рост в промышленно-развитых странах оказался социально контр-продуктивным, неэкономичным и экологически неустойчивым. Для сторонников дегроуса экологические последствия роста, такие как истощение природных ресурсов, падение производства энергии, загрязнение, изменения климата, потеря биоразнообразия,  а также постоянно расширяющееся использование ресурсов развитыми странами за счет развивающихся стран указывают на конец классической экономической модели роста.

Движение Degrowth во Франции строится на французской политической культуре, критически воспринимающей все социальные беды, порожденные консумеризмом и ложной экономической моделью. Труды таких философов и мыслителей как Маркс, Ганди, Карл Полани, Ханна Арендт, Иван Иллич, Э.Ф. Шумахер и др. лежат в основе движения. В то время как Франция по сути является центром движения, дегроус также пробивает себе путь в других частях Европы и Северной Америки, где оно в первую очередь связано с экологической экономикой и биофизическими ограничениями роста. В Северной Америке, основатель экологической экономики Герман Дали, профессор Йоркского университета и автор книги  "Как жить без роста" (Managing Without Growth)  Питер Виктор, со-автор принципа  Экологического следа профессор Уильям Рис, и со-автор  книги  "Энергетика и благосостояние народов" (Energy and the Wealth of Nations) профессор Чарльз Холл также связаны с движением Degrowth. Все они выступили на недавних конференциях дегроус в Америке.

Особый интерес вызывают  параллели между западным принципом дегроуса и  дискурсом коренных народов, который недавно возник в Латинской Америке, в особенности модель ‘жить хорошо, не лучше’ (Vivir Bien по испански, Sumak Kawsay  - на языке Кечуа). В настоящее время  данный принцип – главный элемент политической жизни в Боливии и Эквадоре.  По мнению эквадорского экономиста:
 "Среди всех предложенных альтернативных теорий, заменяющих старые принципы развития и экономического роста, самый многообещающий это Sumak Kawsay, хорошая жизнь."

Как следует из самого названия, дегроус – это снижение производства и потребления, или сокращение экономики, избавление от пороков доминирующей экономической системы, и не только сохранение условий, необходимых для  существования экосистем и человечества, но также и способ жить лучше, здесь и теперь. Важно отметить, что сторонники дегроус не призывают к сокращению экономики в рамках существующей неоклассической экономической системы, где сокращение обычно понимается как рецессия или депрессия, со всеми плачевными последствиями; они настаивают на планируемом сокращении, или сокращение на справедливой основе, ведущей к альтернативной парадигме, для которой главной целью является экология, партисипативная демократия, сообщество и “хорошая жизнь”. В этом отношении разделение работы, меньшее потребление,  новые творческие способы общежития, посвящение большего времени искусству, музыке, семье, культуре и сообществу, и добровольная простота – все это важные элементы устойчивого дегроуса. Здесь мы видим подобие с латиноамериканским принципом ‘Buen vivir’ («Хорошей жизни»), утверждающим гармоническое отношение между человеком и окружающей средой, и между людьми в сообществах. Действительно, в различных культурах по всему миру мы находим подобные взгляды на хорошую жизнь, как например гандиевский принцип swadeshi-sarvodaya (свадеши).

Хотя сам принцип дегроус нельзя рассматривать как собственно экономическую теорию, в его свете обсуждаются много новых идей, таких как монетарная реформа, замена ВВП показателями счастья и благосостояния народа, перераспределение доходов, ре-локализация производства и сельского хозяйства, новые формы управления, важность гражданского общества и партисипативной демократии, наполнениe экономики социальным и культурным контекстом, экологическая основа новых законов и договоров, де-глобализация торговли,  экономика нулевого роста, экологическая экономика и сокращение экономики (дегроус).

Ясно, что обрушившийся на планету и человечество экономический, экологический и финансовый кризис, заставляет выйти из устаревшей мыслительной схемы и бросить вызов  экономике роста.  В данном контексте, дегроус служит важной функцией в качестве слова-символа, которое противостоит ‘тирании роста’ и абсурдной гонке за ростом во что бы то ни стало. Некоторые также полагают, что термин  дегроус нельзя просто так узурпировать или исказить, как это сделали сторонники современной обанкротившейся системы с т.н. «зеленой экономикой».

Дегроус также позволяет пересмотреть ценности, допущения и знания, лежащие в основе современной экономической системы роста.  В этом отношении дегроус выступает в роли «инструмента» для пересмотра доминирующей сегодня экономической мысли.  Один из теоретиков дегроус выразил это таким образом:

…. дегроус  - это не просто количественное уменьшение того же самого, это гораздо более фундаментальная перестройка, парадигматическая переоценка ценностей,  в частности (пере)определение социальных и экологических ценностей и (новая) политизация экономики”

Теоретики дегроус также говорят о ‘деколонизации сознания’ или ‘деколонизации воображения’, замечая, что, как только экономический рост будет признан абстрактной идеей, а не объективной реальностью,  это позволит серьезно рассматривать альтернативы.  Некоторые говорят о «побеге из экономики».

Аналогично Buen Vivir позволяет убежать от старых понятий экономического роста, поскольку представляет собой альтернативную экономическую парадигму, уже проверенную в ряде латиноамериканских стран.

Еще одним важным аспектом дегроус является то, что за последние 40 лет образовался довольно большой объем серьезной академической литературы, докладов на международных конференциях - Париж (2008), Барселона (2010) и две североамериканские конференции, Ванкувер (2010) и Монреаль (2012), - статей в респектабельных газетах, таких как Le Monde Diplomatique и собственной газете движения La Decroissance, многочисленных блогах и он-лайновых форумах, исследовательских институтах, а также многочисленных книгах и учебниках. Аналогично, в Латинской Америке ширится литература, конференции и обсуждение пост-индустриального и пост-экономического мира, основанного на собственной уникальной аборигенной культуре и перспективе Buen Vivir.

Эта литература и идеи представляют собой бесценную базу и ресурс не только для дегроус и коренных народов, но также и родственных движений, стремящихся лучше понять несостоятельность современной неолиберальной неоклассической экономической  модели и ищущих альтернативное будущее.

Дегроус  также признает и охватывает родственные идеи, понятия и движения, такие как, постиндустриальное развитие, пикойл, добровольная простота, транзишн таунс, и т.д.,  альтернативы ВВП, что можно видеть из многих выступлений на конференциях и статей.  На дегроус ссылаются в свою очередь такие авторы как  Ричард Хайнберг в своей книге "Конец роста".

Наконец, наверное, стоит отметить, что принцип дегроус рассматривают как платформу для дискуссий о необходимости политико-экономических перемен, ведущих к обществу без экономического роста. Как показала конференция в Монреале, в этих дискуссиях принимают участие академики и ученые, институты и исследовательские центры, активисты НГО, представители коренных народов.  Таким образом, дегроус предвещает появление новой политико-экономической и социальной парадигмы, способной реально трансформировать мир.



ЛИТЕРАТУРА:

Samuel Alexander Planned Economic Contraction: The Emerging Case for Joan Mart;nez-Alier a, Unai Pascual b, Franck-Dominique Vivien c, Edwin Zaccai .Sustainable de-growth: Mapping the context, criticisms and future prospects of an emergent paradigm. http://www.web.ca/~bthomson/degrowth/degrowth_history.pdf
John Dillon. The Economics of Sustainability. KAIROS Backgrounder. July Valerie Fournier.  Escaping from the Economy. Eduardo Gudynas. Buen Vivir: Today’s Tomorrow. 2011 Life Beyond Growth. 2012. Institute for Studies in Happiness, Economy and Society, Japan. http://lifebeyondgrowth.wordpress.com/
Judy Kennedy. The Growth of Degrowth (Part 1) Campaign for fair, sustainable economy is gaining ground. Serge Latouche. Degrowth economics. Le Monde Dkiplomatique. http://mondediplo.com/2004/11/14latouche/
Quebec Movement for convivial degrowth Mouvement Quebecois pour une decroissance conviviale.English translation http://www.decroissance.qc.ca/mouvement.html Bob Thomson (bthomson@web.ca)
Abby Scher. Greetings from the new Economy. CommonDreams.org Aug 4th, 2012
Bob Thomson. Pachikuti: Indigenous Perspectives and Degrowth. Conference Proceedings, 2nd conference on Economic Degrowth For Ecological Sustainability and Social Equity. Barcelona March 26th- 29th, 2010
Bob Thomson, Ottawa, 11 March 2011. Draft Bibliography on Convivial Degrowth Conference Barcelona 2010, March 26 – 29, 2010 the Second International Conference on Economic Degrowth for Ecological Sustainability and Social Equity. http://barcelona.degrowth.org/
International Conference on Degrowth in the Americas. http://montreal.degrowth.org
Janet M Eaton presented on Degrowth and Trade Deglobalization at the Montreal International
Conference on Degrowth in the Americas, May 2012. That paper will later be posted on this site.


Рецензии